Средний класс и маргиналы: влияние на политическую жизнь современного общества
Рассмотрим влияние на политическую жизнь общества двух стратегически значимых социальных страт – среднего класса и маргиналов.
По самому общему определению, средний класс - это дипломированные специалисты, самостоятельные предприниматели и наемные работники. К.Маркс и Ф.Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии” (1848) отождествлял его с “мелкой буржуазией” и рассматривал как контрреволюционный класс, готовый поддержать пролетариат в начальной стадии революции, но всегда предающий его и переходящий на сторону крупной буржуазии при переходе к социалистической ее фазе. Иное мнение о сущности и социальной роли среднего класса высказал известный английский историк и философ А.Тойнби. По его мнению, современная западная цивилизация есть не что иное, как “цивилизация среднего класса” - т.е. наиболее типичные и социально значимые ее представители относятся именно к этому социальному слою.
Средний класс формировался двумя основными путями: сверху и снизу - т.е. в результате перемещения из средних и низших слоев буржуазии (слоя собственников) и из верхних слоев самодеятельного населения (зажиточное крестьянство, ремесленники, высококвалифицированные наемные рабочие). По мнению М.Вебера, к среднему классу могут быть отнесены все те, кто владеет определенными видами собственности либо обладает конкурентоспособностью на рынке труда и услуг благодаря профессии или полученному образованию, то есть: а) мелкие и средние предприниматели (коммерсанты, фермеры, владельцы услуг); б) “лица свободных профессий” - пользующиеся успехом писатели, художники и музыканты, частные врачи и юристы, страховые агенты, и т.д.; в) менеджеры частного сектора, управляющие частными предприятиями и компаниями; г) государственные чиновники среднего звена (т.н. “белые воротнички”); д) высококвалифицированные и высокооплачиваемые наемные рабочие. В отличие от высокоразвитых стран Европы и Северной Америки, где формирование среднего класса стало результатом развития сферы услуг и перехода к постиндустриальному обществу (или т.н. “общества массового потребления”), в России многочисленный и влиятельный средний класс до последнего времени так и не сложился.
Роль среднего класса в политике заключается в том, что он традиционно выступает опорой политической стабильности и демократии, так как преобладание в экономической и политической жизни небольшой группы крупных собственников ведет к олигархии, а преобладание люмпенов (людей, лишенных собственности, постоянного источника дохода и устойчивого социального статуса) - к установлению диктаторского режима. Экономическая и политическая стабильность, наличие демократических свобод и правовых гарантий необходимы среднему классу, поскольку именно при этих условиях его представители могут добиться успеха и процветания. По этой же самой причине представители среднего классы - приверженцы эволюционного, реформистского, а не революционного типа развития общества.
В то же время некоторые критически настроенные исследователи (Э.Фромм, Т.Адорно и др.) отмечают наличие у представителей среднего класса мощных авторитарных и консервативных комплексов, который в условиях масштабного общественного кризиса может превратить их в приверженцев диктатуры и национализма: так, например, в 30-ые гг. в Германии пострадавшие от экономического кризиса и напуганные активностью левых сил средние слои стали одной из социальных опор устанавливающегося режима Гитлера.
Маргиналы - отдельные индивиды и общности людей, находящиеся на границах (или за пределами) социальных групп (страт) либо в процессе перехода из одной социальной страты в другую. Понятие “маргинал” используется в социологии в трех основных значениях:
1) Люди и общности, утратившие признаки той социальной группы, из которой они “выбыли”, и не приобретшие свойственных какой - либо другой группы статуса и признаков;
2) Люди и группы, стиль поведения и система ценностей которых резко отличаются от принятых и господствующих в данном обществе (оппозиционные интеллектуалы и художники, политические экстремисты, хиппи, панки и др.);
3) Отдельные люди и целые группы, находящиеся “на дне” общества - т.е. не обладающие определенной профессией, источником дохода и социальным престижем (признанием и уважением).
Главным признаком маргинализации является «разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи». Одной из характерных черт социального поведения маргиналов является снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Одним из самых тяжелых последствий этого для общества является его примитивизация, которая проявляется как в производстве, так и в быту, духовной жизни. Следствием примитивизации является массовое нарушение простых человеческих норм, что выливается в хамство, воровство, вандализм, мародерство. Примитивизация общества оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их.
Можно выделить следующие причины маргинализации:
· социальная мобильность, связанная с миграцией населения;
· общая нестабильность в стране;
· разрушение прежнего жизненного уклада;
· отказ от привычной системы ценностей;
· безработица.
Более общая классификация выделяет следующие категории маргиналов: 1) Этномаргиналы - т.е. люди и общности, проживающие в чуждой им национальной среде, являющиеся национальным меньшинством в стране проживания либо дети от смешанных браков; 2) Биомаргиналы - люди и группы, здоровье которых безразлично обществу (тяжело больные, инвалиды и многие старики); 3) Социомаргиналы - находящиеся в состоянии неоконченного социального перемещения из одной социальной группы в другую, либо на границах социальных групп - в современной России к ним, например, относятся рабочие полуостановившихся предприятий, подрабатывающие торговлей, многие мелкие предприниматели; 4) Политические маргиналы - отдельные деятели, организации и группы, которых не устраивают законные (легитимные) способы ведения политической борьбы - т.е. политические радикалы, экстремисты и террористы; 5) Экономические маргиналы, т.е. бедные, имеющие уровень доходов ниже определенного социального минимума (стандарта); 6) Религиозные - т.е. люди и группы, не принадлежащие к господствующим (официально признанным) конфессиям (кришнаиты), разного рода сектанты (“Белое братство”, “Аум синрике” и др.), оппозиционеры - еретики в рамках какого - либо вероисповедания; 7) Криминальные элементы - т.е. представители т.н. уличной и организованной преступности (хотя последние во многих странах - Италия, США, Россия др. - относятся не к “низам”, а к элите общества).
При этом маргинальность сама по себе является естественным и нейтральным по своему смыслу явлением, а маргинализация - естественным процессом. Отрицательным явлением маргинальность и маргинализация становятся тогда, когда численность маргиналов превышает определенный допустимый максимум, и появляются т.н. “наследственные маргиналы” - социальные общности и группы, опустившиеся на дно общества (сельская и городская беднота в слаборазвитых странах) без перспективы повышения своего социального статуса. Угроза со стороны подобных маргинальных групп состоит в том, что они, как правило, не принимают существующий социально - экономический порядок и ценности отвергающего, выталкивающего их “на дно” общества и мстят ему. Их представители в большом числе пополняют ряды уличной преступности (знаменитые “генералы песчаных карьеров” в Бразилии 60-х - 90-х гг.), организованных криминальных группировок и мафии (сельская и городская беднота, составляющая основу итальянской “коза ностры” и активно вербуемая в состав боевых отрядов наркомафии в Колумбии), левоэкстремистских террористических организаций ((например, знаменитые группировки в Перу - маоистская “Сендеро луминосо” (сельская, в т.ч. индейская беднота) и прокубинская “Тупака Амару” (городская беднота), в течение многих лет ведущих партизанскую войну против правительств своих стран)). Угроза со стороны подобных маргинальных групп состоит в том, что они, как правило, не принимают существующий политический и социально-экономический порядок и ценности отвергающего, выталкивающего их «на дно» общества и мстят ему.
У леворадикальных течений вполне закономерно возникают собственные теоретики и идеологи. В этой связи можно вспомнить одного из лидеров кубинской революции 1959 г. и ближайших сподвижников Ф. Кастро Эрнесто (Че) Гевару, разрабатывавшего и пытавшегося реализовать на практике идею экспорта революции, которая должна опираться на «очаги» (беднейшие сельские районы страны), в которые должны десантироваться повстанцы, распространив затем партизанскую борьбу (герилью) на всю страну. Из современных разработчиков стратегии и тактики леворадикальной революционной борьбы следует вспомнить бразильского коммуниста К. Маригелу, разработавшего стратегию т.н. «городской герильи» (партизанской борьбы, осуществляемой беднейшими слоями городского населения с целью парализовать структуры государственной власти) и написавшего «Миниучебник городского партизана». Таким образом, очевидно, что общество, в котором маргинальность принимает такие формы, обречено на политическую нестабильность, криминальный и политический террор. Так, обостряющееся вооруженное противостояние между правительственными силами и радикальными партизанскими группировками в Перу, Колумбии и Сальвадоре весьма негативно сказывается на состоянии экономки и жизни большинства населения этих стран, а приход к власти левых радикалов грозит им катастрофическими последствиями. Решить проблему маргинального терроризма и криминализации можно не военными и полицейскими мерами, а лишь социально - экономическими средствами, поборов бедность и ликвидировав “наследственную маргинальность” - тем самым лишая левоэкстремистов и криминалитет социальной базы и опоры.
Таким образом, на основании сказанного выше и опыта истории можно заключить, что маргиналы в политике всегда являются опорой радикальных, экстремистских сил, угрожающих устоям общества и демократии, а также тем социальным слоем, на который традиционно опирались рвущиеся к власти диктаторы.
Именно маргинальная среда является той социальной базой на базе которой зарождается и вызревает такой социально-политичесий феномен как экстремизм и терроризм.
Психологический, личностно ориентированный подход, дает определение экстремизма как формы политического поведения индивида, характеризующейся сильным эмоциональным компонентом.
Сторонники социально-политических и экономических подходов, как правило, стараются строить определение термина на базе политического фактора. При этом проявляется стремление увязать сущность экстремизма с тем объектом, против которого он направлен. В этом плане характерна трактовка, применяемая в отечественной политологии, утверждающая, что экстремизм есть: «Приверженность в политике и целях к крайним взглядам и действиям... В политическом плане экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, пытаясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами... Экстремизм политический направлен на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка «левого» или «правого» толка».
Под политическим экстремизмом можно подразумевать стремление определенных групп социума или отдельных граждан утвердить господство и обеспечить реализацию своей политической программы, цели и последствия осуществления которой несовместимы с интересами большинства; подобные преобразования декларируется проводить немедленно, силовым путем преодолевая возможное сопротивление. Причем центральным ядром политического экстремизма является его идеология, которая может быть представлена национализмом, «коммунизмом» (в данном случае подразумеваются исключительно утопические теории широкого спектра - от анархизма, до концепций бесклассового общества тоталитарного типа), воинственной религиозной доктриной.
Наряду с тремя традиционными разновидностями политического экстремизма (левый – коммунистический, правый - националистический, религиозный) в последние десятилетия ХХ века наметились и зачатки альтернативной экстремистской идеологии. Ее базой являются концепции коренного переустройства политической системы (зачастую в мировом масштабе), основанные на экологических и пацифистских компонентах. При этом некоторые ведущие российские политологи видят в экологических идеях потенциальную идеологическую базу для неототалитарного политического режима, способного утвердиться в ХХI веке.
Терроризм можно определить как вооруженную борьбурадикальных групп или отдельных лиц, действующих на основе внутренней убежденности, конечной целью которой является разрушение существующей государственной системы и отношений гражданского общества с помощью физического уничтожения представителей государственных структур и массового запугивания населения. Причем подобная вооруженная борьба обосновывается различными идеологическими доктринами.
Классификация видов и форм проявления терроризма. В основу классификаций исследователи различных политологических школ и направлений кладут либо основные движущие силы, либо идеологические аспекты, либо хронологическую эволюцию. Например, У. Лакер предложил следующую классификацию видов терроризма:
- националистический и сепаратистский терроризм;
- терроризм, инспирированный коммунистами и троцкистами;
- терроризм «новых левых».
При этом автор отмечает общую бесперспективность тактики террора, хотя последняя и способна нагнетать атмосферу коллективной паники.
В классификации В. Хальвега мы наблюдаем смешение понятий партизанской войны (герильи) и терроризма. Можно сказать, автор склонен считать терроризм частным случаем герильи: «Проблема герильи становится в современном мире многообразной по формам своего проявления практически во всех странах земного шара. Можно выделить:
1) городскую герилью;
2) сельскую герилью;
3) кадровую герилью, существующую в больших городах (направлена на уничтожение определенных категорий государственных служащих);
4) герилью, основанную на захвате авиалайнеров».
Английский социолог Пол Уилкинсон выделяет: революционный терроризм, субреволюционный терроризм, репрессивный терроризм.
Признаки революционного терроризма: наличие многих политических движений и партий, имеющих на вооружении тактику террора и постоянно ее применяющих; революционный терроризм ставит своей целью осуществление политической революции. Признаки субреволюционного терроризма: движим политическими мотивами; осуществляет свои действия радикальными методами; склонен оказывать принуждающее воздействие на правительство. Признаки репрессивного терроризма: применение систематических террористических актов; наличие активно действующих групп или отдельных персон, стремящихся во всем действовать наперекор государству. Это низшая форма бунтарства. Способы применения терроризма по П. Уилкинсону классифицируются следующим образом: спонтанные убийства; террор против самодержавия; террор как средство борьбы за освобождение от иностранного господства, террор как форма сопротивления против тоталитаризма, террор как средство борьбы с либеральной демократией, интернациональный и субреволюционный терроризм.
Более упорядочена ориентированная на практическое использование полицейскими экспертами классификация Г. Шнайдера, который выделяет в терроризме три основных течения:
- националистический терроризм;
- социал-революционный терроризм (леворадикальный);
- правоэкстремистский (неофашистский и неонацистский) терроризм.
Исходя из теории стратификации можно утверждать, что графически социально-классовая структура развитого демократического общества выглядит как ромб, в котором наиболее широкую часть занимает средний класс. Если современное общество предстает перед нами в виде пирамиды с мощным основанием (низший класс), то можно говорить о наличии потенциальных угроз политической системе, об объективном нарастании социальной напряженности с перспективой открытой борьбы за перераспределение богатства и власти.
В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице или т.п.
Нам представляется, что понятие «масса» является более общим понятием, чем понятие «толпа» и толпа - одна из разновидности массы.
Б.А. Грушин в работе ''Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования'' (М., 1987) выделяет специфические черты массы:
· статистичность – люди, собранные в массу, не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов;
· стохастичность, вероятность (случайность, неупорядоченность отношений). Границы массы размыты, а состав неустойчив;
· ситуативность – ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;
· гетерогенность, разнородность состава, его межгрупповая природа;
· аморфность – отсутствие внутренней организации, структуры;
· анонимность – члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами.
Д.В. Ольшанский выделяет три разновидности массы[86]:
· Толпа. Х. Ортега-и-Гассет писал: «Топа – это понятие количественное и видимое».
Основными чертами толпы являются: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте, отсутствие способности контроля над взаимодействием создают возможность стремительного заражения – взаимной передачи чувств между собранными индивидами (теория коллективного поведения Г. ле Бона именно из-за этой черты получила название ''теория заражения''). Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связную, логическую аргументацию, она не просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия, а, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие. В связи с этим Г. ле Бон подчеркивал, что ''толпами нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее''.
Г.П. Предвечный различает четыре типа толпы[87]: Стихийная толпа – группа людей, собравшихся неожиданно них самих вокруг какого-либо события; конвенциальная толпа – толпа «договорная». Ее поведение укладывается в обусловленные традициями и обычаями нормы, выходящие за пределы обыденного поведения; экспрессивная толпа – группа людей, стихийно собравшихся для выражения эмоций по какому-либо поводу. Эмоции могут быть и положительными и отрицательными; действующая толпа – толпа, которая активно стремится воздействовать на какой-либо объект – разрушить, взять.
Г. Блумер доказывает[88], что действующая толпа начинает формироваться с острого события, привлекающего внимание многих. Люди, находящиеся в тревоге, не знают что делать. Спонтанное, стихийное движение является ответным откликом на событие. Толпа, в данном случае, действует на инстинктах, тяготеет быть «неморальной группой». Ее поступки зачастую безответственны, жестоки, зверские, разрушительные. Такая толпа лишена критического восприятия, враждебна общественному порядку. В основе ее действий – эмоции, переходящие границы меры.
Психолог и психиатр В.И. Бехтерев нашел ответ на вопрос: «Почему в толпе у людей наблюдается понижение уровня критичности, самостоятельности в суждениях и действиях и люди все в большей мере поддаются эмоциональному влиянию?» Он отмечал, что в толпе ограничиваются произвольные движения, что волей-неволей вызывает концентрацию внимания на словах оратора, но поскольку всякое сосредоточение внимания имеет определенные пределы, то наступает постоянное утомление внимания, а вслед за этим идет период, когда открывается обширное поле для внушения, т.е. все менее критичного восприятия слов оратора, и, таким образом, спокойная толпа становится толпой возбужденной, происходит и усиливается как бы общее взаимовнушение.
· Собранная публика – от зрителей в театре, до участников политических митингов: «скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом … сходство установок – основа объединения публики … под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дискуссия в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции)».
· Несобранная публика, к которой относится часть электоральных масс, возникающих под влиянием политической рекламы или масс поклонников кумиров современной музыки. Я. Щепаньский [89] пишет, что «несобранная публика – это лишь «поляризованная масса», т.е. большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении, людей, проживающих не «друг с другом», в «друг около друга».
С. Московичи, изучая феномен толпы, отмечал, что психологически толпа – это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью; индивид действует сознательно, а масса, толпа – неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное – коллективно; толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо больше значимо, чем настоящее; массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе; пропаганда (коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию; в целях управления массами (партией, классом, нацией и т. д.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т.п.)[90].
Вопросы
1. Раскройте сущность интересов и способов влияния на политику среднего класса.
2. Раскройте сущность интересов и способов влияния на политику маргиналов.
3. С чем связано обращение политологов к социальным группам как основному субъекту политической жизни.
4. Выделите и охарактеризуйте уровни взаимодействия социальной дифференциации и политической власти.
5. Раскройте сущность массового поведения в политике.
6. Дайте классификацию видов и форм проявления терроризма.
Литература