Политическая мысль Древней Греции и Средних Веков

Этические основы политики заложил древнегреческий мыслитель Со­крат. Он не оставил после себя письменных трудов, но глубина его диа­логов, которые в течение восьми лет записывал за ним его ученик Платон, до сих пор поражает проникновенной мудростью. И позже именно Платон заложил фундамент теорий со­циалистического типа и основу идеального государства, которую видел в обществен­ной собственности. «Утопию Платона нередко характеризуют как первое произве­дение утопического коммунизма, поскольку в его идеальном обществе пра­вители, высшая социальная группа, не обладают иной, кроме личной, собст­венностью. Тем не менее, Платоновскую утопию нельзя считать коммунисти­ческой, не смотря даже на то, что она послужила прообразом для ряда после­дующих, утопически-коммунистических сочинений».[21]

Идеальное государство, которое представляет философ, противопоставляется рабовладельческому строю и является его отрицанием. В идеально устроенном обществе, по убеждению Платона, нет рабства. Основными социальными группами являются свободные земледельцы и ремесленники, воины и прави­тели – наиболее образованная, умудрённая часть общества, которых Платон называет философами. Каждое сословие занято своим делом: философы – мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им дос­тупно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земле­дельцы создают материальные средства жизни. Причём, первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи. Философ вполне ясно даёт понять, что экономически эффективнее будет труд, когда каждый будет специализиро­ваться в своём деле.

Платон попытался построить рациональную модель идеального государ­ства. По мнению Платона, государство как совместное поселение создаётся благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда. Таким образом, он одним из первых связал появление политики, государ­ства с социальными изменениями, т. е. разделением труда, появлением клас­сов, неравенства.

И. Кант, рассуждая над наследием Платона, определил его значение так: «Хотя совершенного строя никогда не будет, тем не менее, следует считать правильной идею, которая выставляет этот maximum в качестве прообраза, чтобы руководствуясь им, постепенно приближать законосообразное обще­ственное устройство к возможно большему совершенству» [22].

Фундамент теории либерального толка создал другой древнегреческий мыслитель Аристотель, которого по праву называют учеником Платона, дерзнувшим заявить: «Платон мне друг, но истина дороже». Главным поли­тическим произведением Аристотеля является «Политика»[23]. Этот труд философ создал, проанализировав 158 греческих полисов, по сути дела, столько же видов государст­венного устройства. Он не только обобщил опыт существования греческих полисов, но и на большой фактической основе разработал технологию форм государственного устройства. Одной из самых лучших мыслитель признавал политию, которая основана на частной собственности граждан и является своеобразным двигателем прогресса. Аристотель полагал, что в природе человека заключено желание заботиться только о том, что принад­лежит ему. Имущественное равенство, отсутствие частной собственности, отстаиваемое Платоном, приведёт к застою в жизни общества и недовольству со стороны сильных и талантливых, т.к. без собственности нельзя проявить своих лучших качеств: трудолюбия, уважения к женщине, любви к детям, щедрости и благотворительности.

Выявив на основе анализа греческих полисов формы государственного устройства, Аристотель предложил три «правильных» и три «неправильных» формы государства. Правильные – это царская власть, аристократия и поли­тия, а неправильные – это тирания, олигархия и, так называемая, неумеренная демократия.

Западная политическая мысль уходит корнями в эпоху античности. Причем, современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому, Аристотеля чаще всего и называют основателем политической науки.

Эпоха средневековья ознаменовала собой не только то, что в обществе господствовали теологические рассуждения, далёкие от политической тео­рии, но также и то, что идеология католической церкви категорически запрещала личностное самоопределение в духовных вопросах. «Любое внутреннее со­противление церковной опеке тотчас парировалось тем, что лучшие и под­линнейшие побуждения индивида таинственны до неощутимости, что чело­век сам не ведает, чего он в действительности хочет, заблуждается… в отно­шении своего призвания, блага, пользы, коренного интереса и т. д. … Чего мирянин хочет нехотя, того церковь хочет для него сознательно, ибо мыслит и знает за него».[24]

Главный принцип средневековой политической мысли теократизм, т. е. преобладание над индивидом и государством идеи Божественной воли и церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укрепле­нием Церкви как общественно-политической организации, окончательное оформление которой происходит к ХIII веку. Следует заме­тить, что в средние века господствовала христианская политическая док­трина, которая брала свои идеи из библейского учения, провозглашавшего равенство всех людей перед Богом, ценность каждой человеческой личности, божественную предопределённость, отдельное сосуществование духовной и политической власти (Богу-Богово, а кесарю-кесарево) и т.д. Ценным вкладом христианства является то, что оно, наряду с адапти­рованным средневековым обществом античным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства, образовало тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, со­ставляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей.

Средневековый мыслитель Августин Блаженный в своём труде «О граде Божьем» за­тронул важные вопросы, касающиеся, в том числе, и политической жизни го­сударства. История человечества, по мнению Августина, это вечная борьба добра со злом. Государственная власть в виде «большой шайки разбойников» не может победить в этой борьбе, единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели, в граде Божьем.

Авторитетный средневековый мыслитель Фома Аквинский также размышлял над вопросами государственной власти, права, морали, экономики. На его взгляд: «Государственное сообще­ство является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели».[25]

Представления о периоде средневековья как о застое в общественной жизни и научной мысли не совсем справедливы. В этой связи, прав Ф. Шлегель, зая­вивший: «Если средневековье и можно сравнить с тёмной ночью, то эта ночь звёздная».

Если основная тема средних веков – град Божий, то главная ценность эпохи Возрождения – это человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа эпохи Возрождения – это гуманизм.

Никколло Макиавелли и Эразм Роттердамский в своих политических фи­лософиях возвращаются к рационализму, стремясь отделить политическое от религиозного. По этому поводу есть высказывание Ф. Бэкона о Макиавелли: «Нам есть за что благодарить Макиавелли и других авторов такого же рода, которые открыто и прямо рассказывают о том, как обычно поступают люди, а не о том, как они должны поступать».[26]

Выдающийся итальянский мыслитель XIV - начала XV вв. Н. Макиавелли сам принимал непосредственное участие в политической жизни и был послом в ряде государств, воспринимая политику изнутри. Оче­видно, это укрепило его в мысли, что политическая наука – это наука практи­ческая, служащая решению жизненно важных задач. Именно использование эмпирического подхода к анализу политической действительности позволяет рассматривать Макиавелли предтечей современной политической науки. Свои измышления философ наиболее полно выразил в книге «Государь»[27].

Он считал, что только монарх-реформатор, избранный народом, может объединить страну, создать национальное государство, независимое от пап­ства. Для реализации этой высшей политической цели хороши все средства. Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши. Широко известно высказывание Н. Макиавелли, которое прочно вошло в современную политику: «Цель оправдывает средства». Мыслитель писал, что строя национальное го­сударство, князь должен быть отважнее льва и хитрее лисы, может не выпол­нять своих обещаний, если это идёт на пользу дела. Более всего ему следует заботиться о силе, так как хорошие друзья всегда будут, если будут хорошие войска. Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует бес­порядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, стра­дает всё население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица.

Никколло Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени. Он оказал значительное влияние на западную политическую мысль. В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.

Наши рекомендации