Объект и предмет политической регионалистики, региональная политика
Объектом политической регионалистики является объект политологии, т.е. политические институты, явления и процессы.Как результатом синтеза географии и политологии является политическая география, так результатом синтеза региональной науки и политологии стала политическая регионалистика.
Следует заметить, что политическая регионалистика — политическое ответвление в региональной науке, пока не является столь развитым научным направлением в мировой практике. Западная региональная наука по-прежнему ориентирована в большей степени на изучение социально-экономических, демографических, градостроительных, экологических вопросов в контексте размещения, пространственного структурирования и перемещения объектов и явлений (позднее к ним в логике развития западной науки добавилась поведенческая проблематика). В таком виде региональная наука гораздо ближе к экономической географии и региональной экономике. Вообще региональная наука в мировой практике пока не претендует на статус отдельной науки и представляет собой скорее попытку организации диалога между региональными направлениями, существующих в различных науках, и специалистами в этих областях. Вопросы, близкие к политической регионалистике, рассматриваются в большей (но тоже пока недостаточной) степени в западной политической географии, которая в последние десятилетия все дальше уходит от традиционной географии и приближается к политологии.
Политическая регионалистика все еще переживает этап становления, на Западе она тоже пока не сложилась как наука. Россия с ее уникальным комплексом региональных проблем вполне может стать одним из центров развития политической регионалистики. Сама политическая регионалистика, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве особого научного направления с самостоятельными перспективами, хотя имеющего отчетливо междисциплинарную природу и неразрывно связанного с другими науками.
Таким образом, объект исследований в политической регионалистике во многом является тем же самым, что и для политологии в целом. Но для его более четкого определения следует использовать правило территориальной дифференциации, которое означает рассмотрение только тех политических явлений, которые характеризуются территориальной неоднородностью:
• исследуемые в политической регионалистике объекты предполагают наличие у них внутренней территориальной дифференциации. Если таковой не наблюдается или она не признается значимой, то объект не может рассматриваться в политической регионалистике.
• политическая регионалистика ориентирована на исследование политики на субнациональном (т.е. внутригосударственном) уровне, что практически исключает из исследования объекты, имеющие международный или общенациональный, но не дифференцированный на субнациональном уровне, формат.
Региональная (социально-экономическая) политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
Х. Ричардсон в одной из своих работ, выпущенных в 1969г., писал, что региональная наука «находится в эмбриональном состоянии, ее теоретические рамки все еще слишком неопределенны», а В. Томсон в 1966г. признавался, что «теория размещения и региональная экономика – всего лишь пасынки в семье экономических наук».
По утверждению отечественных регионоведов, сам термин «региональная наука» ввел в обиход американский экономист У. Изард, он считал, что региональная наука шире, чем региональная экономика. По его мнению, наиболее реальна аналогия между региональной наукой и прикладной географией.
В литературе понятия «региональная политика» и «региональная экономическая политика» нередко употребляются как синонимы, что не совсем корректно, т.к. региональная экономическая политика не охватывает всего спектра возможной управленческой деятельности государства. Так же используется термин «региональная социально-экономическая политика». Данный термин максимально «раздвигает» диапазон управленческих действий страны, и практически «сливается» с термином «региональная политика». С учетом этого обстоятельства в учебном процессе предлагается оперировать всеми тремя понятиями как взаимозаменяемыми, но для краткости – отдавать предпочтение самому лаконичному из них, не забывая при этом о семантических нюансах.
Региональная политика обычно является составной частью национальной стратегии социально-экономического развития и как таковая полностью исходит из философской концепции властей. Региональная политика может быть осознанной, полуосознанной, неосознанной.
Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между федеральными центрами и субъектами федерации сегодня является предметом особого внимания как федеральных и региональных государственных органов власти, так и ученых разных направлений – политологов, управленцев, экономистов, историков, географов, социологов, правоведов и др.
В тесной связи с региональной политикой находятся такие понятия как «региональная экономика», «региональное развитие», «региональное планирование», «региональное моделирование», «регионализация» и др. Региональная экономика исследует совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов. Региональное развитие подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона. Региональное планирование, которое обычно ассоциируется с региональным программированием, представляет собой одну из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения острых региональных контрастов и социальных противоречий. Под региональным моделированием понимается эконометрическое (экономико-математическое) конструирование существующей или перспективной социально-экономической структуры региона с целью ее оптимизации (регионометрика). Регионализация (или районирование) обозначает ничто иное, как процесс таксонирования регионов (районов).
Методологической базой регионоведения, по мнению Морозовой Т.Г., являются положения региональной политики и стратегии, различные управленческие процессы в регионах, современные научные теории экономического районирования, результаты исследования структуры региональных комплексов, целевые федеральные программы развития регионов России, теоретические аспекты формирования территориально-производственных и отраслевых комплексов, закономерности и принципы размещения производительных сил отраслей хозяйства и экономических районов. Региональная политика опирается на такие научные и учебные дисциплины, как политология, управленческие и юридические науки, экономика региона, экономическая история, политическая, экономическая и социальная география, демография, социология, статистика, религиоведение, этнография, экология и т.д.
Региональная политика – это комплексная, интегральная политическая и социально-экономическая дисциплина, изучающая закономерности процесса формирования, функционирования, управления социально-политической, финансово-экономической системами региона-субъекта РФ с учетом политико-правовых, исторических, демографических, религиозных, экологических, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.
Сердцевина региональной политики – реализация экономических целей и задач государственной власти.