Природа и основные теории политического лидерства
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе.Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.
Лидерство имеет широкие объективные основы. Явления, во многом схожие с лидерством, наблюдаются не только в обществе, но и в природе, в среде животных, ведущих стадный образ жизни, например, в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д.
Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный порыв толпы в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся зачинщиками, которые могут повести людей, скажем, на штурм правительственных учреждений.
Институализация лидирующих позиций отражается в понятии формального лидерства.Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах.
Субъективная способность и готовность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (организации, общества) характеризуется категорией неформального лидерства.В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институализация лидирующих позиций может не происходить, здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества лидеров, их способность объединять группу, повести ее за собой. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии), институализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение сравнительно большими властными полномочиями обязательны.
Именно к такому типу объединений и деятельности относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу таких особенностей политики институализация и формализация лидирующих позиций проявляется в ней особенно отчетливо. Это придает формальным аспектам политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации и упорядочении деятельности масс людей зависит не столько от индивидуальных качеств лидеров (хотя это тоже очень важно), сколько от силы и влияния институтов власти. Учет этих особенностей политического лидерства необходим при определении этого понятия.
Лидерство присуще различным формам социально-политической организации. Что же непосредственно лежит в основе лидерства? Почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера или его поклонников?
На этот счет в современной политологии существует несколько теорий. Прежде всего, это теория черт.Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность.К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способностии др.
Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию, т.к. оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных качеств личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха.
Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно варьируется в зависимости от исторических эпох и особенностей конкретных государств мира. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее, Эфиопии и т.д. К тому же во многих, главным образом недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
Другая теория лидерства – ситуативная– обосновывает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Она исходит из относительности, множественности феномена лидерства. Лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение, принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергает политиков европейского или американского склада, типа Обамы или Берлускони. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада.
С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества релятивны, относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой – в повседневной политико-организационной работе, третий – в межличностном общении и т.д. В целом же лидеров отличает главным образом готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства требованиям объективных обстоятельств. Ряд сторонников этой концепции пришел к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются далеко не полностью. Ограниченность этой теории состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые, прогрессивные тенденции и возможности использовать их, заблаговременно решить острые социально-политические проблемы.
Прояснить субъективные механизмы лидерства помогают психологическиеконцепции и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства.Как считал основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству и в том числе к лидерству.
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. Заметный вклад в развитие психоанализа внесли неофрейдисты Э.Фромм, Т.Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно такая личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой она восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и желание унизить их.
Психоаналитическое объяснение лидерства значительно расширило представления о психологических мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций.
Имеются и другие концепции лидерства.