Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОГСЭ.02 История
Основная профессиональная образовательная программа
Специальностей
38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Страховое дело
Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Документационное обеспечение управления и архивоведение
Парикмахерское искусство
Стилистика и искусство визажа
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Почтовая связь
Прикладная эстетика
Сыктывкар 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело; 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика
Разработчик:
Остапов Н.В. | Преподаватель истории ГПОУ «СКСиС», кандидат исторических наук |
Эксперт:
Кузьмина Вера Павловна, заместитель директора по учебной работе ГПОУ «СКиС»
ОДОБРЕНА
предметно-цикловой комиссией ОГСЭиЕН
Председатель ПЦК _______ Н.В. Остапов
Протокол от 19 сентября 2016 г. №1
РЕКОМЕНДОВАНА
Методическим советом ГПОУ «СКиС»
Протокол №_____ от «____» ___________ 2016 г.
Содержание
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-6 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7-11 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 12-13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт
Рабочей программы учебной дисциплины
Область применения рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальностей: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело; 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебная нагрузка обучающегося | Кол-во часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | 48 часов |
Самостоятельная работа обучающегося для специальностей: 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика. | 10 часов |
Самостоятельная работа обучающегося для специальностей: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело. | 14 часов |
Максимальная учебная нагрузка обучающегося для специальностей: 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика. | 58 часов (48+10) |
Максимальная учебная нагрузка обучающегося для специальностей: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело. | 62 часа (48+14) |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 (62) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия ( семинары) | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 (14) |
в том числе: | |
составление сравнительных таблиц на основе подборки источников | 2 (1) |
подготовка тезисов, докладов, выступлений по определённой теме | 2 (1) |
написание рефератов, проектов, презентаций | |
выдвижение и обоснование проблемных вопросов по современным событиям | 4 (2) |
Выполнение заданий с персонального сайта преподавателя (веб квестов, флеш-заданий, тестов) | |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачёта для специальностей: 38.02.02. Страховое дело 11.02.12. Почтовая связь зачёта для специальностей: 42.02.03. Стилистика и искусство визажа 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение 43.02.02. Парикмахерское искусство 43.02.04. Прикладная эстетика |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«История»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
Раздел 1 | Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | 14 (4) | 1-2 | |||
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | 6 ч. 2 ч. | ||||
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. | ||||||
Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. | ||||||
Внешняя политика СССР. Отношения с Евросоюзом, США, странами «третьего мира». | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся : | 1.Проблемный анализ статистических источников по социально-экономическому развитию СССР. 2. Выявление представлений современных людей о социализме и плановой экономике. | |||||
Содержание учебного материала: Кризис партийно-государственной системы в СССР. Социально-экономическая политика государства. Общественно-политические движения в СССР. Диссидентство. Особенности развития культуры в СССР. Цензура и свобода творчества. В.Высоцкий, Ю. Любимов, А. Солженицын. Наука эпохи «развитого социализма». Проявления духовного кризиса в советском обществе. Основные направления внешней политики СССР. СССР и социалистические страны Восточной Европы. Между холодной войной и разрядкой. Локальные конфликты и участие в них СССР. Советский Союз и страны III мира. | ||||||
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в СССР и Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. | Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. | 8 ч. 2 ч. | 1-2 | |||
Политика перестройки, ее успехи и неудачи. | ||||||
Гласность и новое политическое мышление. Обострение межнациональных отношений в СССР | ||||||
Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1. Написание эссе «Альтернативные варианты развития СССР в начале 1990-х гг. 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы с персонального сайта преподавателя. 3. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР и стран Восточной Европы второй половины 1980-х гг., анализ их деятельности. | |||||
Содержание учебного материала: Кризисные явления в странах Восточной Европы. Революции во второй половине 1980-х гг. и распад мировой социалистической системы. Реформаторские проекты М.С. Горбачёва и их результаты. Кризис политики перестройки и распад СССР. | ||||||
Раздел 2 | Россия в 1990-х гг. | 16 (4) | 1-2 | |||
Тема 2.1. Российская экономика на пути к рынку | От советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия» и приватизация. | 4 ч. | ||||
Результаты экономических реформ. Россия в мировой экономике. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1. Сбор информации и анализ данных о об экономическом состоянии России в 1990-х гг. 2. Выполнение закрепляющих тестов и заданий на персональном сайте преподавателя. | 1 ч. | ||||
Содержание учебного материала: Переход от плановой экономики к рыночной. Либеральные реформы правительства Е. Гайдара и их последствия. Ваучерная приватизация и её итоги. Место России в мировой экономике в 1990-х гг. | ||||||
Тема 2.2. Политическая жизнь России в 1990-х гг. | Политические преобразования 1990-х гг. Конституция 1993 г. | 8 ч. 2 ч. | 1-2 | |||
Становление российской государственности: флаг, герб, гимн | ||||||
Федеративные отношения и этнополитические конфликты. Чеченский кризис. | ||||||
Особенности становления и развития Российской государственности. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1. Подборка материалов из СМИ и подготовка сообщения о российских политических лидерах и партиях 1990-х гг. 2. Составление сравнительных таблиц по политическим партиям России 1990-х гг. 3. Комментированное чтение Конституции России 1993 г. | |||||
Содержание учебного материала: Политические реформы в России и становление новой государственности. Политический кризис 1993 года и его разрешение. Основные положения Конституции России 1993 года. Государственная символика Российской Федерации. Межэтнические конфликты в России и способы их разрешения. | ||||||
Тема 2.3. Духовная жизнь России в 1990-х гг. | Исторические условия развития культуры в России. Литература, кино, музыка, театр. СМИ. | 4 ч. 1 ч. | 1-2 | |||
Религии в постсоветской России. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1. На основе просмотра документальных фильмов о тоталитарных сектах в России написание сочинения «Человек и религия в современной России. 2. Анализ особенностей подачи информации потребителям современными СМИ. | |||||
Содержание учебного материала: Новые явления в российской культуре 1990-х гг. Коммерциализация искусства и наступление массовой культуры. Направления в искусстве. Распространение религиозных учений в современной России. Традиционные религии. Экзотические религии и секты в современной России. | ||||||
Раздел 3 | Россия и мир в начале ХХI в. | 16 (6) | ||||
Тема 3.1. Россия в 2000-х гг.: проблемы роста и развития | Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы. | 4 ч. 2 ч. 6 ч. 2 ч. | 1-2 | |||
Социально-политическое развитие России в 2000-е годы. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1. Анализ проблем социально-экономического развития России на основе материалов СМИ. 2. Зарисовки современных политических деятелей России. Их типология. | |||||
Содержание учебного материала: Изменения приоритетов государства в 2000-х гг. Проблемы роста российской экономики. Новые явления в политической жизни. Основные показатели экономического и политического развития России. | ||||||
Тема 3.2. Положение России в мире | Россия в мировых интеграционных процессах. Интеграция России в западное пространство. | |||||
Россия в системе международных отношений. Россия и Запад. Россия и Восток. | ||||||
США и Россия: от партнёрства к конфронтации. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1. Заполнение таблицы «Основные направления внешней политики России». 2. Написание реферата на тему «История русско-китайских отношений в ХХ в.». | |||||
Содержание учебного материала: Экономическая и политическая интеграция России в международные организации. Смена внешнеполитических приоритетов. Россия и НАТО. Партнёрство с США ради мира. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России в 2014-2015 гг. Новые угрозы ХХI века. | ||||||
Тема 3.3. Россия и Ближнее Зарубежье | Россия и страны СНГ: проблемы сотрудничества. Страны Балтии. | 6 ч. 2 ч. | 1-2 | |||
Украинский кризис как угроза глобальной безопасности в мире. | ||||||
Терроризм как угроза международной безопасности. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1. Сбор информации из СМИ и их анализ по теме «Межэтнические и межгосударственные противоречия на постсоветском пространстве». 2. Просмотр документального фильма о политическом лидере страны Запада или Востока (по выбору) и интерпретация полученной информации. 3. Написание реферата на тему «Особенности Украинской государственности». 4. Выполнение заданий на персональном сайте преподавателя. | |||||
Содержание учебного материала: Государства на постсоветском пространстве. Экономические и политические связи новых государств. СНГ. ЕвразЭС. ШОС. ОДКБ. Особенности отношений России со странами Прибалтики, Грузии, Молдавии. Внутренний кризис на Украине эскалация гражданской войны. Позиции мировых держав по украинской проблеме. Борьба с терроризмом и преступностью на постсоветском пространстве. | ||||||
Зачёт/Диф.зачёт | 2 ч | |||||
Всего: | 48 ч – аудит. 10 (14) ч. – сам/раб | |||||