Контрмеры - это меры, принимаемые государством в отношении правонарушителя в рамках международного права. Контрмеры подразделяют на реторсии и репрессалии. 18 страница
--------------------------------
<1> Под афганской войной понимают один из этапов гражданской войны в Афганистане, ознаменованного присутствием на территории этой страны военного контингента советских войск. В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства ДРА, с одной стороны, и вооруженная оппозиция (моджахеды) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Советская Армия была введена в страну для защиты дружественного режима от агрессии извне и замены Хафизуллы Амина (1 августа 1929 г. - 27 декабря 1979 г., второй Президент Демократической Республики Афганистан) на Бабрака Кармаля (6 января 1929 г. - 1 декабря 1996 г., председатель Революционного Совета Демократической Республики Афганистан в 1979 - 1986 гг.). Новое афганское руководство надеялось на то, что революция будет поддержана народом, а с вводом советских войск станет необратимой. Моджахедам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, Китая, а также пакистанские спецслужбы. Юридически Советский Союз и ДРА никогда не находились в состоянии войны. При этом в советских источниках военные действия именовались "интернациональной помощью" "братскому народу Афганистана".
<2> См.: Жирнов Е. 30 лет без коммунизма // Власть. 2010. N 5.
<3> Приказ на переход государственной границы поступил в ночь с 25 на 26 декабря 1979 г., 108-я и 5-я мотострелковые дивизии вышли в направлениях от Термеза и Кушки, 103-я десантная перебрасывалась по воздуху.
<4> Моджахед (араб. mugahid, более близкая к литературному арабскому передача - муджахид, множественное число муджахидин) - участник джихада (однокоренное слово), буквально "борец", "совершающий усилие". Погибший моджахед считается шахидом, т.е. мучеником, засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Усилия на пути Аллаха, совершаемые моджахедом, не примутся, если это все делалось не ради Всевышнего, а ради славы, показухи, мести и пр. В европейских языках термин "моджахед" часто воспринимается как синоним понятия "исламский боевик", "террорист". Во многом это связано с тем, что моджахедами себя именовали многие вооруженные противники европейских государств, прибегавшие в том числе и к террору.
<5> В начале февраля 1980 г. моджахеды (душманы) в упор расстреляли одну из патрульных машин, которая контролировала небольшой участок дороги в окрестностях Кабула. Десять солдат в кузове, водитель и офицер - все они были призваны из запаса на несколько недель - погибли.
Серьезные новеллы применительно к военной службе по призыву вносятся европейскими государствами. Они связаны прежде всего с миграцией населения и бипатризмом. Так, в соответствии со ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) <1> лица, имеющие гражданство двух или более государств-участников, ратифицировавших Конвенцию, должны исполнять свою воинскую обязанность в отношении лишь одного из этих государств-участников <2>. Однако это не затрагивает мобилизационных мероприятий.
--------------------------------
<1> Европейская конвенция о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.). Конвенция вступила в силу 1 марта 2000 г. Согласно письму Президента РФ от 30 ноября 1998 г. N Пр-1560 Конвенция внесена на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ (но не ратифицирована). Текст Конвенции официально опубликован не был. Общее число подписей, не сопровождавшихся ратификацией - 11; общее число ратификаций / вступлений в силу - 17 (Австрия, Албания, Болгария, бывшая Югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Италия, Молдова, Нидерланды, Португалия, Румыния, Словакия, Украина, Финляндия, Чешская Республика, Швеция).
<2> Такой порядок может определяться специальными соглашениями между любыми из государств-участников.
Несмотря на кажущееся разнообразие способов комплектования, в мирное время они так или иначе сводятся к двум: обязательная повинность и добровольный наем <1>. М.Ф. Гацко полагает, что сочетание контрактного и призывного способов комплектования Вооруженных Сил не только соответствует геополитическим, экономическим, демографическим и иным особенностям современной России, но и отражает имеющиеся в обществе взгляды на данную проблему <2>.
--------------------------------
<1> См.: Шлык Ю.Ф. К вопросу о принципах и способах комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время // Военная мысль. 2006. N 9. С. 32 - 35.
<2> См.: Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Флинта; Наука, 2008. С. 102, 103.
Каждое государство самостоятельно определяет и законодательно закрепляет периоды, когда его граждане участвовали в организованных боевых действиях. В приложении к Федеральному закону "О ветеранах" дан перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, он изложен в хронологической последовательности, с учетом начала вооруженных конфликтов. Представляется возможным дифференцировать периоды боевых действий в связи установленными международным правом категориями вооруженных конфликтов и их участников:
1) участники войны <1>;
--------------------------------
<1> К ним относятся: советско-польская война (март - октябрь 1920 г.); война с Финляндией (с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 г.); Великая Отечественная война (с 22 июня 1941 по 9 (11) мая 1945 г.), в том числе оборона городов Одессы (с 10 августа по 16 октября 1941 г.), Ленинграда (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г.), Севастополя (с 5 ноября 1941 по 4 июля 1942 г.), Сталинграда (с 12 июля по 19 ноября 1942 г.); война с Японией (с 9 августа 1945 по 3 сентября 1945 г.).
2) участники международных вооруженных конфликтов <1>;
--------------------------------
<1> К ним относятся: боевые действия в Испании (1936 - 1939 гг.); боевые действия в районе озера Хасан (с 29 июля по 11 августа 1938 г.); боевые действия на реке Халхин-Гол (с 11 мая по 16 сентября 1939 г.); боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии (с 17 по 28 сентября 1939 г.); боевые действия в Китае (с августа 1924 по июль 1927 г.; октябрь - ноябрь 1929 г.; с июля 1937 по сентябрь 1944 г.; июль - сентябрь 1945 г.; с марта 1946 по апрель 1949 г.; март - май 1950 г. (для личного состава группы войск ПВО); с июня 1950 по июль 1953 г. (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая); боевые действия в Венгрии (1956 г.); боевые действия в Лаосе (с января 1960 по декабрь 1963 г.; с августа 1964 по ноябрь 1968 г.; с ноября 1969 по декабрь 1970 г.); боевые действия во Вьетнаме (с января 1961 по декабрь 1974 г., в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море); боевые действия в Алжире (1962 - 1964 гг.); боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика) (с октября 1962 по март 1963 г.; июнь 1967 г.; 1968 г.; с марта 1969 по июль 1972 г.; с октября 1973 по март 1974 г.; с июня 1974 по февраль 1975 г. (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала); боевые действия в Йеменской Арабской Республике (с октября 1962 по март 1963 г.; с ноября 1967 по декабрь 1969 г.); боевые действия в Сирии (июнь 1967 г.; март - июль 1970 г.; сентябрь - ноябрь 1972 г.; октябрь 1973 г.); боевые действия в Мозамбике (1967 - 1969 гг.; с ноября 1975 по ноябрь 1979 г.; с марта 1984 по август 1988 г.); боевые действия в районе острова Даманский (март 1969 г.); боевые действия в районе озера Жаланашколь (август 1969 г.); боевые действия в Камбодже (апрель - декабрь 1970 г.); боевые действия в Бангладеш (1972 - 1973 гг. (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР); боевые действия в Анголе (с ноября 1975 по ноябрь 1992 г.); боевые действия в Эфиопии (с декабря 1977 по ноябрь 1990 г.; с мая 2000 по декабрь 2000 г.); боевые действия в Афганистане (с апреля 1978 по 15 февраля 1989 г.); боевые действия в Сирии и Ливане (июнь 1982 г.).
3) участники внутригосударственных вооруженных конфликтов <1>;
--------------------------------
<1> К ним относятся: Гражданская война (с 23 февраля 1918 г. по октябрь 1922 г.); боевые операции по ликвидации басмачества (с октября 1922 по июнь 1931 г.); выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта (с декабря 1994 по декабрь 1996 г.).
4) участники военных операций <1> (например, операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г., контртеррористических операций).
--------------------------------
<1> К ним относятся: выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (с августа 1999 г.).
Безусловно, этот перечень имеет целевой характер (для признания лиц ветеранами боевых действий, инвалидами Великой Отечественной войны и инвалидами боевых действий). Однако он дает и достаточно четкую классификацию войн, международных и внутригосударственных вооруженных конфликтов и военных операций.
Не имеют статуса комбатанта наемники и шпионы (см. Приложение 25). Проблематика наемничества будет рассмотрена в отдельном параграфе данной главы.
Как в МГП, так и в уголовном праве государств содержится понятие шпионажа. Получение тайными методами секретной военной и политической информации или сведений о противнике прямо не запрещено ни в мирное, ни в военное время. В МГП под шпионажем понимается сбор на территории противника информации военного значения лицом из состава вооруженных сил либо спецслужб страны, находящейся в конфликте, осуществляемый тайно или обманными методами (п. 4 ст. 46 ДП I). Речь идет о специальном понятии шпионажа в период вооруженного конфликта как деяния, совершаемого комбатантом, который действовал в гражданской одежде (обманным путем) и был задержан в то время, когда тайно собирал информацию (п. 3 ст. 46 ДП I). Такое лицо, захваченное противником, подлежит суду военного трибунала, однако остается под защитой общих норм, применяемых к гражданским лицам, привлекаемым к уголовной ответственности. Оно не может претендовать на статус военнопленного. Но если такое лицо будет захвачено после выполнения задания и присоединения к своим войскам, то на него распространяется режим военного плена.
Уголовный кодекс РФ (ст. 276) содержит более широкое общее понятие шпионажа. Это передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для их использования в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства. Граждане РФ, совершающие действия, образующие объективную сторону преступления "шпионаж", а также выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, привлекаются к уголовной ответственности за государственную измену (ст. 275 УК РФ).
От шпионов следует отличать военных разведчиков, которые собирают информацию в форменной одежде своих вооруженных сил. В случае захвата противником они пользуются правами военнопленных (п. 2 ст. 46 ДП I).
К некомбатантам относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в них. Перечень лиц, относимых к некомбатантам, дан в п. 4 ст. 4 IV Женевской конвенции. Если в основу разграничения между комбатантами и некомбатантами положить характер причастности к ведению вооруженной борьбы, то к числу некомбатантов должны быть отнесены все входящие в состав вооруженных сил или следующие за ними лица, которые по роду своей деятельности не принимают непосредственного участия в вооруженной борьбе.
Таким образом, подразделение вооруженных сил на сражающихся (комбатантов) и не сражающихся (некомбатантов) определяется их непосредственным участием (или неучастием) в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах того государства, в вооруженные силы которого они правомерно включены.
Различия между гражданскими лицами и комбатантами состоят в следующем. Гражданское лицо не участвует в боевых действиях, не имеет права браться за оружие, в противном случае оно может быть подвергнуто преследованиям. Запрещено подвергать его нападению, ему гарантировано уважение и гуманное обращение. Комбатант участвует в боевых действиях, имеет право убивать, не может быть подвергнут преследованиям за участие в боевых действиях и за применение силы в рамках положений МГП, разрешается подвергать его нападению, он является военной целью, а будучи захвачен в плен, пользуется статусом военнопленного.
§ 2. Наемничество в международном праве и
российском уголовном законодательстве
Явление наемничества, известное мировому сообществу с давних времен, стало предметом пристального внимания лишь со второй половины XX в., когда был осознан преступный характер наемничества и появились научные исследования этого феномена Р.А. Адельханяна <1>, В.В. Алешина <2>, Ю.Н. Астафьева <3>, И.П. Блищенко и Н.В. Жданова <4>, Х. Бурместера <5>, Э. Давида <6>, А.Г. Кибальника и И.Г. Соломоненко <7>, С.Н. Незнанова <8>, К.Л. Осипова <9>, А.И. Полторака <10>, О.Ю. Молибога <11>, А.А. Потапова <12>, М.Л. Хабачирова <13>, Н.О. Шандиевой <14> и др. Проблема наемничества нашла отражение в книгах публицистического характера, основанных на документальных данных: "Солдаты на продажу: наемники сегодня", изданная журналистами В. Барчетом и Д. Робеком <15>, и "Власть оружия", авторами которой являются два бывших наемника - К. Демпстер и Д. Томкинс <16>. Юридический анализ наемничества, представленный в основном в комментариях к УК РФ и учебной литературе по международному (в том числе международному уголовному праву) <17>, излагается кратко и носит общий характер.
--------------------------------
<1> См.: Адельханян Р.А. Военные преступления как преступления против мира и безопасности человечества: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2003.
<2> См.: Алешин В.В. Понятие и противоправность наемничества // Московский журнал международного права. 1998. N 3.
<3> См.: Астафьев Ю.Н. Наемничество - преступное орудие колониалистской политики // Советское государство и право. 1978. N 11.
<4> См.: Блищенко И.П., Жданов Н.В. Наемничество - международное преступление // Советский ежегодник международного права. М., 1980.
<5> См.: Burmester H.C. The recruitment and use of mercenaries in armed conflicts // American journal of International law. 1978. N 1. Jan.
<6> См.: David E. Mercenaires et volontaires Internationaux en droit des gens. Ed. De l'Universite de Bruxelles, 1978.
<7> См.: Кибальник А.Г., Молибога О.Ю., Соломоненко И.Г. Уголовная ответственность за наемничество. Ставрополь, 2001.
<8> См.: Незнанов С.Н. Наемничество и его международная противоправность: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1985. С. 13 - 23.
<9> См.: Осипов К.Л. Ответственность за наемничество по российскому уголовному законодательству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.
<10> См.: Полторак А. Наемничество под судом // Международная жизнь. 1976. N 9.
<11> См.: Молибога О.Ю. Уголовная ответственность за наемничество: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ставрополь, 2000. 164 с.
<12> См.: Потапов А.А. Проблемы криминализации наемничества // Юридическая газета. 2000. N 28.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья М.Л. Хабачирова "Наемничество - преступление против международного права: проблема урегулированности в международном и национальном праве" включена в информационный банк согласно публикации - "Закон и армия", 2002, N 3.
<13> См.: Хабачиров М.Л. Наемничество - преступление против международного права: проблема урегулированности в международном и национальном праве // Научные труды РАЮН. 2002. N 2.
<14> См.: Шандиева Н.О. Наемничество по международному и национальному уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2004. 194 с.
<15> См.: Барчет В., Робек Д. Солдаты на продажу. М., 1979.
<16> См.: Dempster C, Tomkins D. Fire power. L., 1978.
<17> См., например: Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, 1997; Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учеб. М.: Спарк, 1999; Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. М., 2003.
Большинство современных исследователей придерживается следующего определения наемника: это физическое лицо (иностранец или апатрид), добровольно вступившее в вооруженный конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради собственной экономической выгоды (т.е. в корыстных целях, за деньги) на стороне одного из участников вооруженного конфликта (внутригосударственного либо международного). В практическом плане под наемником понимаются лица, имеющие военные профессии, которые за плату предлагают свои профессиональные услуги для участия в преступной деятельности. Как правило, наемническая деятельность используется для участия в вооруженном конфликте в стране, отличной от страны происхождения, для осуществления такой деятельности требуется высокая профессиональная квалификация лица, которая и является предметом оплаты, т.е. речь идет о купле-продаже военных услуг <1>. Не удивительно, что при применении к военнослужащим регулярной армии этот термин приобретает ярко выраженный презрительный и негативный оттенок. Иные определения содержат детализированные характеристики (признаки) такого лица.
--------------------------------
<1> См.: Доклад, представленный Специальным докладчиком г-ном Энрике Берналесом Бальестересом, "Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействие осуществлению права народов на самоопределение". E/CN.4/2004/15. 24 декабря 2003 г. http:// www1.umn.Edu/ humanrts/ russian/ commission/ Rrprtselfdetermination2004.html (далее - доклад Э.Б. Бальестереса).
Некоторые ученые термин "наемничество" относят к специально-юридическим терминам <1>, имеющим свое специфическое правовое содержание, причем в ряде случаев отличающееся от общеупотребляемого. Другие (например, профессор А.А. Потапов) выделяют обыденное, социологическое (криминологическое) и юридическое (легальное) толкования понятия наемничества <2>. В обыденном понимании наемничество есть прохождение лицом военной службы за плату, по найму <3>. Социологическое или криминологическое понятие наемничества подразумевает военную службу иностранца по найму. Под наемником понимается военнослужащий наемного войска, наемный работник, тот, кто продался кому-нибудь, кто из низких, корыстных побуждений защищает чужие интересы <4>. Юридическое понятие наемничества имеет два аспекта: международно-правовое (закреплено в международно-правовых актах) и уголовно-правовое (закреплено в Уголовном кодексе РФ). Обыденное (широкое) понимание наемничества, являясь выражением правосознания отдельных лиц и групп лиц, не учитывает юридических признаков наемничества, закрепленных в нормативных правовых актах, и, воспринятое правоприменителем, может негативно отразиться на качестве следственной работы и судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 359 УК РФ.
--------------------------------
<1> См.: Гуляихин В.Н. Правовая культура: понятие и структура: Сб. науч. ст. / ВГПУ; науч. ред. А.П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000. Вып. 7, 8. 128 с. (Сер. "Философские беседы".)
<2> См.: Потапов А.А. Понятие наемника по уголовному праву // Юридическая газета. 1998. N 1.
<3> Обыденное понимание наемничества широко распространено среди лиц, не имеющих юридической подготовки. Даже у ряда кадровых военнослужащих есть мнение, что контрактная служба лиц рядового состава является наемничеством. Значительное число граждан считают Французский иностранный легион наемническим формированием, а лиц, проходящих в нем службу, - наемниками. Имеются сведения, что чеченские боевики объявляли военнослужащих-контрактников наемниками и при взятии в плен расстреливали на месте.
<4> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. С. 380.
Наемничество можно рассматривать в широком смысле - как социальное явление, и в узком смысле - как противоправное деяние (преступление).
Как социальное явление (в широком смысле слова) наемничество представляет собой работу по найму за определенное (в том числе денежное) вознаграждение. Интересно, что в исторической литературе встречается понятие наемничества применительно к службе российского казачества как замена личной службы поставкой одетого и вооруженного за счет хозяина наемника, т.е. под наемниками понимались казаки, нанимавшие на службу вместо себя других <1>. В международно-правовых актах термин "наемники" встречается в несколько неожиданной интерпретации. Так, в Консульской конвенции между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Боливия (г. Ла-Пас, 18 марта 1980 г.) <2> под "сотрудником консульства" понимаются... наемники и другие лица, выполняющие обязанности по обслуживанию консульства (п. 5 ст. 1). Иными словами, под наемниками наемниками понимаются лица, работающие по найму.
--------------------------------
<1> Так, в первой половине XIX в. наемничество в Черноморском казачьем войске представляло вполне оформившийся легальный социальный институт, достаточно четко регламентирующий многие аспекты этого явления. Наемники среди пеших казаков составляли примерно от 25 до 50%, а среди конных их число было просто подавляющим. Сам светлейший князь Г.А. Потемкин, числясь казаком Кущевского куреня, выставлял вместо себя наемника. См. подробнее: Фролов Б.Е. Институт наемничества в Черноморском казачьем войске // http:// www.cossackdom.com/ articles/ f/ frolovjnstitut.htm.
<2> Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Боливия (г. Ла-Пас, 18 марта 1980 г.) // Ведомости ВС СССР. 1986. N 20. Ст. 341. Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР (Указ Президиума ВС СССР от 16 апреля 1985 г. N 2243-XI), Президентом Республики Боливия - 20 февраля 1985 г. Обмен ратификационными грамотами произведен в Ла-Пасе 6 июня 1985 г. Конвенция вступила в силу 5 июля 1985 г.
Вместе с тем о наемниках (и наемничестве) можно говорить лишь в тех случаях, когда они задействованы в сфере военной организации государства либо иных субъектов международного права. Наемничество возникает там, где отсутствует сильная государственная власть, не способная противостоять противоправной деятельности иностранцев на собственной территории, и тогда, когда сложились определенные социальные предпосылки.
Официальные данные подтверждают рост числа наемников во всем мире и противоправный характер их деятельности <1> на территории африканских государств <2>, проведение тайных операций в Центральной Америке <3>, бывшей Югославии, Афганистане <4>, Чеченской Республике <5>, Южной Осетии <6> и др.
--------------------------------
<1> См.: Доклад Э.Б. Бальестереса.
<2> Например, в Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуаре, Анголе и др. Так, за 2003 - 2004 гг. в Зимбабве и Экваториальной Гвинее было арестовано в общей сложности 82 иностранных гражданина, которых власти этих стран считали наемниками, нанятыми специально для организации переворота. В конце августа 2003 г. группа наемников, которая намеревалась направиться в Кот-д'Ивуар, была задержана французской полицией в парижском аэропорту. Эта группа была завербована старшим сержантом Ибрахимом Кулибали. См.: Калинин С. Цена революций. Около трех тысяч "русских" воюют в Африке. Но власти России это не интересует // Версия. 2004. N 13.
<3> В Гватемале и Сальвадоре происходили внутренние вооруженные конфликты, а в Никарагуа Сандинистский фронт национального освобождения, которому удалось освободить страну от кровавой диктатуры Сомосы, вынужден был бороться с деятельностью контрас. Скандал, связанный с операцией "Иран-контрас", свидетельствовал об участии наемников в этом конфликте.
<4> В Афганистане было сосредоточено приблизительно 20 тыс. наемников из Алжира, Бангладеш, Египта, Иордании, Йемена, Марокко, Сирии, Судана, Туниса, не только активно участвовавших в боевых действиях на стороне талибов и Исламского движения Узбекистана, но и ставивших цель дестабилизировать обстановку в соседних с Афганистаном странах. См.: Чернов О.Д. Россия-НАТО-ЕС: вместе против новых угроз международной безопасности // http:// www.scrf.gov.ru/ News/ 2003/ 09/ 12.htm.
<5> Министр иностранных дел И. Иванов, выступая на сессии ПАСЕ в январе 2000 г., оценил численность иностранных наемников в Чечне общей сложностью в 2000 человек. См.: Сафрончук В. Европа поучает Россию // Советская Россия. 2000. 1 февраля. По данным МВД России, в 2003 г. в Чечне действовали до 80 мелких банд общей численностью 1 тыс. 500 человек, немалая часть которых была представлена наемниками из стран ближнего и дальнего зарубежья, были уничтожены 335 боевиков. См.: Сообщение информационного агентства Росбалт от 21 января 2004 г. // http:www.rosbalt.ru/ 2004/ 01/ 21/ 1397htm. По данным Министерства обороны РФ, в октябре 2004 г. в Чечне находилось от 150 до 200 иностранных наемников из более чем 50 государств. См.: Сообщение РИА "Новости" от 14 октября 2004 г. // http:// www.rian.ru/ rian/ intro.cfm?nws_id= 706624B. Многие организованные преступные группировки на Северном Кавказе и сейчас пытаются осуществлять свою деятельность, выдавая это за терроризм и религиозный экстремизм.
<6> Следственный комитет при прокуратуре России в рамках расследования югоосетинского вооруженного конфликта 2008 г. возбудил уголовное дело по фактам использования Грузией запрещенных методов ведения войны и участия в боевых действиях украинских наемников (первое было возбуждено по фактам геноцида и убийств). По данным следствия, на стороне Тбилиси принимали участие наемники из числа представителей украинской националистической организации "Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона" (УНА-УНСО). Вербовку, финансирование и другое материальное обеспечение наемников осуществляли сотрудники МВД Грузии. Материалы дела в 2009 г. составляли 380 томов, и с тех пор их число увеличилось. Срок следствия неоднократно продлевался. С результатами расследования Россия намерена обратиться в международные инстанции.
Некоторые исследователи, рассматривая наемничество как форму преступной деятельности иностранных граждан, обращают внимание на влияние наемничества в политической, экономической, социальной <1> и национально-этнической сферах <2>.
--------------------------------
<1> К социально-экономическим факторам, влияющим на правосознание, относятся: 1) реальный уровень жизни различных слоев общества, 2) противоречия в системе распределения материальных благ, 3) реальная покупательская способность населения, 4) государственная политика в сфере занятости населения и др.
<2> См.: Хромов И.Л. Наемничество в России как форма преступной деятельности иностранных граждан // Черные дыры в российском законодательстве. 2007. N 3. С. 314 - 316.
В целом, как социальное явление, наемничество связано со спросом, особой востребованностью в услугах наемников как подготовленных военных профессионалов.
Как противоправное деяние наемничество выражается в двуединой юридической формуле: 1) действия, совершенные лично наемником, - его личное участие в вооруженном конфликте и связанное с этим положение, состояние; 2) действия, совершенные иными лицами (в связи с использованием ими своего служебного положения), - вербовка, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника, его использование в военных действиях. Такое построение позволяет выявить достаточно широкий круг лиц, причастных к наемничеству, установить соучастников противоправного деяния.
Прежде всего следует установить и проанализировать источники правового регулирования противоправности наемничества. Они состоят из двух групп: международные и внутригосударственные.