Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОГСЭ.02 История

Основная профессиональная образовательная программа

Специальностей

38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Страховое дело

Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Документационное обеспечение управления и архивоведение

Парикмахерское искусство

Стилистика и искусство визажа

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Почтовая связь

Прикладная эстетика

Сыктывкар 2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело; 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика

Разработчик:

Остапов Н.В. Преподаватель истории ГПОУ «СКСиС», кандидат исторических наук

Эксперт:

Кузьмина Вера Павловна, заместитель директора по учебной работе ГПОУ «СКиС»

ОДОБРЕНА

предметно-цикловой комиссией ОГСЭиЕН

Председатель ПЦК _______ Н.В. Остапов

Протокол от 19 сентября 2016 г. №1

РЕКОМЕНДОВАНА

Методическим советом ГПОУ «СКиС»

Протокол №_____ от «____» ___________ 2016 г.

Содержание

 
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   4-6
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7-11
3. условия реализации программы учебной дисциплины 12-13
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

Паспорт

Рабочей программы учебной дисциплины

Область применения рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для специальностей: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело; 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «История» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цель и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

Задачи:

– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебная нагрузка обучающегося Кол-во часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов
Самостоятельная работа обучающегося для специальностей: 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика. 10 часов
Самостоятельная работа обучающегося для специальностей: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело. 14 часов
Максимальная учебная нагрузка обучающегося для специальностей: 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение; 43.02.02. Парикмахерское искусство; 42.02.03. Стилистика и искусство визажа; 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий; 11.02.12. Почтовая связь; 43.02.04. Прикладная эстетика. 58 часов (48+10)
Максимальная учебная нагрузка обучающегося для специальностей: 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело. 62 часа (48+14)

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 58 (62)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:  
лабораторные занятия  
практические занятия ( семинары)  
контрольные работы  
курсовая работа (проект)  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 10 (14)
в том числе:
составление сравнительных таблиц на основе подборки источников 2 (1)
подготовка тезисов, докладов, выступлений по определённой теме 2 (1)
написание рефератов, проектов, презентаций
выдвижение и обоснование проблемных вопросов по современным событиям 4 (2)
Выполнение заданий с персонального сайта преподавателя (веб квестов, флеш-заданий, тестов)
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачёта для специальностей: 38.02.02. Страховое дело 11.02.12. Почтовая связь зачёта для специальностей: 42.02.03. Стилистика и искусство визажа 262019. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение 43.02.02. Парикмахерское искусство 43.02.04. Прикладная эстетика

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«История»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
Раздел 1 Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. 14 (4) 1-2
Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Содержание учебного материала 6 ч. 2 ч.
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.  
Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
Внешняя политика СССР. Отношения с Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Самостоятельная работа обучающихся : 1.Проблемный анализ статистических источников по социально-экономическому развитию СССР. 2. Выявление представлений современных людей о социализме и плановой экономике.
Содержание учебного материала: Кризис партийно-государственной системы в СССР. Социально-экономическая политика государства. Общественно-политические движения в СССР. Диссидентство. Особенности развития культуры в СССР. Цензура и свобода творчества. В.Высоцкий, Ю. Любимов, А. Солженицын. Наука эпохи «развитого социализма». Проявления духовного кризиса в советском обществе. Основные направления внешней политики СССР. СССР и социалистические страны Восточной Европы. Между холодной войной и разрядкой. Локальные конфликты и участие в них СССР. Советский Союз и страны III мира.
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в СССР и Восточной Европе во второй половине 1980-х гг. Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980-х гг.     8 ч.     2 ч. 1-2
Политика перестройки, ее успехи и неудачи.
Гласность и новое политическое мышление. Обострение межнациональных отношений в СССР
Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Написание эссе «Альтернативные варианты развития СССР в начале 1990-х гг. 2. Выполнение заданий для самостоятельной работы с персонального сайта преподавателя. 3. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР и стран Восточной Европы второй половины 1980-х гг., анализ их деятельности.
Содержание учебного материала: Кризисные явления в странах Восточной Европы. Революции во второй половине 1980-х гг. и распад мировой социалистической системы. Реформаторские проекты М.С. Горбачёва и их результаты. Кризис политики перестройки и распад СССР.
Раздел 2 Россия в 1990-х гг. 16 (4)   1-2
Тема 2.1. Российская экономика на пути к рынку От советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия» и приватизация.   4 ч.
Результаты экономических реформ. Россия в мировой экономике.
  Самостоятельная работа обучающихся: 1. Сбор информации и анализ данных о об экономическом состоянии России в 1990-х гг. 2. Выполнение закрепляющих тестов и заданий на персональном сайте преподавателя.   1 ч.
  Содержание учебного материала: Переход от плановой экономики к рыночной. Либеральные реформы правительства Е. Гайдара и их последствия. Ваучерная приватизация и её итоги. Место России в мировой экономике в 1990-х гг.  
Тема 2.2. Политическая жизнь России в 1990-х гг. Политические преобразования 1990-х гг. Конституция 1993 г.     8 ч.     2 ч. 1-2
Становление российской государственности: флаг, герб, гимн
Федеративные отношения и этнополитические конфликты. Чеченский кризис.
Особенности становления и развития Российской государственности.
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подборка материалов из СМИ и подготовка сообщения о российских политических лидерах и партиях 1990-х гг. 2. Составление сравнительных таблиц по политическим партиям России 1990-х гг. 3. Комментированное чтение Конституции России 1993 г.
  Содержание учебного материала: Политические реформы в России и становление новой государственности. Политический кризис 1993 года и его разрешение. Основные положения Конституции России 1993 года. Государственная символика Российской Федерации. Межэтнические конфликты в России и способы их разрешения.  
Тема 2.3. Духовная жизнь России в 1990-х гг. Исторические условия развития культуры в России. Литература, кино, музыка, театр. СМИ.   4 ч.     1 ч. 1-2
Религии в постсоветской России.
Самостоятельная работа обучающихся: 1. На основе просмотра документальных фильмов о тоталитарных сектах в России написание сочинения «Человек и религия в современной России. 2. Анализ особенностей подачи информации потребителям современными СМИ.
Содержание учебного материала: Новые явления в российской культуре 1990-х гг. Коммерциализация искусства и наступление массовой культуры. Направления в искусстве. Распространение религиозных учений в современной России. Традиционные религии. Экзотические религии и секты в современной России.
Раздел 3 Россия и мир в начале ХХI в. 16 (6)
Тема 3.1. Россия в 2000-х гг.: проблемы роста и развития Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы. 4 ч. 2 ч. 6 ч. 2 ч.   1-2
Социально-политическое развитие России в 2000-е годы.
Самостоятельная работа обучающихся 1. Анализ проблем социально-экономического развития России на основе материалов СМИ. 2. Зарисовки современных политических деятелей России. Их типология.
Содержание учебного материала: Изменения приоритетов государства в 2000-х гг. Проблемы роста российской экономики. Новые явления в политической жизни. Основные показатели экономического и политического развития России.
Тема 3.2. Положение России в мире Россия в мировых интеграционных процессах. Интеграция России в западное пространство.
Россия в системе международных отношений. Россия и Запад. Россия и Восток.
США и Россия: от партнёрства к конфронтации.
Самостоятельная работа обучающихся 1. Заполнение таблицы «Основные направления внешней политики России». 2. Написание реферата на тему «История русско-китайских отношений в ХХ в.».
Содержание учебного материала: Экономическая и политическая интеграция России в международные организации. Смена внешнеполитических приоритетов. Россия и НАТО. Партнёрство с США ради мира. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России в 2014-2015 гг. Новые угрозы ХХI века.  
Тема 3.3. Россия и Ближнее Зарубежье Россия и страны СНГ: проблемы сотрудничества. Страны Балтии. 6 ч.   2 ч.   1-2
Украинский кризис как угроза глобальной безопасности в мире.
Терроризм как угроза международной безопасности.
  Самостоятельная работа обучающихся 1. Сбор информации из СМИ и их анализ по теме «Межэтнические и межгосударственные противоречия на постсоветском пространстве». 2. Просмотр документального фильма о политическом лидере страны Запада или Востока (по выбору) и интерпретация полученной информации. 3. Написание реферата на тему «Особенности Украинской государственности». 4. Выполнение заданий на персональном сайте преподавателя.
  Содержание учебного материала: Государства на постсоветском пространстве. Экономические и политические связи новых государств. СНГ. ЕвразЭС. ШОС. ОДКБ. Особенности отношений России со странами Прибалтики, Грузии, Молдавии. Внутренний кризис на Украине эскалация гражданской войны. Позиции мировых держав по украинской проблеме. Борьба с терроризмом и преступностью на постсоветском пространстве.    
Зачёт/Диф.зачёт   2 ч
Всего: 48 ч – аудит. 10 (14) ч. – сам/раб
             

Наши рекомендации