Влияние на мораль в образовании
Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть — как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль — оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской».
Влияние на гетеросексуальные отношения
Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем это влияние оценивается как позитивное, также отмечаются и негативные последствия.
В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.
Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью». В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.
Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности.
Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делают выбор в пользу гостевого брака или так называемых «отношений без обязательств».
Влияние на религию
Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии.
В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства. В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать священниками и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь — в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.
Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе, католичестве и православии. Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией. Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе.
Критика
Феминизм включает в себя множество направлений и течений, вызывающих неоднозначную реакцию в обществе. Феминистская мысль на данный момент не сформировалась в стройную единую теорию. Толкование термина зависит от экономического, теоретического, политического, социального и другого контекста. Негативную оценку чаще вызывают эпатажные крайности западных женских организаций.
По словам журналистки Ады Баскиной, феминизм (прежде всего в Америке) приобрёл гротескные формы и давно оторвался от собственно стремления к равноправию. Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) — феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) — автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) — автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины — люди».
Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Российский политик Ирина Хакамада полагает, что ныне востребован скорее пост-феминизм: «Я считаю, что в развитых странах, к коим, несмотря на традиционализм ментальный в отношении женщины в семье и в обществе, причисляю Россию, феминизм как политическое протестное движение сегодня себя исчерпало».
Часто сугубо личные проблемы женщин возводятся в ранг общественно значимых. По словам Кэти Янг, «Неудача с одним мужчиной, — с лёгкостью проецируется на всех мужчин».
Домашнее насилие прочно ассоциируется с образом мужчины, при этом не допускается, что в качестве агрессора может выступать женщина.
Иногда в феминистском движении явно выделяются взгляды крайней экстремистской направленности: мужененавистническая пропаганда, призывы к открытой гендерной войне с непримиримой конфронтацией двух полов.
Маскулинизм и феминизм как разновидности гендерного экстремизма / Авт. Надолинская Лина Николаевна
Рост насилия в отношении женщин, о котором заявляют феминистки, говорит скорее о расширении понятия «сексуального посягательства», под которое теперь попадают психологическое давление, словесные угрозы применения силы, а не только само физическое воздействие. Этим и объясняется крупный разрыв между цифрами, приводимыми женскими организациями («каждую вторую женщину в Америке изнасиловали или пытались изнасиловать»), и данными полиции по числу поданных заявлений.
Несмотря на то, что декларативно феминизм часто определяет себя как движение за равноправие, собственно равенство выгодно феминисткам лишь в немногих случаях. Половые предрассудки эксплуатируются ими там, где им угодно («женщина более чувствительна») и отметаются, когда невыгодно («женщины менее интеллектуальны, чем мужчины»).
Принцип двойных стандартов наглядно демонстрирует дело Лорены Боббит, отрезавшей спавшему пьяному мужу половой член, но впоследствии полностью оправданной. Дело проходило под колоссальным давлением феминистических организаций. Адвокатам удалось убедить судей, что женщина действовала в состоянии аффекта (временного помешательства), хотя при аресте она заявляла, что совершила преступления из-за «сексуальной неудовлетворённости». Тема с тщательностью смаковалась в СМИ, Боббит пригласили на Шоу Опры Уинфри, а также делу был посвящен специальный выпуск проекта «Американское правосудие» под заголовком Lorena Bobbitt: Women and Violence.
Современный феминизм часто бывает дискредитирован нерациональными и антимужскими выходками отдельных представителей движения. Часть радикально настроенных феминисток выступает против участия отцов в воспитании детей, часть призывает даже к уничтожению мужчин.
Некоторые феминистки выдвигают предположения, что мужчины — «это молодая эволюционная ветка, какая-то слабая и почти тупиковая, а за женщиной основная эволюционная, развивающая часть».
Радикальные течения феминизма ныне уже ставят главной целью не только ликвидацию неравенства между полами, но и доказательство превосходства женственности и ущербности мужчин с призывами к матриархату. Рождённый таким образом сепаратизм, а также война с гетеросексуальностью, поляризует полы и очень сильно отталкивают как мужчин, так и женщин. В результате только около 30 % женщин даже в Америке считают себя феминистками. В России же слово «феминизм» стало практически ругательным. По выражению социолога Ольги Крыштановской: «У нас под феминистками подразумевают лесбиянок, которые ненавидят мужчин». Подобного же мнения придерживается кандидат философских наук, доцент Лариса Варфалви: «завоеваниям феминизма угрожают сами [радикальные] феминистки».
В 90-х гг. в США и Великобритании появилось целое поколение женщин, настроенных критически по отношению к господствующему радикальному феминизму с его постулатом «женщины-жертвы» и «агрессивно настроенного» к ней мужчины, что ознаменовало собой приход эпоху постфеминизма.
Нужно также отметить, что американский феминизм, с характерной ему культурой разделения полов и агрессивным радикализмом, с трудом экспортируется в другие страны и его нельзя принимать как образ будущего. В Европе активность женских организаций принимает менее ожесточенный характер, там удается сочетать нормы традиционного поведения и идеалы равноправия. Не имеют реального влияния за пределами Соединенных Штатов также проблематика «войны полов» и political correctness.
Феминизм отрицательно действует на уровень рождаемости в странах, попавших под его влияние. Политолог и демограф Сергей Градировский объясняет это тем, что «дети — зримое проявление фаллической силы, способы демонстрации которой в эпоху феминизма и политкорректности сильно репрессированы». Значительно возрастает и число разводов.
Кроме того, в пропагандируемой «войне полов» нет места такому понятию, как любовь, которое подаётся как пережиток патриархальной культуры.
Негативную оценку феминизму, или разным его проявлениям, давали такие деятели, как Кристина Шрёдер (немецкий Министр по делам семьи и женщин) , Дэвид Бенатар (южноафриканский учёный, автор книги Второй сексизм: дискриминация мужчин и мальчиков), журналист и педагог Владимир Легойда, писатель Александр Никонов, учёный Сергей Капица, журналистка Ада Баскина, писатель Дмитрий Быков, американский радиоведущий Раш Лимбо, Маргарет Тэтчер, тележурналист Дмитрий Крылов, актёр Александр Лойе, Виктор Ерофеев, Оксана Робски, филолог Сергей Аверинцев, бизнес-леди и потомок королевской семьи Мария Бурбон, журналист Алексей Венедиктов, певица Варвара, актриса Елена Корикова, актёр Курт Рассел, Эвелин Лаудер, старший вице-президент Estee Lauder.
Американский философ, психолог и футуролог Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» заявляет, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на, соответственно, «чернокожие» и «белые», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма.
Американский журналист Роберт Шиффер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности, тем не менее, пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Шиффера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. В такой точке зрения его поддерживает целая группа людей. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему нейтральное по отношению к полу движение «эгалитаризм». Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда ставшее почти универсальным в западных странах убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности.
Критиками феминизма отмечается, что в законодательстве ряда стран (в том числе России) женщинам предоставляются льготы при отбытии наказания. В качестве примера приводятся статья 82 Уголовного кодекса,
«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребёнком четырнадцатилетнего возраста».
«По достижении ребёнком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».
В соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов. Также остро обращается внимание на то, что в законодательстве многих стран применение смертной казни допускается только в отношении мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов и является исключительной и не тривиальной формой дискриминации мужчин.
По мнению консервативного социолога и известной феминистки Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров. Также в своей работе она выражает опасения за то, что в результате феминистского движения и осознанных показательных принижений успехов (особенно говоря о гендерных феминистках, которые всячески принижают эти успехи, достижения и непрестанно говорят о большом люфте), которых движение смогло достичь на поле прав с мужчинами, они в итоге могут получить не только женскую выгоду, но и мужскую негативную реакцию, что может привести к так называемому эффекту бумеранга, и многие из стараний движения окажутся отброшенными назад, и женское общество только потеряет от этого, как и все общество в целом.
Более того, Кристина Соммерс вместе с не менее известной феминисткой Камилой Папалья с самого начала его второй волны, пришли к выводу, что феминизм является ни чем иным как некой разновидностью тоталитаризма. В частности они говорят, что много молодых женщин в феминистских группах комбинируют в себе две очень опасные вещи: усердие с неверной информацией. Их учат, что каждая четвёртая из них является жертвой изнасилования, что она зарабатывает лишь чуть больше половины от мужского заработка, что они страдают огромной потерей самоуважения и многому прочему. Но на самом деле все это — сплошные мифы, гротескные преувеличения. И что сейчас нужно решительно избавляться от такого рода тоталитарного женского менталитета.
Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных социальных и гендерных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам, в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, заявляет, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания.
Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье с выраженными традиционными гендерными ролями —маскулинной и фемининной соответственно — отца и матери. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы, неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное.
Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело — женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей в большинстве случаев отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов.
Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Патрик Бьюкенен; они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень эмиграции из таких стран — самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.
Список литературы
· Кейтлин Моран. Быть женщиной: Откровения отъявленной феминистки = How to be a Woman. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 298 с. — ISBN 978-5-91671-331-2.
· Шерил Сэндберг. Не бойся действовать: Женщина, работа и воля к лидерству. — Альпина Паблишер. — 2014.
· Эмансипация женщин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
· Judith Butler. «Feminism in Any Other Name» (1994), differences 6:2-3: 44-45.
· Alice Echols, Daring to Be Bad: Radical Feminism in America, 1967—1975, University of Minnesota Press 1990
· Karen Kampwirth, Feminism and the Legacy of Revolution: Nicaragua, El Salvador, Chiapas, Ohio UP 2004
· Gerda Lerner, The Creation of Feminist Consciousness: From the Middle Ages to Eighteen-Seventy, Oxford University Press 1994
· Kaja Silverman, Male Subjectivity at the Margins, p.2-3. New York: Routledge 1992
· Calvin Thomas, ed., «Introduction: Identification, Appropriation, Proliferation», Straight with a Twist: Queer Theory and the Subject of Heterosexuality, p.39n. University of Illinois Press (2000)
· Наоми Вульф Миф о красоте: Стереотипы против женщин (2013) ISBN 978-5-91671-204-9, Альпина нон-фикшн
· Наоми Вульф Вагина: Новая история женской сексуальности (2014) ISBN 978-5-91671-301-5 Альпина нон-фикшн