Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ

Тема 16.ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

1.Политическая культура: сущность, структура и функции.

2. Классификация основных типов политических культур.

3. Основные черты и особенности политической культуры Республики Беларусь.

1. Политическая культура: сущность, структура и функции. Вовлечение социальныхгрупп и индивидов в политику, обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения.

Впервые термин «политическая культура» использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений.

Политическая культурапредставляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения.

Политическая культура составляет органическую часть общей культуры общества с ее характерными особенностями, ценностями, нормами поведения. В процессе обучения и накопления собственного опыта у людей складывается более или менее устойчивые, типичные для определенного общества образцы организации в отношении политической системы, ее институтов, других участников политического процесса, а также в отношении самих себя.

Понятие политической культуры фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политические отношения.

Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления. Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Политическая культура определяется как система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса.Более сжатое определение:политическая культура –это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

В структуру политической культуры включаются, прежде всего, такие компоненты, как субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

Объектом может выступать сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.Если структурировать политическую культуры индивида, то здесь следует выделить, прежде всего, политические знания и убеждения.

Некоторые исследователи в структуру политической культуры включает политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений. Важнейшим элементом политической культуры общества является культура взаимоотношений политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей.

Выделяется и такой элемент политической культуры как национальные государственные символы.Отмечается и такой элемент политической культуры, как политические традиции, представляющие собой нормы политической жизни, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в политической жизни общества в течение длительного времени.

Польский политолог Ежи Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценка политических явлений; 3) эмоциональная сторона политической позиции;4)«образцы» политического поведения Политическая культура выполняет следующие функции:

1) познавательную (обеспечивает накопление знаний о политике и политической системе и передачу политических знаний и опыта в обществе);

2) аксиологическую(формирует определенную систему политических ценностей, идеалов и норм, способствующих наряду с соответствующими знаниями становлению убеждений и рациональных действий субъектов политической деятельности);

3) воспитательную(способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в политической жизни общества личности);

4) нормативно-регулирующую (обеспечивает упорядочение и регенерацию политических отношений на основе соответствующих предписаний и норм);

5) коммуникативную(служит обеспечению политического общения членов общества и трансформации индивидуальной политической культуры в групповую, групповой – в национальную, национальной – в общечеловеческую).

Американский политолог Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С.Вербой (род.1917) книгу «Культура гражданина», рассматривал политическую культуру как психологический феномен, отмечая, что каждая политическая система включена в особый образец ориентации на политические действия, которые он счёл полезным назвать «политической культурой».По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три вида компонентов:

1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях;

2) чувства, обуславливающие реакцию индивида, – чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения;

3) ценности, верования, идеалы, идеологию.

Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Д. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), считают, что это особый, субъективный специфический ракурс политики.

Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.

Характеризуя, таким образом, неразрывную связь политических действий человека с поиском своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием политической конъюнктуры. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политики. (И. Шапиро,П. Шаран). Усвоение политической культуры личностью происходит в ходе политической социализации.

Политическая социализация– это процесс, с помощью которого политическая культура передается, приобретается и изменяется. Это также и совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под политической социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы.

Политическая социализация – это и вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. В рамках любой политической системы действуют специальные институты, целью которых является формирование определенного типа личности, в том числе политическая социализация; семья; школа и другие учебные заведения; формальные и неформальные социальные группы (коллеги, клубы, классы и т.п.); партии и политические организации; средства массовой информации и др.

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительской). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления.

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, поддерживаемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы общения ипр., придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, как правило, возникает противоречие между официальной (институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения.

Однако в разных странах, и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, всегда существуют различия в степени признания иподдержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций.

Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического (протестарного) учения граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, «единая кровь» своей общины.

Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования.

2.Классификация основных типов политических культур.Выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический.

Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества; недопущении открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп; вытеснении из политической жизни возможности выбора.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и ее базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм деятельности; высоком статусе демократии в иерархической структуре ценностей.

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три чистых вида политической культуры – патриархальную, подданническую, активистскую и три смешанных типа – патриархально-подданническую, подданническо-активистскую и патриархально-активистскую, которые получаются из смешения чистых типов.

Патриархальнаяполитическая культура – это политическая культура общества, в котором либо еще не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных. Патриархальнаяполитическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид мало восприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя).

Подданническая политическая культура («культура подчинения») характеризуется «высокой частотностью ориентаций» в отношении дифференцированной политической системы. Однако члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы. Подданническаяполитическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.

В активистскойполитической культуре («культуре участия») все ориентации достигают «высокой частотности». Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в ее деятельности. Культура участияотличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга.

В реальной политической практике, как отмечают Г. Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три названных типа смешанных культур.

Первый из них – патриархально-подданнический –характерен для обществ, которые переживают этап перехода от провинционализма к централизованной политической власти.

Второй тип – подданнически-активистский –характеризуется тем, что значительная часть населения становится активно ориентированной на более или менее демократическую политическую систему, хотя остальные продолжают оставаться лояльными по отношению к авторитарным формам и структурам правления.

Третий тип – патриархально-активистский –характерен для стран, которые только становятся на путь демократии. Политическая культура там отличается фрагментарностью.

Согласно концепции Г.Алмонда и Вербы политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности.

Её наиболее характерная черта – рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

Основные черты и особенности политической культуры Республики Беларусь. Политическая культура постсоветской Республики Беларусь представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности.

Гражданская культура имеет свой темп идинамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. Вот почему едва ли следует подтягивать естественный ход культурных изменений к желаемым.

Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности, социальных интересов создает условия для изменения типа политических ориентации. Однако объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко предписывать ее не могут. Смыслы и значения политической активности могут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений-представлений, которые определяются социально-экономическим положением конкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменение культурного кода политического поведения происходят очень медленно, поэтому часто политические решения правящей элиты рассчитаны на культуру политического участия и не сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов стандартам прежней подданнической культурыявляется основой политических кризисов и конфликтов.

Тенденции развития политической культуры Республики Беларусь. Развитие рыночных отношений и политической демократии меняет источники и способы формирования политической культуры, делает этот процесс стихийным, менее управляемым. В таких условиях политическая культура более дифференцирована по формам выражения и субъекту-носителю. Существенно различаются формы выражения политических ориентации (насильственные или мирные), их содержание у социальных групп с различным уровнем общей культуры, материальной обеспеченности, социальным опытом.

В условиях расширяющейся свободы противоречивовзаимодействуют две тенденции: с одной стороны, доминирующим фактором социальной и политической активности становятся творческие начала личности, широта ее кругозора, склонность к преобразованиям; с другой - преобладание в реально существующем общественном сознании населения страны ценностей равенства, коллективизма,справедливости. Это обнаруживает высокую зависимость политических представлений от конкретного материального положения индивида. Ориентация большинства населения на удовлетворение сиюминутныхинтересов делает его заложником популистских лидеров.

Отсутствие в белорусском обществе фундаментальных и общепринятых политическихценностей, а также целостной системыполитической социализации, которая их воспроизводит и транслирует широким слоям населения, порождает известные трудности на пути демократических преобразований.

Во-первых, зависимость процесса формирования политической культуры от материального благополучия конкретного индивида делает политический процесс непредсказуемым и не создает предпосылок для диалога власти и общества.

Во-вторых, стихийность и неуправляемость формирования политических ориентации различными агентами социализации, которые часто предлагают взаимоисключающие образцы политического поведения, затрудняют достижение согласия в обществе по базовым ценностям. Без наличия общепринятых ценностей власть может оказаться не в состоянии создавать и поддерживать у населения веру в собственную легитимность. Тем самым политический режим оказывается не способным осуществлять интеграцию устремлений различных социальных групп вокруг общезначимых целей и мобилизовать население на их осуществление.

Политическая стабильностьв обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессуисозиданию.

Тема 17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

1.Политическая идеология: понятие и функции.

2.Основные идейно-политические течения в современном мире:

либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм.

3. Социалистическая идеология.

4. Идеология фашизма.

1.Политическая идеология: понятие и функции. Все политически организованные общества существуют и воспроизводят себя посредством мышления и сознательных действий множества составляющих его индивидов, социальных групп и их организаций. В этом процессе и возникает политические идеологии – теоретически упорядоченные системы идей и представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости её сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на неё.

Идеологии создаются теоретиками-идеологами и в своем первоначальном виде существуют как учения-доктрины о политике и государстве, об их происхождении, смысле, закономерностях развития, а также о целях и задачах политической деятельности. В этом значении политическая идеология представляет собой определенную теоретическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на государственную власть, которые стремятся в соответствии с этой целью подчинить общественное мнение собственным идеям.

Всегда выражая интересы, надежды и цели лишь отдельных политически организованных социальных групп, политические идеологии по своей природе являются разновидностью одностороннего, тенденциозного сознания и поэтому в существенно большей мере относятся к области веры, но не к сфере действительно научного знания. В истории человечества ни одна идеология не была научной. Здесь дело в том, что наука и идеология имеют разные цели: цель науки – объективно-достоверные знания о мире; цель идеологии – выражение определенных интересов и формирование сознания людей с целью побуждения их к соответствующим действиям. Овладевая массами, идеология сливается с их обыденным сознанием и превращается в мировоззрение, которое, с одной стороны, является мыслительной основой для интерпретации всей окружающей действительности, а с другой стороны – руководством к действию, т.е. совокупностью представлений о наилучших способах и средствах для устранения жизненных неудобств.

Иначе говоря, политические идеологии – это мыслительные очки-линзы, через которые социальные слои смотрят на государство и на всю политическую систему в целом. В результате политика и идеология так тесно переплетаются друг с другом, что нельзя точно утверждать – или идеология оказывает решающее влияние на политическую действительность, или действительность создаёт идеологию. Но совершенно ясно, что обладая в существенной мере качествами паранауки, политические идеологии являются объективно неустранимой составной частью политической реальности и одной из основных движущих сил политических процессов. В этом качестве политические идеологии выполняют следующие основные функции:

- отвечают на вопрос о смысле существования государства и политической деятельности;

- выражают и представляют политические интересы и потребности отдельных социальных групп, политических партий и движений;

- идейно интегрирует и дезинтегрирует людей, в первом случае обеспечивая единство их действий, во втором – противопоставляя друг другу;

- утверждают определенную иерархию политических ценностей и соответствующий тип политических позиций, которые ориентируют и мобилизуют массы, партии на действия по их защите и реализации;

- оправдывают или отвергают существующий политический порядок (режим), являясь тем самым важнейшим средством легитимации власти правящей политической элиты или притязаний на государственную власть оппозиции (контрэлиты).

Практическое значение политических идеологий для общества и государства измеряется марксистской формулой: “Идеи, овладевшие сознанием масс, превращаются в материальную силу”. Чем больше численность масс, мировоззрение которых определяет та или иная политическая идеология, тем мощнее её потенциал в качестве движущей силы политических процессов и, соответственно, тем значительнее роль в истории отдельных стран и всего человечества.

На основе данного критерия все современные политические идеологии условно разделяются на две группы: 1) “малые” идеологии (анархизм, пацифизм, феминизм, западничество, славянофильство, западно-руссизм и др.); 2) мировые идеологии (либерализм, консерватизм, социализм, фашизм).

2.Основные идейно-политические течения в современном мире. Либерализм. Либерализм (от лат. Liberalis – присущее свободному человеку, франц. Liberte – свобода), в качестве идейно-политического течения определяется как совокупность учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и провозглашающих высшей ценностью человеческого бытия индивидуальную свободу.

Субстанциональную основу идеологии либерализма составляют:

1.Идеи об естественных и неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность;

2.Идеи о возникновении государства посредством общественного договора и признание за государством значения «необходимого зла» (если зло необходимо, то оно должно быть минимальным);

3. Частная собственность – основа индивидуальной свободы, которая, в свою очередь, определяется как единственное и необходимое условие самореализации отдельной личности и выполнения ею своего главного предназначения в жизни;

4. Свобода индивида и его ответственность перед собой и обществом неразрывны;

5. Принцип равенства исчерпывается юридическим принципом равенства всех перед законом, гарантом и инструментом которого является правовое государство.

Классический либерализм сформировался в ХVІІ–ХVІІІ вв. как идеология буржуазного (гражданского) общества, противостоящего феодальному государству, а своими основными идеями обязан политическим учениям Дж. Локка (1632-1704), Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), И. Канта (1724-1804). В ХIХ в. теория либерализма была существенно развита учениями И.Бентама (1748-1832), Б. Констана (1767-1830), А.Токвиля (1805-1854), Дж. С. Милля (1806-1873), Г. Спенсера (1820-1903). В политической практике значение либерализма выразилось в том, что его идеи определили основные цели и лозунги европейских буржуазных революций, явились теоретической основой устройства конституционных государств (Англия, США, Франция и др.).

В мировоззренческом смысле либерализму соответствуют индивидуализм, свобода от классовых, групповых, националистических предрассудков, терпимость к инакомыслию, гуманизм и подчеркивание самоценности личности.

В политической области либерализм основывается: на принципах плюралистической демократии; признании прав человека в качестве высшей ценности; необходимости строгого соблюдения принципа разделения властей; свободе политической конкуренции.

В экономической области либерализм требует отмены регламентаций и вмешательства со стороны государственной власти, а также создания максимально свободных условий для частных инициатив и предпринимательства.

Свободное развитие рыночной экономики в индустриально развитых странах (Англия, США, германия, Франция и др.) в 1-ой половине ХХ века привело к росту социальной и политической агрессивности крупного капитала, что, естественно, до максимума обострило классовую борьбу, угрожало не только основным либеральным ценностям, но и существованию буржуазной государственности. Данные процессы вызвали кризис идеологии классического либерализма, исключившей вмешательство государства в экономику. В этих условиях возникает идеология неолиберализма, согласно которой свобода, равенство, демократия, индивидуализм в новой ситуации реально могут быть обеспечены лишь мощью правового государства, его активным вмешательством в сферу рыночных и социальных отношений. Согласно учениям идеологов неолиберализма (Дж. Кейнса, Дж. Гелбрейта и др.), смысл этого вмешательства состоит в том, чтобы посредством налоговой политики, социальных программ, пособий сгладить имущественное неравенство, существенно снизить уровень социальной конфликтности и, создав «государство всеобщего благоденствия», «защитить тем самым свободу … от того, что именуют большевизмом». Идеи либерализма в течение ХVІІІ–ХХ в.в. качественно преобразовали мир. Его основные ценности стали достоянием политического сознания масс экономически развитых стран, образовали основу их национальных идеологий и сейчас являются программными ориентирами для большинства действующих здесь политических партий. Существует и Либеральный интернационал – международная организация, созданная в 1947 г., в которую ныне входят более 30 партий.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – политическая идеология, которая доказывает необходимость сохранения и укрепления исторически сформировавшихся институтов государственной и общественной жизни, в первую очередь традиционных, естественным образом сложившихся её оснований – религия, семья, частная собственность, несовместимость свободы и равенства людей.

Идейно консерватизм возникает на основе естественной склонности людей держаться за прошлое и опасаться нововведений. Соответственно, как идейно-политическое течение консерватизм возник в конце ХVІІІ в., как реакция на события Великой Французской революции, на радикальную политическую перестройку под лозунгами либерализма. Идейно-теоретическую основу консерватизма заложили учения английского философа Эдмунда Берка (1729-1797) и французского публициста Жозефа де Местра (1753-1821). Кредо их философии достаточно точно выражают тезисы: «традиция выше разума»; «индивид глуп, а традиция мудра»; «тварь, возомнившая себя творцом, делами своими неизбежно заслуживает наказания». Э.Бёрк, Ж. Де Местр и др., критикуя тезис либералов о неограниченной мощи человеческого разума, доказывали противоестественность и несостоятельность сознательного, а тем более революционного преобразования социально-политических порядков. Их учения базировались на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившихся политических порядков и соответствующих ценностей, лежащих в основе семьи, религии, собственности и государства. Сохранение прошлого есть залог стабильности и моральный долг перед будущими поколениями.

По характеристике английского политолога М.Оукшота, быть консерватором означает: предпочитать известное неизвестному; то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой; факт – выдумке; действительность – тому, что возможно; ограниченное– безграничному; близкое – далекому, достаточное – изобилию.

Консерватизм как политическая идеология всегда вторичен, т.к. является реакцией на новые явления и соответствующие им политические перемены. Поэтому в отличие от либерализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра. Этим ядром всякий раз становятся те идеи, которые когда-то были новыми и вызывали ярость консерваторов, а состарившись и став традиционными ценностями, образуют идеологию новой разновидности консерватизма, т.е. неоконсерватизма.

Неоконсерватизм в качестве влиятельной политической идеологии сформировался в начале 2-ой половины ХХ в. и возник как реакция на неолиберальную «кейнсианскую революцию» и структурный кризис капиталистической экономики. Неолиберальная политика государственного регулирования в деле преодоления кризисных ситуаций оказалась малоэффективной, и ей были противопоставлены базовые идеи классического либерализма, авторитет традиционных ценностей и социальных институтов гражданского общества.

Теоретически идеология неоконсерватизма оформилась в политических и экономических учениях Ф. Фон Хайека (1899-1992), М. Фридман, Д. Белла, З. Бжезинского и др. Главными причинами кризисных явлений неоконсерваторы считали:

- чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества;

- перегруженность государственного бюджета расходами на социальные программы и рост иждивенческих настроений в обществе;

- широкое вовлечение некомпетентных масс в политику;

- ослабление и разрушение духовно-нравственных устоев и религиозного влияния.

В качестве мер способных преодолеть кризисные явления, неоконсерваторы предложили:

- ограничение государственного вмешательства в экономику;

- сокращение социальных программ и сферы государственного социального обеспечения;

- повышение авторитета законности и силы государства;

- утверждение в политике принципов элитарной демократии;

- повышение прямой ответственности граждан за собственное благополучие;

- укрепление морали, семьи и религии.

Победа на президентских выборах в 1980 году в США неоконсерватора-республиканца Р.Рейгана, приход к власти в Великобритании консерваторов во главе с М.Тэтчер, успехи их политики превратили неоконсерватизм в идеологию мирового масштаба, которая сохраняет влияние, привлекательность и в наше время.

3. Социалистическая идеология.Социализм является третьей наиболее влиятельной мировой идеологией, которая оказала огромное влияние на политический облик современного мира.

Идеология социализма (от лат. Socialis – общественный), в общем смысле, представляет собой совокупность идей и теорий о преобразовании основного на частной собственности, эксплуатации и классовом неравенстве капиталистического общества посредством установления рационального общественного устройства, которое должно базироваться на общественной собственности, социальном равенстве, справедливом распределении благ и социально обеспеченной свободе личности.

Идеи-мечты об уничтожении эксплуатации и социального неравенства, об обществе справедливости, где благополучие и счастье распространяется на всех людей в равной мере, существуют в человечестве тысячи лет. Имея своими истоками политические учения Платона и раннего христианства, идеология социализма более определенно оформилась в социальных утопиях Т. Мора (1478-1535), Т. Кампанеллы (1568-1639), А. Сен-Симона (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837), Р. Оуэна (1771-1858) и др. В середине ХІХ в. теоретическое обоснование социализма и путей к нему разработали К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Они обозначили социализм как первую фазу процесса становления более отдаленного общества – коммунизма, где "все источники общественного богатства польются полным потоком... ...и общество сможет написать на своем знамени: “Каждый по способностям, каждому по потребностям!” Социальной силой, способной привести все человечество к этому состоянию, согласно учению К. Маркса является пролетариат – последний угнетаемый класс, который революционным путем и своей диктатурой уничтожит частную собственность, установит господство общественной и освободит тем самым мир от мерзости классовой эксплуатации и неравенства.

В ХХ в. в развитии идеологии социализма и в соответствующем политическом движении выделились два основных течения:

1) радикально-революционное, представленное коммунистическими партиями;

2) эволюционно-реформистское, представленное социал-

демократическоми партиями.

Первое из них связано в основном с деятельн

Наши рекомендации