Власть и связанные с ней понятия

С властью*связана целая смысловая группа парных сопоставле­ний: власть и — мощь (могущество), влияние, господство, авторитет, убеждение, принуждение (насилие). И не только. Итало-американский политолог Джованни Сартори (род. 1924) утверждает: власть — это семантическая (т.е. смысловая) головоломка.

В первую очередь под властью подразумевают высшую государствен­ную власть, что отражено в смысловой стороне многих языков нашей пла­неты. По-французски власть — le pouvoir — это еще и синоним централь­ного правительства; по-английски — the power — и держава, государство со всей его мощью; по-немецки— die Gewalt— кроме собственно влас­ти, также мощь либо насилие. В нашем родном русском языке власть за­частую оказывается синонимом начальства, а в множественном числе (вла­сти) обозначает властные органы государства. На чешском слово vlast — родина, отечество, политическая власть как таковая именуется тос, рав­но как и мощь, а правительство — vlada. Следует помнить и то, что до­вольно популярное словосочетание «власти предержащие» в качестве вер­ховного правления государства заимствовано из Библии (в каноническом русском переводе) из послания апостола Павла к Римлянам, где и содер­жится обоснование божественного происхождения, высшей религиозной санкции на политическую власть: «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога» (Рим. 13:1).

Томас Гоббс, определяя власть через могущество*,писал так: «Власть есть не что иное, как избыток могущества одного человека над другим», а Спиноза добавил: могущество человека возрастает тогда, когда он использует свой разум либо объединяется с другими людьми, и в этом смысле человек — «политическое животное».

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Могущество человека... есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага. Власть человека, если рассмат­ривать ее универсально, состоит в его нынешних возможностях овладеть очевидными будущими благами.   Т. Гоббс, «Левиафан»

Показательно, что почти все мыслители прошлого, рассуждая о власти, не дают ей четкого определения, хотя и признают, что власть — фокус поли­тики, а также науки об этой сфере деятельности человека. Последнее — едва ли не единственное, в чем они согласны друг с другом. Тот же Макиавелли, очарованный игрой власти, склонен, говоря о ней, скорее прибегать к яр­ким эпитетам и сравнениям, чем искать более или менее строгие дефини­ции. Только на современном этапе развития политической науки появляют­ся разнообразные трактовки именно самого понятия (концепта) власти. Для одних теоретиков власть есть влияние*особого рода, для других — спо­собность к достижению конкретных целей (в т.ч. в распределении матери­альных и иных ресурсов), для третьих — возможность использования не­ких средств, для четвертых — специфическое отношение (приказание/под­чинение или еще какое-то иное) между управителем и управляемым и т.д.

Отличия в трактовке понятия связаны не только с многозначностью самой власти, но и с разными способами употребления данного слова. С одной стороны, оно позволяет слагать метафоры обыденной речи (ока­заться во власти волн, преодолеть власть нищеты, вырваться из-под власти любовных чар и т.п.).

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Обратите внимание Фраза «учитесь властвовать собой» — метафора, предполагающая контроль разума над эмоциями. Если воспринять ее как «совет» по поведению в реальных властных отношениях, то возникает некая ненормальная ситуация расщепления личности вроде ши­зофрении — «двоевластия в одной голове».

С другой стороны, власть выражает особое политическое понятие, даже фиксирует довольно строгую научную категорию политологии. Однако при­близительность и небрежность в обращении со словом власть и связанны­ми с ним по содержанию терминами господство, влияние, авторитет и подобными им создают немало проблем для практической политики и для политической науки.

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Я считаю довольно грустным отражением состояния политической науки тот факт, что наша терминология не проводит различия между такими ключевыми словами, как власть, мощь, сила, авторитет и, наконец, насилие. Все они относятся к ...различным феноменам... Использование их в качестве синонимов не только указывает на оп­ределенную глухоту к лингвистическому значению, что само по себе весьма серьезно, но также указывает на некое слепое восприятие ре­альностей, которым они соответствуют.   X. Арендт, «Кризисы республики»

Вместе с тем при всей сумятице, которую вносит в наше мышление, а с ним и в политическое поведение смешение значений, нельзя отрицать важность сущностной близости, хотя и не идентичности, тех явлений, ко­торые относятся к смысловому «гнезду» понятия власти. Мощь*и силу*объединяют с властью особые способности к какому-то делу, свершению. Богатство, нормы, права, полномочия (даже навыки, обычаи) составляют собой некие проявления власти, но осуществляемой по-иному и в других отношениях. Наконец, влияние, авторитет, господство — неотъемлемые специфические категории (и в этом смысле продолжения) власти со свои­ми особыми инструментами, условиями осуществления и т.п.

Содержание власти

Важно различать виды власти — политическую и неполитическую. Для отличия такой «несовершенной», как бы сказал Аристотель, влас­ти вне политики от вполне «совершенной» ученые пользуются именно понятием политической власти,как имеющей только собственный смысл, источники и ресурсы, а также образующей особого рода власт­ные отношения.

Та или иная политика всегда обнаруживается в неполитических аспек­тах единой человеческой реальности. Если мы в состоянии выделить эко­номическую политику, то у нее непременно найдется и свое средство все­общей связи, делающее возможным и эффективным выполнение обяза­тельств, взятых на себя участниками экономических отношений. Раз так, то можно говорить об особой власти в сфере экономики, а значит, и об авто­ритете, полномочиях*и правах экономических субъектов.

Для определения сущности власти как таковой можно было бы огра­ничиться указанием на то, что она выступает средством всеобщей связи при осуществлении целедостижения, символическим посредником,обес­печивающим выполнение взаимных обязательств (в кратком истолковании Толкотта Парсонса). Однако такое указание вряд ли достаточно, ибо в качестве подобного средства могут выступать самые различные явления — от грубого насилия до тонких дипломатических ухищрений.

На протяжении всей истории человечества власть одних людей над другими принимала порой самые причудливые формы. В древности физи­ческое превосходство рождало власть: кто сильнее, тот и правит. Постепен­но по мере развития цивилизации власть стала наследоваться. Король — символ и воплощение власти, передаваемой по наследству. В более поздние времена в символ власти превратился капитал — кто обладает им, у того власть над промышленностью, т.е. и над другими людьми. Итак, традици­онные источникивласти — насилие, наследство, богатство. Во второй половине XX в. все чаще начали писать о знании как еще об одном, специ­фически современном, источнике власти. Правда, надо отметить, что уже с античности повелители понимали, что образование помогает подчинить ин­дивида коллективу, а около 400 лет назад английский философ и государ­ственный деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) рассматривал знание в каче­стве силы.

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Джон Гэлбрейт (род. 1908), выдающийся американский социолог, эко­номист и политический мыслитель, писал в книге «Новое индустриальное общество» (1967), что энергоносителем индустриального общества были

деньги. Но в век информатики таким энер­гоносителем становится знание. Сегодня можно наблюдать формирование новой линии раздела в обществе — на тех, кто обладает информацией, и тех, кто выпол­няет свои функции вслепую. Власть ин­формированного класса будет опираться не на собственность, на землю или капи­тал, а на знание. Другой известный автор, работающий в сфере политической тео­рии и прогнозов, Олеин Тоффлер (род. 1928) так прояснял ситуацию с современ­ными источниками власти: в конце XX в. происходит перераспределение власти, затрагивающее не только ее системы, но и глубинные основания. Теперь факторы власти — по-прежнему насилие и богат­ство, но главным становится знание, ибо именно оно лежит в основе по-современ­ному понимаемых силы и богатства. Зна­ние имеет двойную структуру: образование как приобретение технической или науч­ной, практической или теоретической ком­петенции; информация как постоянное совершенствование политической и эконо­мической функций личности, причем ин­формацию можно преобразовать в действенную пропаганду каких-либо вла­стных тактик. Кстати, указанным источни­кам соответствует и определенный набор способов доступак политической власти: силовой (революция, переворот), наследо­вание (династия), выборы.

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Множество попыток объяснить сущ­ностьвласти так или иначе сводились к двум основным тезисам: 1) признанию на­личия некоей абстрактной власти, оказы­вающейся самотождественной; 2) понима­нию власти как какого-то качества или силы, которая может находиться в распоряжении ее временных храните­лей, быть переданной по наследству, захваченной, узурпированной и т.д.

Иной подход ввел в современную науку немецкий социолог и теоре­тик политики Макс Вебер, который определял власть как отношение,пред­полагающее согласие обеих сторон — управителя и управляемого — в нем участвовать. Анализ власти (точнее, господства) Вебера касался не только политических институтов (государства, партий, профсоюзов), но и корпо­раций вроде Церкви, предприятий. Он рассмотрел власть как действие, на­правленное по отношению к чему-либо или к кому-либо. Для проявления власти нужно, таким образом, чтобы в наличии было два человека или две группы людей — субъект и объект. Собственно говоря, нынешние кратология и политология в целом по преимуществу исходят из веберовских кон­цептуальных тезисов.

Вебер полагал, что власть — это возможность теми или иными особы­ми способами добиться подчинения со стороны определенной группы лю­дей, однако он не имел в виду некую вероятность (шанс) применить могу­щество или влияние ради подчинения: власть — это самые разные мотивы послушания: от обычной привычки до рациональных (рассудочных) сооб­ражений. Значит, по Веберу, всякое подлинное отношение господства со­держит интерес, внешний или внутренний, к подчинению (см. «Экономика и общество»).

Формула власти Вебера выглядит следующим образом: власть состоит в способности индивида А добиться от индивида Б соответствующих воле А поведения или воздержания от действий, с которыми Б в противном слу­чае не согласился бы. При более внимательном рассмотрении этой форму­лы власти легко заметить: недостаточно, чтобы объект Б вообще как-ни­будь реагировал, а нужно его поведение в соответствии с волей А. Очевид­но, что не всякие отношения означают власть. Кроме того, в данной формуле сравниваются реальный факт и гипотеза («в противном случае делать бы не стал»), но мы не знаем этого точно — ведь можно представить себе си­туацию, когда воли А и Б совпадают или Б случайно поведет себя так, как хотелось бы А. Значит, Вебер подразумевал, с одной стороны, навязывание воли и подчинение — с другой.

ВЕБЕР(Weber), Маке(1864, Эрфурт — 1920, Мюнхен) — социолог, экономист, политический философ и историк, оказавший выдающееся влия­ние на формирование фундаментальных основ тео­рии и методологии социальных наук, в т.ч. полито­логии, XX столетия. Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Автор многочисленных работ, среди которых: «Про­тестантская этика и дух капитализма» (1904-1905); «Объективность» социально-научного и социально-политического познания» (1904); «Критические ис­следования в области логики наук о культуре» (1906); «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-1919); «Политика как призвание и профессия» (1919); «Наука как при­звание и профессия» (1920); «Экономика и общество» (1924, иосм. публ.) и т.д. Творческий потенциал трудов Вебера соизмерим с наследием других ве­ликих социальных мыслителей: его называют «великим буржуазным антипо­дом Карла Маркса». Вклад в развитие политической мысли.Научные интересы Вебера — это широкий круг вопросов по социологической теории и методологии со­циального познания, истории капитализма и факторам генезиса западной цивилизации, религии, праву, экономике и т.д. Размышления ученого о при­роде, мотивах и типах господства стали классикой политической теории. В отношении методологии социального знания («наук о культуре», напри­мер истории) — как именно индивидуальные суждения превращаются в объек­тивно-научные, общезначимые — Вебер подчеркивал: социальная наука долж­на быть свободна от оценочных суждений в соответствии с принципами подхода к любой дисциплине естествознания. Однако это требование не означает переноса естественнонаучной методологии на исследование общества и дея­тельности человека из-за их специфики и отказа ученого — как частного лица — от своего права на нравственную (и политическую) позицию, собственные оцен­ки. Индивидуальное суждение становится объективным при его «отнесении к ценности», значимой для всех познающих субъектов в данную историческую эпоху. Ценность в таком случае — свойственное эпохе направление «интере­са», т.е. она не может быть надысторической, а значит, абсолютной истиной на века в силу социально-исторической детерминированности знания. Ориентация на ценность— основа для образования научных понятий. Исходя из этого принципа, Вебер предложил методологический инструмент познания — «идеальный тип» в качестве теоретической схемы для выраже­ния «интереса эпохи». При мысленном конструировании идеального типа (с учетом его утопических, даже «чуждых миру» свойств) нужно сознатель­но абстрагироваться от всей полноты реальности и выделять только некото­рые се аспекты. Для Вебера идеальный тип — лишь средство познания, вы­полняющее классификационные, терминологические и т.п. функции. Для историка идеальный тип нацелен на раскрытие «генетических связей» меж­ду имевшими место явлениями и отличается по сути и способам создания от «чистого» идеального типа в социологии с его более общим характером. Категория действия — одна из центральных для социополитической тео­рии Вебера. Действием он называет любое человеческое поведение (внешнее или внутреннее деяние, бездеятельность или переживание испытания), когда действующий связывает с ним некий субъективный смысл (мотив). В свою очередь, основным субъектом (актором) социального действия, для которого характерны субъективная мотивация и «ориентация на других», выступает отдельный индивид. Изучения действий групп людей (коллективностей) Ве­бер оставлял психологам, считая, что поведение индивида в массе часто под­ражательно, не субъективно, значит, и не социально. Вебер выделял четыре вида социальных действий: 1) целерациональное — ориентированное на осознаваемую человеком цель, причем выбор средств для ее достижения осуществляется им в соответствии с критерием успеха; 2) ценностно-рациональное — поведение сознательно организовано согласно конкретной системе ценностей, не связанных с оценкой успешности; 3) аф­фективное, которое определено «через актуальные аффекты и чувства», т.е. в основе его — эмоциональные побуждения; 4) традиционное, обусловлен­ное привычкой. Образцовым (идеальным типом) для прочих видов действий, позволяющим классифицировать многообразие человеческого поведения, яв­ляется целерациональное. Данный выбор неслучаен: Вебер считал рацио­нализацию социального действия («замену внутренней приверженности при­вычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображени­ям интереса») всемирно-исторической тенденцией, распространившейся с Запада на неевропейские цивилизации. Радикальной рационализации как сущностной черте современности подвергаются все основные сферы обще­ства: хозяйственная деятельность, управление в экономике и политике, образ мышления, повседневная жизнь и т.д. Убедительное проявление этого процесса — рост социального значения науки. Исходя из рациональности, Вебер проанализировал современное общество, противопоставив идеальные типы «традиционного» и «капиталистического» (индустриального) обществ, которые различаются по форме собственности, пре­обладающим технологиям, рынку рабочей силы, способам экономического рас­пределения, природе законов, распространенным мотивациям. В традицион­но-аграрном обществе: собственность привязана к наследственному социаль­ному статусу; почти нет механизации работ; законы имеют частный характер, т.е. неодинаково применяются к разным социальным группам; преобладающие мотивации сосредоточиваются вокруг удовлетворения нужд на привычном, фик­сированном уровне. Напротив, в капиталистическом обществе: частная соб­ственность на все средства производства и их концентрация находятся под кон­тролем предпринимателей; механизация труда является ведущей технологией производства, а его критерии — эффективность, производительность, рацио­нальность в организации; труд — это товар на открытом рынке, свободно пере­мещающийся между отраслями и регионами в соответствии со спросом; ры­нок выступает в качестве основы распределения и потребления, а также не ог­раничен слабым развитием средств платежа, транспортировки товаров и прочими барьерами (т.е. может их преодолевать самостоятельно либо с помо­щью государства); законы универсальны (отсюда принцип равенства граждан перед законом) и ясно прописаны; конечная мотивация экономического пове­дения — неограниченное приобретательство. Показательно, что Вебер создал идеальный тип именно современного ка­питалистического общества, связанного корнями с западной — и никакой иной — культурой. Такой подход открыл возможность для сравнительных исследований; позднее он рассматривал специфику социокультурных (вклю­чая духовные) оснований западного капитализма в сравнении с историчес­ким своеобразием незападных цивилизаций (Восток, в т.ч. Россия). Лишь та­ким образом стало возможным выявление уникальных составляющих рели­гиозно-хозяйственной этики Запада. Сравнительный анализ привел Вебера к выводу, что цивилизационные отличия не могут быть чисто экономическими, а определены социально-историческими и культурно-историческими услови­ями. Именно в данной связи возникло понятие «дух капитализма» — этичес­кие (преимущественно протестантские) нормы, реализующиеся в человечес­ком поведении как «этос», регулирующий весь уклад жизни его носителя, как «строй мышления», находящий свою наиболее адекватную форму в капита­листическом предприятии. Вебер считал, что современный ему мир все больше оказывается в «же­лезной клетке» расчета, а общественной жизни угрожает бюрократизация, понятая им как результат вовлечения масс в политику, сопровождающегося появлением множества общественных организаций, рационализация дея­тельности которых и имеет следствием бюрократизацию. Такая ситуация таит в себе опасность деструктивной для рационально-легального порядка реакции в виде эмоционально возбужденных массовых религиозных и политических движений. Вебер также указывал на необходимость развития т.н. плебисцитарной демократии, позволяющей народу избирать харизма­тических лидеров. По его мнению, это компенсировало бы недостаток леги­тимности (народного признания) власти в парламентских республиках. Эти и другие концепции Вебера оказались очень продуктивными для ис­следования политики и решения все новых вопросов политической теории на уровне задач XX в.
Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Интерпретация Формула власти, по Фридриху Энгельсу, классику коммунистичес­кой мысли: власть — это навязывание воли одной стороной для подчинения другой.

Иными словами, подразумевается, что в процессе осуществления влас­ти интересы одного субъекта приносятся в жертву интересам другого. По­нятно, что тем самым усиливается конфликтный аспект власти. Несмотря на всю привлекательность этого подхода, он требует многих дополнительных уточнений, существенно затрудняющих фиксацию содержания власти.

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Интерпретация Американский политолог Роберт Даль (род. 1915) упростил вебе-ровскую формулу власти: А имеет власть над Б настолько, насколько А может заставить Б сделать то, что не сделал бы самостоятельно.

К власти вообще очень трудно подойти объективно, она ускользает, видоизменяется, «играет» с наблюдателем. Стоит ли удивляться, что чуть ли не каждый известный политолог попытался сказать о власти что-то свое?

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Общее определение власти должно включать следующие элементы: - не менее двух партнеров отношений власти, причем этими партне­рами могут быть как отдельные лица, так и группы лиц; - приказ осуществляющего власть, то есть выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождае­мый угрозой применения санкций в случае неповиновения выра­женной таким образом воле; - подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осу­ществляет, то есть подчинение выраженной в приказе воле осуще­ствляющего власть; - общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчи­ниться приказам осуществляющего власть.   Е. Вятр, «Социология политических отношений»

Одни отожествляют власть с теми ресурсами, которые используют­ся для связывания и опосредования целенаправленных действий и обя­зательств (отсроченных действий) в политике. При таком подходе власть предстает как своего рода мощь, сила, воля, обаяние или просто как не­кий необъяснимый, чудесный дар, именуемый загадочным словом ха­ризма(гр. kharisma — божественная милость, дар: от kharis — прелесть, удовольствие). Это могут быть и возможности, порожденные иными, чем политика, аспектами человеческого существования, которые превраще­ны (конвертированы) во власть — богатство из экономической сферы, влияние — из социальной, нормы и образцы — из культурной. Подобной властью как ресурсом люди обладают (власть и владение — слова однокоренные), утрачивают его, передают, получают и делят.

Для других политологов понятнее и ближе сведение власти к устойчи­вым отношениям между людьми. Они связывают власть с приказанием/под­чинением или зависимостью, обезличенной волей обстоятельств, а то и с вза­имозависимостью. Взаимозависимость и вообще отношения двух или более переменных — это функция, и в таком качестве власть уже не может быть присвоена одним лишь лицом. Более того, функция начинает преобладать над людьми, делая их своего рода заложниками структурных отношений, предзаданных традициями и навыками политического взаимодействия. Власть как бы отчуждается от конкретного лица и становится «личиной», маской со своей ролью и сюжетной линией, которые приходится разыгрывать.

Есть, наконец, политики и политологи, для которых власть предстает в виде открытия грядущих возможностей (потенций), т.е. как средство политического творчества, проявляющегося в решении проблем создания новых ресурсов и функций. Такое творчество немыслимо без обсуждения и согласования альтернатив. Над ресурсами и над функциями надстраи­вается содержательная форма связи (коммуникация), порождающая все более современные, соответствующие обновлению условий смыслы че­ловеческой деятельности, соотнесение целей и средств, а главное — выд­вигающая глубинным основанием власти эффективность целедостижения.

Все эти различные трактовки феномена власти не исключают друг дру­га — они фиксируют разные и совершенно реальные ее аспекты. В нынеш­ней политологической литературе нередко выделяют как минимум три та­ких измерения.

В соответствии с директивнымаспектом власть понимается как гос­подство, обеспечивающее выполнение указания верховного властителя, будь то человек или институт. Определенная таким образом власть — именно та, что осуществляет свою волю путем введения в дело разных наличных средств, ресурсов разного рода. Очевидно, что это очень серьезная харак­теристика власти.

Важно и функциональноеизмерение, т.е. понимание власти как способности и умения реализовать функцию общественного управле­ния*на практике. Данная функциональность обусловлена тем, что по­литическая власть представляет собой отношение между теми или ины­ми субъектами и объектами, политическими акторами (отдельные граж­дане, их организованные группы, партии, государства и т.д.).

Коммуникативныйаспект власти обусловлен тем, что отправление власти идет путем общения, с использованием известного языка, понятно­го обеим сторонам данного общественного отношения.

Все три перечисленные аспекты власти — совершенно реальны, но все же не совсем равнозначны. Директивная составляющая, т.е. власть как при­нуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Это, по сути, и отражено в распространенных в политологии оп­ределениях власти.

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Власть означает любую возможность проводить внутри данных со­циальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивле­нию, независимо от того, на чем такая возможность основана.   М. Вебер, «Политика как призвание и профессия»
Власть и связанные с ней понятия - student2.ru В самом общем виде власть одного лица над другим можно опреде­лить следующим образом: Иван имеет власть над Петром всякий раз и только тогда, когда, согласно нормам общества, к которому при­надлежат Иван и Петр, Иван имеет право приказывать Петру, а Петр обязан подчиняться приказам Ивана... Власть — это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан пови­новаться. Говоря о приказывании и повиновении, мы имеем в виду определенный тип воздействия, отличный от того, что обычно назы­вают «влиянием».   Е. Вятр, «Социология политических отношений»

Вебер постарался и классифицировать власть, сформулировав ее три идеальных типа. Первый из них он обозначил как индивидуализирован­нуювласть, которая обычно осуществляется одним человеком и во многом зависит от его личных качеств. Из истории известно, что древнегреческие герои (тираны) добивались верховного статуса благодаря своим подвигам. При этом их смелость, умение повести за собой людей и соотносить свои силы с противником играли решающую роль. Макиавелли добавил и дру­гие качества, необходимые властелину, — ловкость, изворотливость, спо­собность добиваться цели любым путем, независимо от моральных огра­ничений. Однако у власти данного типа есть серьезные недостатки — преры­вистый характер и отсутствие четких правовых границ. В случае смерти правителя, твердо и общепризнанно воплощающего собой власть, как пра­вило, наступает период политического и иного кризиса (смуты), поскольку такое руководство трудно воспроизвести его наследнику.

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Обратите внимание В П69 г. Андрей Боголюбский отказался сесть на княжеский пре­стол в Киеве, сжег город, но сохранил за собой титул князя Киевско­го. Он перенес столицу Руси во Владимир, где попытался создать новый тип правления, отличающийся и от вечевого, и от боярского. Его система власти строилась на следующих принципах: абсолют­ная власть князя; он не подчиняет себе бояр, а просто игнорирует их; правитель видит высшую санкцию (утверждение) власти в самом себе; князь воплощает собой весь народ. Условие существования по­добной власти — наличие такого мощного репрессивного аппарата, который превышал бы возможности сопротивления всех потенци­ально противодействующих сил. В итоге Андрей Боголюбский был убит и у власти воцарился Всеволод Большое Гнездо; уже само до­бавление к его имени говорило о возврате к коллективному типу ру­ководства (князь вместе с боярами).

Еще один идеальный тип — это институционализированнаявласть. Политические мыслители долго размышляли о том, как сделать отправ­ление власти непрерывным. Именно этой цели служат различные поли­тические институты и государственные учреждения. Но если источник власти находится не в людях, а в принципах или институтах, то после­дние легко ограничить (поэтому, например, появились идеи естествен­ных прав человека), а также выработать правила и механизмы передачи власти чаще всего тремя основными способами: по наследству (от роди­теля к потомку либо родственнику); по правовым установлениям (в т.ч. назначение в порядке иерархической очередности); по конституции (че­рез механизм выборов). Следовательно, институционализированная власть по существу и означает современное государство.

Власть и связанные с ней понятия - student2.ru Обратите внимание Постановлением Великого Поместного и Земского Собора 1613 г. право на наследование всероссийского престола было закреплено на вечные времена за потомством царя Михаила Федоровича Рома­нова (1596-1645). Российские законы о престолонаследии основаны на законодательстве, принятом императором Павлом I в 1797 г. В ст. 27 указано: «Оба пола имеют право к наследию Престола; но преимущественно принадлежит сие право полу мужскому по по­рядку первородства; за пресечением же последнего мужеского поколения, наследие Престола поступает к поколению женскому по праву заступления». Все члены Императорского дома имели право престолонаследия, кроме потомков от их браков с лицами, не обла­давшими соответствующим достоинством.

Абстрактная власть институтов воплощается в конкретных людях. Итак, третий идеальный тип власти — персонифицированная.В последнее время наблюдается усиление личностного фактора во властвовании. В немалой степени это связано с приходом эры телевидения и позже — Интернета. Раньше отношения между управителями и управляемыми имели преиму­щественно безличностный характер. Многие даже не знали, как выглядит их правитель. С развитием средств массовой коммуникации политики вошли в частную жизнь граждан; их взгляды порой лучше знакомы людям, чем мнения коллег или соседей. Дистанция между властью и массами сократи­лась, власти предержащие перестали быть богами и выступили в образе живых людей, однако наделенных соотечественниками особыми полномо­чиями и функциям. Возникло явление, получившее название «государство-спектакль». Ореол властвования оказался подверженным эрозии.

Наши рекомендации