Технологии связи с общественностью (PR - технологии)
Связь с общественностью – “паблик рилейшинз” (PR) – во всем мире известна в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить о PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления, в работе правительств и государственных служб.
В июне 2000 года генеральная ассамблея Европейской конфедерации PR рекомендовала всем практикам в Европе использовать следующее определение: “PR – это сознательная организация коммуникации. Цель PR – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двухсторонней коммуникации”.[335]
Автор известной в России книги о PR Сэм Блэк предпочитает следующее определение: “Паблик рилейшнз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информации”.[336] Определение весьма краткое, и в то же время довольно общее, где границы предмета PR абсолютно размыты.
Современное понимание PR более ориентировано на потребителя и избирателя, на установление добрых отношений с общественностью.
Еще одной отличительной чертой современных PR является приобретение ими глобального характера. Государство, чьи PR не обладают таким характером, не сможет успешно конкурировать в сфере экономики и обладать должным политическим имиджем. [337]
И, наконец, важной чертой современных PR стала их значимость в политической жизни стран. Имиджмейкеры и специалисты по связи с общественностью не только принимают активное участие в предвыборных кампаниях, но и участвуют в повседневной деятельности политических лидеров, подчас определяя принятие того или иного политического решения.
PR часто пытаются свести к журналистике и чисто журналистским технологиям. Но это ошибочный подход. Базой для PR является не журналистика, а общественные науки.[338] Сегодня специалисты по связи с общественностью в своей работе используют различные технологии. Это, прежде всего, технологии, нацеленные на отказ от обмана и фальсификации фактов, установление обратных связей “отправителя” и “получателя” информации.
Базовые принципы PR-технологий:
- открытость информации;
- взаимная выгода “отправителя” и “получателя”;
- опора на общественное мнение, уважительное отношение к обществу.
В соответствии с этими принципами выделяются основные направления PR-технологий:
- обслуживание связей с госструктурами, общественными организациями;
- создание благоприятного политического имиджа кандидата, партии, организации;
- управление процессом восприятия сообщений и аудиторией;
- работа с персоналом исследовательских центров, СМИ;
- общественная экспертиза;
- поддержка связей с инвесторами и т. д.
В последние годы разрабатываются изощренные техники исследования, позволяющие проникнуть в скрытые мотивы поведения потребителя политического “товара”. Фирмы проводят мотивационный анализ причин и условий, определяющих поведение потребителя и избирателя. Знание комплекса мотивов, исходя из которых «покупатель» делает выбор в пользу определенного кандидата, позволяет избежать возможных ошибок в PR-деятельности.
Необходимо отметить, что с появлением новых глобальных компьютерных технологий значительно изменился инструментарий PR. Так, в США уже несколько лет действует закон “Национальная информационная инициатива”, согласно которому все государственные органы США обязаны иметь web-страницу в Интернете. Сегодня этому примеру последовали практически все развитые страны мира, в том числе и Россия.
В настоящее время многие российские фирмы, объединения, организации, политические партии уже создали свои представительства в Интернете. Первые российские web-страницы появились в начале 1994 г., а сегодня их уже тысячи.
Анализ показывает, что хорошо сделанная web-страница в конечном счете решает несколько задач:
- устраняет дублирование одной и той же деятельности разными отделами; информация о работе каждого подразделения становится известна всей организации, поэтому легче координировать работу;
- сокращает время на поиск нужной информации и, в конечном счете, повышает эффективность работы службы;
- осуществляет связь с общественностью и резко улучшает отношение людей к организации, так как им становится понятным, чем она занимается, зачем нужна и куда можно обратиться рядовому гражданину в случае необходимости;
- формирует имидж организации в многомиллионном пространстве, помогает находить зарубежных партнеров, способствует вхождению организации в мировое сообщество в качестве равноправного партнера.[339] Поэтому чрезвычайно важен факт подготовки нужной информации для выставления ее на странице. Но пока, за очень редким исключением, web-страницы создаются и функционируют не под контролем специалистов по связям с общественностью.
Компьютерные технологии позволяют использовать принцип не только однолинейной, но и многофункциональной, диалоговой связи, создающей новые возможности для участия в политико-информационном обмене. Ряд информационно-аналитических центров исполнительных органов используют следующие технологии: электронные таблицы вопросов направляются с помощью модемной связи в интересующие регионы; ответы респондентов таким же образом попадают в компьютеры исследовательского центра, обрабатываются и могут служить основой для формирования соответствующих подходов со стороны управленческих структур в отношении тех или иных субъектов управления, проведения избирательной политики, изучения, формирования и манипулирования общественным мнением.
В целом, в России еще предстоит сформировать и отладить механизм повседневной деятельности службы PR в органах государственной власти, где работа специалистов станет эффективной лишь тогда, когда органы государственной службы, получая полную информацию об общественном мнении, используют ее в качестве органически встроенной части процесса принятия государственного решения.