Направлениеподготовки 38.03.02 Менеджмент. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Орловский филиал
Кафедра «Математика, информатика и
общегуманитарные дисциплины»
Утверждаю
Директор Орловского филиала
_______ В.В. Матвеев
«____»_______2016 г.
В.В. Вострикова
Политология
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
38.03.02 Менеджмент,
профиль: «Финансовый менеджмент»
(программа подготовки бакалавра; очная, заочная формы обучения)
Рекомендовано Ученым советом
Орловского филиала Финуниверситета
(протокол № 37 от 16 сентября 2016 г.)
Одобрено кафедрой «Математика, информатика и
общегуманитарные дисциплины»
(протокол № 2 от 13 сентября 2016 г.)
Орел 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование дисциплины | ||
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий | ||
5.1. Содержание дисциплины | ||
5.2. Учебно-тематический план | ||
5.3. Содержание практических и семинарских занятий | ||
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | ||
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы | ||
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине | ||
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы | ||
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания | ||
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки владений, умений, знаний, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы | ||
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем | ||
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине |
1. Наименование дисциплины
Дисциплина «Политология»
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общества, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать политические явления и процессы, делать осознанный политический выбор, занимать активную гражданскую позицию.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- ознакомление студентов с направлениями и этапами развития мировой политической мысли;
- ознакомление студентов с категориями политологии, выработка умения оперировать ими;
- обеспечение понимания студентами своеобразия политического развития России, особенностей российского государства на разных этапах его развития, специфики взаимодействия общества и власти, характеристик партийной и избирательной систем современной России, основных черт российской политической культуры и идеологии;
- введение студентов в круг политических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выявление и разъяснение взаимосвязи финансово-экономической деятельности с политикой и правом, выработка навыков получения, анализа и обобщения политической информации.
В результате освоения дисциплины у обучаемых должны сформироваться следующие общенаучные компетенции (ОНК) и системные компетенции (СК), выражающиеся в знаниях, умениях и владении политической методологией как частью общенаучной методологии познания массовых общественных явлений и процессов, установлении закономерностей их развития в целях управления политикой и экономикой:
ОНК-2: Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей
Знания:
- политического исторического опыта, современных концепций политической культуры, влияния экономики на культуру;
Умения:
- формировать политическое сознание и политическое поведение;
Владения:
- формами и методами воспитательной работы, методикой политического анализа, технологиями влияния на политический процесс.
СК-2: Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию
Знания:
- основных положений философии, политической и экономической теории, методологии и методов познания; основных категорий, характеризующих политические, экономические процессы и явления; места и роли России в мировом политическом процессе;
Умения:
-применять в своей профессиональной деятельности методологию научного познания, политическую теорию, формы и методы политического анализа и прогнозирования;
Владения:
-категориями политической науки, приемами и методами политической дискуссии с целью отстаивания своих позиций.
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Политология» входит в модуль дисциплин, инвариантных для направления подготовки, отражающих специфику филиала по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент - профиль: «Финансовый менеджмент» (очная, заочная формы обучения).
Дисциплина «Политология» основывается на знаниях, умениях, владениях, приобретенных в средних общеобразовательных учреждениях (дисциплина «Обществознание») и учреждениях среднего профессионального образования. Она дает студентам возможность расширить теоретическую базу, выработать аналитические навыки, использовать учебно-методический и мировоззренческий арсенал дисциплины в процессе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Требования к входным знаниям, умениям и владениям студента:
Для освоения дисциплины «Политология» студент должен:
знать:
· основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы и функции государства;
· основные направления современной российской политики;
уметь:
· анализировать политические процессы и оценивать эффективность политического управления;
· ориентироваться в мировом историческом процессе;
· организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации;
владеть:
· навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
· навыками деловых коммуникаций.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент
очная форма обучения / заочная форма обучения
Вид учебной работы по дисциплине | Всего (в з/е и часах) | Сем. 1/Сем. 4 ( в часах) |
Общая трудоемкость дисциплины | 3/108/3/108 | 108/108 |
Аудиторные занятия | 36/12 | 36/12 |
Лекции | 18/4 | 18/4 |
Практические и семинарские занятия, в т.ч. | 18/8 | 18/8 |
занятия в интерактивных формах | 9/4 | 9/4 |
Самостоятельная работа | 72/96 | 72/96 |
В семестре | 72/96 | 72/96 |
В сессию | - | - |
Вид промежуточной аттестации | зачет/зачет | зачет/зачет |
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет политологии. Категориальный аппарат
Общество в целом и составляющие его сферы (системы): правовая, экономическая, политическая, социальная, духовная и другие. Политическая система общества, ее предназначение. Политология как наука о политической сфере (системе) общества. Структура политической системы общества, ее основные подсистемы. Отличительные характеристики политической системы общества, ее функции. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Основные законы развития политической системы общества: в становлении власти и во взаимодействии экономики и политики. Задачи политологии и ее взаимодействие с экономикой и правом. Функции политологии. Политическая система общества и политика. Роль и место политики в жизни современных обществ. Политика как наука. Политика как искусство. Социальные функции политики.
Понятия и категории в политологии. Общие понятия: система, структура, процесс и другие. Собственно политологические категории: политическая система, политическая власть, политический режим, политическое лидерство и другие. Парадигмы политического знания. Эмпирические методы (анкетирование, эксперимент, использование статистического материала, изучение документов и другие). Возможности диалектического материализма как общего метода изучения общественных явлений. Синергетика как метод познания саморегулирующихся, самоорганизующихся и самонастраивающихся процессов и явлений. Политическая аналитика и прогностика.
Тема 2. Политическая власть
Понятие «политическая власть». Сущность и черты политической власти. Основания политической власти. Понятие легитимности власти. Учение М. Вебера о легитимности власти. Типология легитимной власти. Роль легитимной власти в развитии общества. Особенности легитимации власти в современной России.
Структура политической власти. Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы политической власти, их классификация. Роль экономического и правового факторов в системе реализации политической власти. Соотношение между экономической, правовой и политической властью.
Функции политической власти. Формы и уровни политической власти. Источники политической власти.
Современные тенденции в развитии политической власти. Современные концепции власти.
Тема 3. Политическое лидерство. Политическая элита
Природа и сущность лидерства как социального явления. Понятия «политический лидер» и «политическое лидерство». Факторы, определяющие характер политического лидерства. Личностные черты лидеров: природные качества, нравственные качества, профессиональные качества.
Типология политических лидеров. Классификация политических лидеров по Максу Веберу. Политический стиль лидера. Функции политических лидеров. Роль политического лидера в развитии экономики и права страны. Современные тенденции в развитии политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция и другие.
Сущность политической элиты и ее природа. Функции политической элиты и ее качества. Механизм формирования политической элиты.
Властвующая элита: сущность и структура правящей элиты. Место политической элиты в структуре властвующей элиты. Взаимосвязь правовой, экономической и политической элиты. Теории элит: макиавеллистская школа, ценностные теории элит, концепции демократического элитизма и множественности элит, леворадикальные теории элит. Процесс рекрутирования политической элиты, проблема «кадрового резерва».
Тема 4. Государство как политический институт
Институциональные аспекты политической системы общества и политики. Государство - основной институт политической системы общества. Сущность государства, его характерные черты, основные элементы и функции. Типология государств в современном мире. Основные категории дифференциации государств: по форме правления, по национально-территориальной организации, по приоритетным функциям, отношению к религии и др.
Государство и конституция. Обусловленность конституций типом государств. Понятие правового государства и пути его формирования. Социальное государство.
Понятие «государственный аппарат» и его воздействие на осуществление государственных решений. Возможность деформации государственного аппарата. Определение понятий «элитаризм», «бюрократизм», «милитаризм».
Государственная власть и развитие экономической системы общества. Возможности правового регулирования свободной рыночной экономики.
Современные теории государства о его роли в развитии цивилизации. Основные тенденции развития современных государств. Характеристика современного российского государства.
Государство и гражданское общество. Проблемы становления гражданского общества в РФ. Политическая культура: сущность, элементы, функции, типология. Политическая культура современной России.
Тема 5. Политические режимы
Понятие «политический режим». Основные черты политического режима. Критерии классификации политических режимов.
Тоталитарный политический режим: сущность и основные черты тоталитарного режима. Разновидности тоталитарных режимов и их особенности в различных странах. Характеристика фашизма, национал-социализма и большевизма. Историческая обреченность тоталитарных режимов.
Авторитарный политический режим: понятие и основные черты. Классификация авторитарных режимов и их особенности в отдельных странах. Отличие авторитарного режима от тоталитарного режима.
Основные пути перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократическому режиму. «Реформы сверху» в политической системе общества, смена лидеров и элиты, новые выборы органов власти, демократизация политической жизни, политический плюрализм.
Демократический политический режим: сущность, основные черты и его особенности в отдельных странах. Классификация демократических режимов в современных условиях.
Взаимосвязь между типом политического режима, правовым и экономическим развитием страны. Основные закономерности становления демократического режима в современных условиях.
Особенности политического режима в современной России и перспективы его эволюции.
Тема 6. Политические партии, партийные системы и
общественно-политические движения
Политические партии: сущность, признаки, место и роль в политической системе общества. Происхождение политических партий. Функции политических партий. Типология политических партий.
Партийные системы: критерии классификации. Однопартийные и многопартийные системы. Преимущества и недостатки двухпартийных систем. Блоки и коалиции.
Политические организации и движения. Общественно-политические движения: определение и типология. Общественно-политические движения международного уровня.
Партии и политические движения в современной России. Становление многопартийности. Российское законодательство, регулирующее процесс образования, регистрации и функционирования политических партий.
Проблемы финансирования политических партий. Организация финансирования в демократических и недемократических политических системах.
Современные концепции политических партий и партийных систем. М. Дюверже о классификации политических партий. Дж. Сартори и Ж. Бюрдо о типологии партийных систем. Партийная система современной России.
Тема 7. Избирательные системы
Электоральные (избирательные) системы. Основные типы (модели) избирательных систем. Современные избирательные системы и их особенности в различных странах. Законодательство об избирательной системе.
Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации.
Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.
Пропорциональная избирательная система и её специфика в различных странах. Преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы.
Смешанные избирательные системы. Многоступенчатые выборы.
Политические технологии: определение, место и роль в политическом процессе. Технология избирательной кампании. Предвыборная кампания, ее цели и задачи. Планирование и организация предвыборной кампании, ее исходный пункт и основные этапы. Кандидат на выборную должность как центральная фигура избирательной кампании. Роль средств массовой информации в предвыборной кампании.
Финансирование избирательных кампаний. Организация финансирования избирательных кампаний в разных странах. Законодательство о финансировании избирательных кампаний. Структура финансовых затрат на проведение избирательных кампаний.
Избирательные системы в современной России. Тип избирательной системы, используемой в России на выборах в Государственную Думу в начале ХХI в. Конституция и законодательство Российской Федерации об избирательной системе страны. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ. Пути и направления совершенствования российской избирательной системы. Современные концепции избирательных систем.
Тема 8. Основные политические идеологии современности
Понятие и сущность политической идеологии. Роль политической идеологии в политической системе общества. Социальная база идеологии. Идейная борьба. Основные функции политической идеологии в обществе. Зарождение и развитие политической идеологии либерализма. Основные черты классического либерализма. Трансформация либерализма в неолиберализм.
Консервативная идеология: её зарождение, развитие, основные черты. Идеи «консервативной революции». Характеристика неоконсерватизма. Роль традиций в консерватизме и неоконсерватизме.
Социал-демократическая идеология как направление в развитии социализма. Основные черты социал-демократии.
«Деидеологизация» политики на рубеже XX-XXI вв. Новые тенденции в развитии основных политических идеологий современности. Суверенная демократия (понятие, сущность). Идеологическое обеспечение реформ в России. Многообразие предлагаемых моделей.
Тема 9. История политической мысли
Зарождение политических знаний в Древнем Китае (Конфуций, Мо-Цзы) и Древней Греции (Платон, Аристотель). Политическая мысль Средневековья. Генезис политических идей в Новое время, период политических революций и ранних индустриальных государств в Западной Европе. Появление национальных политико-идеологических школ. Наследие ведущих мыслителей периода Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель). Развитие теории разделения властей в трудах Джона Локка и Шарля Луи Монтескье.
Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Политическая мысль России конца XIX - начала XX века (Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.И. Новгородцев).
Русская идея в творчестве Ф.М. Достоевского, Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и других мыслителей. Учение Новгородцева П.И. о правовом государстве и демократии.
Отношение русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. к социализму, социалистическому идеалу, революции, насилию и государству. Политологические школы XXI века.
Изменение идеологических приоритетов в Европе и России в первой половине ХХ века. Тоталитарная идеология большевизма, фашизма и национал-социализма. Евразийство.
5.2. Учебно-тематический план
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), вид промежуточной аттестации - зачет.
Направлениеподготовки 38.03.02 Менеджмент
очная форма обучения / заочная форма обучения
№ | Наименование темы (раздела) дисциплины | Трудоемкость в часах | Формы текущего контроля успеваемости | |||||
Всего | Аудиторная работа | Самост. работа | ||||||
Общая | Лекции | Прак. и семин. занятия | Занятия в интерактивных формах | |||||
Тема 1. Предмет политологии. Категориальный аппарат | 6/5 | 4/1 | 2/1 | 2/- | 1/- | 2/4 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 2. Политическая власть | 11/11 | 4/1 | 2/- | 2/1 | 1/0,5 | 7/10 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 3. Политическое лидерство. Политическая элита | 14/14 | 4/2 | 2/- | 2/2 | 1/1 | 10/12 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 4. Государство как политический институт | 14/13 | 4/1 | 2/1 | 2/- | 1/- | 10/12 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 5. Политические режимы | 14/15 | 4/1 | 2/- | 2/1 | 1/0,5 | 10/14 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 6. Политические партии, партийные системы и общественно-политические движения | 13/14 | 4/2 | 2/1 | 2/1 | 1/0,5 | 9/12 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 7. Избирательные системы | 12/13 | 4/1 | 2/- | 2/1 | 1/0,5 | 8/12 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 8 Основные политические идеологии современности | 13/12 | 4/2 | 2/1 | 2/1 | 1/0,5 | 9/10 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Тема 9. История политической мысли | 11/11 | 4/1 | 2/- | 2/1 | 1/0,5 | 7/10 | Опрос Инд. твор. зад. | |
Итого: | 108/108 | 36/12 | 18/4 | 18/8 | 9/4 | 72/96 |
5.3 Содержание практических и семинарских занятий