Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты: людей, организации, отношения, действия, программы и эмоции, которые определяют характер и направленность этих действий. Но все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам.
Объекты политики – фрагменты политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие.
Субъекты политики – носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере отношений, нет устойчивого закрепления атрибутов субъекта или объекта за постоянным носителем – все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство служит объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений.
Ресурсы политики – элементы материальной и духовной среды, которые, будучи вовлечены в политику, используются субъектами для воздействия на объекты политики с целью их изменения. Можно выделить три группы ресурсов политики:
1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;
2) человеческие – масса людей, принимающая активное или поддерживающее участие в политическом действии, уровень их активности, степень вовлеченности в политические процессы;
духовные – эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания и поддержки ими основных программных целей и установок
8. Политическая мысль Античности
Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.
Великий греческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.) в своих произведениях («Государство», «Политик», «Законы») создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.
Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; «коммунизм» как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.
Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия – власть честолюбцев; олигархия – господство немногих над большинством в личных целях; демократия – власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания – власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).
Другой великий греческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Афинская полития», «Этика». Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию) – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.
В созданной им теории «среднего элемента», под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории «среднего класса».
Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.).
Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.
В «Кратком пособии для претендентов на выборные должности» Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.