Типы государства: различные подходы
Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формацион-ного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация).
Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социаль
но-экономических факторов, которые действительно весьма суще
ственно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический харак
тер развития государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за
программированностью, между тем история многовариантна и дале
ко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио
нальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п.
Достоинства данной типологии:
1) выделены факторы культуры как существенные в определен
ных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, кото
рые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций,
получается более «заземленная» типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) по сути дела это типология не столько государства, сколько
общества. ,
: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Гойман-ЧервонюкВ.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 3.
Ленин, В.И. О государстве // Полное собрание сочинений. Т. 39.
Марченко MIL Теория государства и права. М., 1996. Гл. 5.
Панфилова Т.В. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность // Общественные науки и современность. 1993. №6.
Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 3.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-герова. М., 1995. Тема 4.
Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. М„ 1993, Т. 1.
Я 9. Понятие и классификация функций Российского государства
Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как:
1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему
стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения,
то функции лишь основные направления деятельности государства
по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи
определяют функции);
2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много
численных государственных органов, специально предназначенных
для определенного вида деятельности, функции государства охваты
вают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная
ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена ра
бота всего государственного аппарата и каждого органа в отдель
ности).
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
правопорядка;
2) экономическая;
3) налогообложения;
4) социальной защиты;
5) экологическая;
6) культурная.
К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
1) оборона страны;
2) поддержание мирового порядка;
3) сотрудничество с другими государствами ит.п.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА