Типы государства: различные подходы

Типология государства — это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формацион-ного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-эко­номические признаки (общественно-экономическая формация).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мне­нию представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решаю­щим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, бур­жуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социаль­
но-экономических факторов, которые действительно весьма суще­
ственно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический харак­
тер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за­
программированностью, между тем история многовариантна и дале­
ко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­
нальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями вы­ступают духовные признаки — культурные, религиозные, нацио­нальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть зам­кнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определен­
ных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, кото­
рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций,
получается более «заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько
общества. ,

: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гойман-ЧервонюкВ.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 3.

Ленин, В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39.

Марченко MIL Теория государства и права. М., 1996. Гл. 5.

Панфилова Т.В. Формационный и «цивилизационный» подходы: воз­можности и ограниченность // Общественные науки и современность. 1993. №6.

Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Са­ратов, 1984.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 3.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 4.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. М„ 1993, Т. 1.

Я 9. Понятие и классификация функций Российского государства

Функции государства — это основные направления деятельнос­ти государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как:

1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему
стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения,
то функции лишь основные направления деятельности государства
по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи
определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много­
численных государственных органов, специально предназначенных
для определенного вида деятельности, функции государства охваты­
вают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная
ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена ра­
бота всего государственного аппарата и каждого органа в отдель­
ности).

В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имею­щей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
правопорядка;

2) экономическая;

3) налогообложения;

4) социальной защиты;

5) экологическая;

6) культурная.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) оборона страны;

2) поддержание мирового порядка;

3) сотрудничество с другими государствами ит.п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наши рекомендации