Сущность и типология политического лидерства
Понятие «лидер» происходит от англ. «lieder», что означает ведущий, управляющий другими людьми, это авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах.
Политический лидер – это и центр власти, и «мозг», и «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную длительную поддержку.
Ученые различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер – это, например, староста группы. А неформальный – сокурсник, к мнению которого прислушиваются, который умеет повести за собой. Хорошо, когда формальное и неформальное лидерство совпадают.
Проблема лидерства привлекала внимание уже в древние времена (Геродот, Плутарх, Платон и др.). Макиавелли, связывая свои надежды на объединение Италии с лидером, рисовал образ государя, который любыми средствами достигал своей цели. Ницше считал, что стремление к лидерству – это проявление «творческого инстинкта» человека, лидер имеет право игнорировать мораль – «оружие слабых». Французский социолог и психолог Лебон разрабатывал проблему лидера и толпы. А Г. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру, ибо большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству.
Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Таким образом, феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем и прежде всего это потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности.
Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента:
1) индивидуальные черты лидера;
2) ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
3) ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.
В политологии существует несколько концепций лидерства: теория черт, ситуационная концепция, личностно-ситуативная теория, интегративная и др.
Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам – героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».
Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.
Однако набор таких качеств значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали. К тому же во многих, главным образом, недемократических государствах политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
Ситуационная концепция делает акцент на зависимость лидерства от определенных социальных условий. Согласно этой концепции, лидер – это функция определенной ситуации. «Люди, являющиеся лидерами в одной ситуации, не обязательно будут ими в других ситуациях», именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой – в повседневной политико-организационной работе, третий – в межличностном общении и т.д. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли к выводу, что в современном западном обществе наибольшие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру и не задумывающийся о нравственной значимости своих действий.
Теория конституентов (последователей) явилась уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции. Здесь феномен лидерства объясняется через последователей и конституентов. Согласно этой теории «именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидера». Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера. Так, Т. Одорман в своей книге «Авторитарная личность» считает, что Гитлер отнюдь не случайно оказался у власти, ибо «сама нация авторитарна, - стремится к порядку, режиму, беспрекословному подчинению».
Интегративная теория лидерства пытается учесть недостатки всех представленных концепций и определяет лидерство как феномен, который определяется чертами личности самого лидера, ситуацией и позицией последователей в их динамическом состоянии.
Но поскольку природа лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории, и, в частности психоаналитическоеобъяснение лидерства.
Так, основоположник психоанализа З. Фрейд считал, что в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера, что проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.
Ученые франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими является формой своеобразного садизма. Причем такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими.
В заключении можно сказать, что, несмотря на большое количество теорий и концепций, создать единую универсальную концепцию лидерства не удается. И, наверное, потому, что сам феномен лидерства чрезвычайно сложен, многогранен, зависит от исторических эпох, политических режимов и многого другого.
Существуют разнообразные классификации лидерства. По стилю управления различают:
- авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы;
- демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в управлении ее деятельностью.
Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этим лидеры подразделяются на:
- традиционных (вожди племен, монархи и др.) – их авторитет основан на обычаях, традициях; в наши дни – аятолла Хомейни;
- рационально-легальных, избрание их происходит демократическим путем (депутаты, конгрессмены, президенты и т.п., к примеру, канцлер А. Меркель, президент Н. Саркози);
- харизматических, обладающих особым даром подчинять себе людей. Если в прошлом – это А. Македонский, Наполеон, то в ХХ в. к такому типу можно отнести, с одной стороны, - Сталина, с другой – Рузвельта.
Согласно этой классификации в основе первого типа лидерства лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидеров этого типа как генераторов революционного обновления общества в кризисные периоды.
Тип лидера в конечном счете связан с природой общественного строя и конкретно-исторической ситуацией. Как правило, харизматические лидеры появляются на крутых изломах истории страны или в переломные эпохи мировой истории. Так, не будь Великой Французской революции, ни Франция, ни мир не узнали бы ни Робеспьера, ни Наполеона. То, что Наполеон стал военным диктатором во Франции, истощенной войной, - это, конечно, случайность. Но если бы Наполеона не было, роль его выполнил бы кто-то другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек нужен, он находится: Цезарь, Кромвель, Наполеон, Ленин, Рузвельт и т.д.
Хотя многие считают, что лидерами не рождаются, а становятся, овладеть искусством лидера способен далеко не каждый субъект политики. Им может быть только личность, отличающаяся самостоятельностью мышления, способная генерировать идеи, выражать настроения масс, готовая брать на себя груз ответственных решений.
Пример Рузвельта доказывает, что, появляясь в кризисные моменты общественного развития, лидеры становятся инициаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Рузвельт организовал команду выдающихся специалистов, своеобразный «мозговой трест». Вместе с ними он создал и претворил в жизнь программу выхода страны из самого глубокого в истории капитализма экономического кризиса. По сути, он сумел провести такой огромный корабль как США, между Сциллой и Харибдой, т.е. между двумя опасностями, которые поджидали страну: путь нацистской Германии и большивистской России.
Личность политического лидера многогранна. Как правило, в одном лице соединяется теоретик, организатор, идеолог, оратор, педагог, психолог, стратег, тактик. Не меньшее значение имеет и комплекс личностных качеств: характер, способности, талант, темперамент, ум, воля, память, опыт, чувство долга, требовательность к себе и другим, политическая интуиция, хладнокровие, чувство юмора и т.д. и т.п.
Когда качества политика и умение реализовать их превосходят ожидания социальных сил, такие лидеры пользуются особым авторитетом, даже обожанием и любовью. В Древней Греции одним из таких деятелей был Перикл (годы правления 433-429 гг. до н.э.), при котором афинский полис достиг «высочайшего внутреннего расцвета», в Древнем Риме – Юлий Цезарь (годы правления 49-44 гг. до н.э.). Авторитет – величина переменная, его легко утратить, но трудно восстановить. Кто-то из политологов заметил: «Авторитет политика что хрусталь. Хотя шлифуется долго, все равно остается хрупким».
В современной политологии большое влияние уделяется разработке стилей политического лидерства, которые отражают не только индивидуальность лидера, но и характер взаимодействия лидера с окружением, степень влияния на массы, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, методы поддержания и осуществления политического курса.
Американский политолог Дж. Барбер, исследуя политические стили президентов США, выделил четыре стиля:
- активно-позитивный (ориентирован на эффективную, результативную и созидательную работу; пример – Ф. Рузвельт);
- активно-негативный стиль (преобладание личного самолюбия – Г. Трумэн);
- пассивно-позитивный (зависимость от каких-то групповых, узко партийных предпочтений – Дж. Картер);
- пассивно-негативный (минимальное выполнение своих политических функций – Дж. Буш).
Возрастание роли психологических факторов в процессе лидерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии, с помощью которых описывается политический стиль. Они более полно отражают мотивацию политического поведения, совокупность устойчивых психологических реакций лидера на события и процессы, в том числе стрессовые, позволяют учитывать значение бессознательных факторов.
На этом основании можно выделить пять политических стилей.
Параноидальный политический стиль. Ему соответсвует тип лидера, который можно обозначить термином «Хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в тех обществах, где отсутствуют устойчивые демократические традиции. Отсюда – обстановка всеобщего страха, подозрительности, доносительства. Ярким представителем такого стиля лидерства был Сталин.
Демонстративный политический стиль. Такому типу лидера можно дать определение «Артист». Он всегда играет на публику. Его отличает любовь к внешним эффектам и демонстрациям, страстное желание нравится. Представители демонстративного стиля менее всего предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитаной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо возбудить и увлечь за собой толпу.
Компульсивный политический стиль характеризует лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином «Отличник». Стиль его поведения характеризует напряженность, отсутствие гибкости, он постоянно озабочен, мелочен, догматически подходит ко всем инструкциям и правилам, у него отсутствует чувство времени, а потому он всегда рискует завести общество в тупик.
Депрессивныйполитический стиль олицетворяет «Соратник», который не способен играть ведущую роль, отсюда попытки объединиться с теми, кто реально может «делать политику». Сам же плетется в хвосте событий.
Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер «Одиночка», который предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Политическая ответственность в подобных случаях практически отсутствует. Но так как стремление к лидерству не позволяет долго удерживаться на позициях стороннего наблюдателя, то приходится либо присоединяться к какому-либо движению, либо создавать собственную партию. «Одиночка», как правило, постепенно трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Синтез этих стилей и явил Гитлер.
В содержательном отношении политическому лидеру приходится выполнять ряд функций:
- Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение единства всех политических сил общества, согласование интересов различных групп населения.
- Функция коммуникации власти и масс предусматривает упрочение каналов политической и экономической связи и тем самым предотвращает отчуждение граждан от политического руководства. Политический лидер – своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель интересов общества в целом и различных социальных групп. Он должен следить за постоянно меняющимися общественными настроениями и мнением. Кто-то из американских президентов заметил: «Я ношу результаты последних исследований общественного мнения в кармане своего пиджака».
- Организаторская функция связана с мобилизацией масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников принятого политического курса.
- Координаторская функция – продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политической деятельности, всех ветвей власти: парламента, суда, органов исполнительной власти и т.д.
А вот американский политолог Р. Такор выделил три основные функции, которые должен выполнять политический лидер.
1. Диагностическая. Постановка диагноза – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции, и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников, но, учитывая оценки экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации. Диагностическая функция тесно связана с директивной.
2. Директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.
3. Но лидерство – это нечто большее, чем анализ и принятие решений. Это и «мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом.
Крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории – культ личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание, и даже обожествление человека. Культ политического руководителя – это, по сути, воскрешение языческого идолопоклонства (отсюда мавзолеи, памятники). Идейные истоки культа лежат в тотальной идеологии; благоприятная питательная почва создается патриархальной и подданнической политической культурой (вера в хорошего царя или руководителя).