Роль философии фирмы в создании ее образа в общественном мнении
Имидж организации непременно связан с ее эффективным развитием, с изучением механизмов достижения зрелости, «пика, вершины, цветущей силы» (akme), удержания достигнутого — стабильности. Важным представляется анализ причин развития организации на стадии упадка. Развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным процессом — об этом руководитель-политик должен всегда знать и помнить.
Организация — это открытая система, которая не только вступает во взаимодействие с внешней средой, но и развивается под ее влиянием. «Воздействие факторов внешней среды может привести к образованию той или иной организации, повлиять на нее в периоды становления и расцвета... подтолкнуть ее к гибели» (З.И. Логиновская). Под факторами внешней среды мы понимаем факторы исторические и политические, демографические и экономические, культурные и социальные.
Анализ внешней среды позволит выявить и спрогнозировать наиболее благоприятное стечение факторов внешней среды для успешного развития организации.
В процессе становления и развития организации выделяют две позиции:
Позиция первая: достижение успеха любыми путями уже на стадии становления организации. Будущая и перспективная (стратегическая) цель отодвигаются.
Позиция вторая: Организация, живя днем сегодняшним, не забывает и о будущем, ради которого она создана. Поэтому чем-то следует жертвовать ради перспективы, но этот факт не означает, что сегодня надо игнорировать то, что может быть достигнуто без ущерба для будущего.
Отсутствие цивилизованной системы рыночных отношений, твердых правовых норм, ослабление норм нравственных — все это объясняет степень риска при формировании новой организации, а это значит, что руководитель и члены его команды должны быть готовы к разным «неожиданностям».
Элементы содержания корпоративной культуры:
* стиль отношений между сотрудниками и, в частности, между руководителями и подчиненными;
* стиль принятия решений;
* стиль управления проблемами и конфликтами;
* стиль осуществления изменений;
* стиль отношений с внешними компонентами микро- и макросреды;
* история организации, ее «фольклор»;
* наиболее распространенные отношения сотрудников к миссии и целям организации;
* ценности организации (как реальные, так и провозглашаемые руководством);
* установленные формальные процедуры.
Формирование специфической корпоративной культуры — обязательный процесс, сопровождающий существование любой организации. Если руководство не занимается целенаправленно формированием постулатов веры и стандартов этики, то они возникают стихийно. Если же руководство пришло к необходимости их целенаправленного формирования, то оно делает это при помощи письменно сформулированных принципов, затрагивающих такие сферы, как отношение к потребителям и качеству их обслуживания, отношение к качеству товаров, отношение к инновациям, отношения между сотрудниками, обязанности сотрудников по отношению к фирме и фирмы по отношению к сотрудникам, ответственность перед акционерами, ответственность перед поставщиками, ответственность перед обществом, отношение к окружающей среде. Постулируемые принципы, как правило, выражают лояльность, проявляемую во всех перечисленных сферах.
После того как постулаты веры и этические принципы сформулированы, они доводятся до сведения сотрудников организации. Однако нельзя сказать, что с этого момента они автоматически становятся частью ее корпоративной культуры и находят отражение в ее внутреннем имидже. Для того чтобы это произошло, необходимы дополнительные усилия, осуществляемые на постоянной основе. Те руководители, которые искренне стремятся к реализации провозглашенных принципов, вводят их в тренинговые программы для персонала, устанавливают постоянный контроль за их практическим воплощением, обязательно учитывают эти принципы в своей кадровой политике (в частности, не допускают, чтобы лица, нарушающие эти принципы, продвигались по служебной лестнице), поощряют тех работников, которые достигли успеха в реализации этих принципов.
Без таких активных действий, демонстрирующих и подтверждающих провозглашенные руководством принципы, эти принципы не станут частью корпоративной культуры.
При введении принципов необходимо помнить и о высоком уровне символизации современной культуры: практически любой элемент окружения воспринимается человеком как символ. С учетом этого внедряемые принципы должны получать символическое подтверждение. Например, если в организации провозглашен принцип экономии, то ему должны сопутствовать соответствующие символы: личный автомобиль руководителя не должен быть слишком дорогим, интерьер его офиса — слишком претенциозным, сотрудники должны видеть, что организация аккуратно относится к закупкам с точки зрения цен, и т.д.
В последние десятилетия среди постулатов веры корпоративной культуры многих западных организаций все более важное место занимает постулат качества. Это произошло под влиянием японской корпоративной культуры, в результате массового выхода на американский рынок в конце 70 — 80-х годов японских товаров, отличающихся более высоким качеством. Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе с японцами, западные фирмы (и среди них «Ксерокс») были вынуждены начать борьбу за качество. В результате сравнительного анализа японской и западной корпоративной культуры, практических и теоретических разработок многих специалистов возникла концепция, называемая системой тотального управления качеством.
Эдвард Деминг выдвинул 14 принципов менеджмента, с помощью которых, как он считал, может быть достигнуто непрерывное повышение качества. Несколько отличный «Манифест» качества, также из 14 пунктов, предложил Филипп Кросби — автор принципа «ни одного дефекта», считающий, что «качество не ограничено" ничем». Сравнение этих двух манифестов показывает, что в программе Кросби значительно большее значение в борьбе за качество придается внутреннему имиджу организации: если в тексте Деминга только три раза употреблены термины/которые можно рассматривать как индикаторы категории «внутренний имидж» («нацеленность», «система взглядов», «сосредоточить внимание»), то в тексте Кросби таких терминов насчитывается восемь, включая повторяющиеся («доведение до сознания каждого сотрудника», «демонстрация», «повышение степени информированности», «осознания всеми сотрудниками происходящих изменений», «вдохновление людей», «информация», «высокая оценка <...> сотрудников», «обмен информацией», «демонстрация»). Поэтому приведем «Манифест» Кросби целиком:
1. Доведение до сознания каждого сотрудника, что руководители постоянно заботятся о качестве.
2. Формирование групп повышения качества в составе представителей всех подразделений.
3. Определение того, в чем заключаются нынешние возможные осложнения в области качества.
4. Определение затрат на качество и демонстрация роли такого инструмента в руках менеджеров.
5. Повышение степени информированности каждого сотрудника по вопросам качества и требование персональной заботы сотрудников о качестве.
6. Принятие мер по избавлению от проблем, выявленных при работе по предыдущим пунктам.
7. Создание комиссии для разработки и реализации программы работы без дефектов.
8. Обучение контролеров активному выполнению их части работы в программе повышения качества.
9. Проведение на предприятии «дней работы без дефектов» с целью осознания всеми сотрудниками происходящих изменений.
10. Вдохновление людей на принятие личных и групповых планов по совершенствованию.
11. Создание условий, при которых сотрудники могли бы оперативно доводить до руководства информацию о препятствиях, стоящих перед ними на пути реализации этих планов по совершенствованию.
12. Выявление и высокая оценка тех сотрудников, которые принимают активное участие в этих мероприятиях.
13. Создание советов по качеству с целью регулярного обмена информацией.
14. Непрерывное повторение вышеперечисленных действий с целью демонстрации того, что реализация программы повышения качества никогда не прекратится.
Эти правила могут служить одновременно принципами корпоративной культуры организации и принципами создания ее внутреннего имиджа, что подчеркивает его объективную обоснованность корпоративной культурой.
Важнейшей особенностью корпоративного имиджа является единство внутреннего и внешнего имиджа организации. Подобно тому, как индивидуальный имидж, ориентированный на восприятие, будет, при всех прочих равных условиях, тем эффективнее, чем прочнее он опирается на самоощущение индивида, и образ организации у внешних респондентов является более устойчивым, более надежно верифицируемым, если он находится в соответствии с образом этой организации у ее рядовых членов.