Формы политического участия и виды политической активности
Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению и результативности:
1) действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
2) регулярное участие в выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий; в отборе политических лидеров и контроле за их деятельностью;
3) участие в деятельности политических организаций, движений, партий;
4) выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации их функций (например, при охране правопорядка), привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;
5) посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
6) прямое действие – непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политического участия, как:
– митинги;
– демонстрации;
– забастовки;
– голодовки;
– кампании неповиновения или бойкот;
– освободительные войны и революции;
7) воздействие на ход политических процессов через обращения и письма;
8) встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Наиболее распространенной формой политического участия является голосование на выборах за определенного кандидата.
Обычно принято выделять "мобильные" (активные) и "иммобильные" (пассивные) формы политического участия. Среди активных форм выделяется, как минимум, шесть основных вариантов. Во-первых, это простейшие реакции (позитивные или негативные) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов и их представителей, не связанные с необходимостью высокой личной активности человека. Грубо говоря, это реакция зрителя в театре или перед телевизором, воспринимающим некоторые новости. Во-вторых, участие в действия, связанных с делегированием собственных полномочий. Наиболее яркий пример - электоральное поведение. В-третьих, личное участие в деятельности политических организациях, посещение собраний и других мероприятий. В-четвертых, выполнение не разовых поручений, а уже постоянных конкретных политических функций в рамках институтов политической системы или оппозиционных ей. В-пятых, прямое действие - выход с товарищами на митинг, помощь в строительстве баррикады, участие в политических столкновениях и т. п. В-шестых, активная, в том числе руководящая деятельность во вне-институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее смены или конечной перестройки. Часто это участие (лидерство) в толпе, идущей на слом политической системы.
Среди "иммобильных" (пассивных) форм политического участия выделяются четыре основные формы. Во-первых, это полная выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития. Во-вторых, политическая выключенность как результат излишней бюрократи-зярованности самой господствующей политической системы, низкой эффективности обратной связи между этой политической системой и гражданским обществом в целом, разочарование людей в политических институтах, В-третьих, политическая апатия как форма неприятия политической системы, навязанной людям извне - например, в результате проигрыша войны и завоевания страны неприятелем. В-четвертых, политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.
4 вида политической активности:
1) Участие в выборах как избиратели – характерно для всех стран
2) Участие в избирательных кампаниях – сбор средств для проведения изб кампании, агит помощь кандидату
3) Участие в решении местных вопросов
4) Личные контакты как на региональном, так и на национальном уровнях
Степень активности полит активности:
· «зрительская активность» ( редкое посещение избирательного участка)
· «промысловая активность» (участие в качестве агитатора)
21. Особенности политического участия в англоязычных и континентально-европейских странах.
22. Типология групп интересов
Группа интересов – общественные организации, специализирующиеся на выработке запросов и инт
Научный интерес к подобным феноменам наметился в начале 20в. Первая работа – «Процесс управления» А.Бентли, вышедшая за рамки исследования государственных институтов. Полит процесс как результат взаимодействия групп интересов.
Для групп интересов характерна:
1. Минимальная степень организованности
2. Осуществление давления ради собственных целей
3. Наличие автономного центра принятия решений, не инструмент в руках иной организации
4. Результативность воздействия
Типология Блонделя – 2 чистых полюсных типа:
1. Общинные группы ( человек попадает по факту рождения(этническая, региональная, религиозная группа) – общность интересов
2. Ассоциативные группы ( культура рационального типа, культура модерна; объединение в результате свободного выбора индивида)
Выделяется:
1. Группа по обычаю. В модернизированных обществах с современной формой социальной, экономической, политической жизни. Интеграция в эти формы происходит на основе племенных, клановых, общинных интересов, что предполагает принадлежность к определенной группе.
2. Институциональные группы интересов. Государственные институты. Становление государства при относительной слабости гражданского общества (бюрократические структуры, промышленные объединения выступают в качестве лоббистских групп интересов, которые происходят не из гражданского общества, а из недр государства)
3. Группы защиты (защита материальных интересов) – профсоюзы (эпоха материализма) / группы поддержки (защита моральных, иделогогических ценностей) – экологические движения, феминистские группы (постматериализм)). Чистые типы отсутствуют, могут сосуществовать несколько компонентов.
Схема Алмонда.
1. Спонтанные группы, неуправляемые группы интересов (внезапно образующиеся группы, ориентированные на насилие, быстрое возникновение и распад, анонимический тип (забастовки, стачки..)
2. Несанкционированные группы интересов – ощущение общности интересов, но нет организованности, попытка воздействия на власть через неформальные связи: личные контакты, родственные связи.
3. Институциональные группы интересов – церковь, министерства, администрация; располагают ресурсами, близки к власти, формальное воздействие.
4. Ассоциативные группы интересов – профсоюзы, женские организации, религиозные и этнические организации.
Лоббистиские струткуры создатся бюрократами, политиками, которые знают процедуры создания подобных организаций, имеют связи с представителями власти. Главной отличительной чертой является то, что они не преследуют собственные интересы, а обеспечивают реализацию, продвижение интересов определенных кругов.
24. Разновидности систем групп интересов
Система групп интересов – совокупность взаимодействий между группами интересов и государством, взаимодействие групп интересов друг с другом.
Три типа системы группы интересов:
1. Плюралистическая система (часть мажоритарной демократии по Лейпхарту) – элемент англо-американской модели полит системы.
· Разнообразные группы интересов могут представлять единые социетальные интересы, конкурируя друг с другом
· Членство в группах является добровольным и ограниченным – степень юнионизации незначительна
· Группы имеют свободную, децентрализованную орг структуру
· Г.и. и правительство четко отделены друг от друга
1) Острая конкуренция групп за социальную поддержку
2) Является дополнительным каналом влияния, не охватывающим все общество
3) Г.и. – канал артикуляции
4) Наличие культурного диалога, позволяющее быть г.и. децентрализованными
5) Отсутствие массовой юнионизации – высокая степень автономии подсистем
2. Неокорпоративистский тип, демократический корпоративизм – недемократические режимы нуждаются в группах интересов, чтобы иметь каналы получения информации из гражданского общества – создание подконтрольных организаций ( например, правительство во Франкистской Испании была представлена профсоюзами)
· Каждый социетальный интерес представлен единой головной организацией
· Членство в ассоциации – обязательно и почти всеобщее
· Головная организация имеет центральную структуру и направляет деятельность своих организаций на местах.
· Группы интересов систематически участвует в выработке и осуществлении полит курса
· Профсоюзные боссы сдерживают профсоюзные движения, чтобы не мешать рабочему процессу
· Предприниматели идут на уступки
· Правительство помогает в достижении компромисса
· Ограниченная степень автономности подсистем
Трипартизм:
· общенациональный профцентр (труд)
· Объединение предпринимателей (бизнес)
· Правительство ( бюрократы)
3. Управленческий тип систем групп интересов – авторитарный корпоративизм; суррогат партийного представительства.
· Каждый сектор общества представлен одной группой – меньшая дробность, чем в демократиях
· Принудительное членство
· Иерархическая структура
· Группы интересов контролируется правительством в целях мобилизации и поддержки его курса
Это просто отдельно.
Полит процесс – взаимодействие полит системы со средой с целью обеспечения стабильных социальных отношений.
Полит система – совокупность социальных структур, ответственных за функцию адаптации и интеграции общества, за счет применения или угрозы применения легитимного права на насилие.
Полит функция – некоторые условия жизнеспособности системы.
Т. Парсонс – структурно-функциональный метод
Соц жизнь – совокупность форм поведения, каждая из которых становится импульсом для последующего действия и являющегося результатом предыдущего.