Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование
Вторая сессия ПК в июле 1959 г. приняла решение о проведении социальных преобразований [Уао Zhao Liu, 1999, р. 18-19]. Намечалось на первом этапе организовать движение «против трех» (против мятежа, повинности ула, системы личной зависимости) и движение «за два снижения» (арендной платы и ссудного процента). На втором этапе предполагалось провести аграрную реформу. Земля и другие средства производства, принадлежавшие участникам антиправительственных выступлений, конфисковывались, а принадлежавшие феодалам, не участвовавшим в движении, выкупались государством [Smith, 1996, р. 471]. Конфисковывались земли тибетского правительства, прежних правительственных чиновников, большинства аристократических семей и земли монастырей. Конфискованные земли и средства производства перераспределялись среди крестьян. Аграрная реформа практически началась уже весной 1959 г. и была завершена к осени 1960 г. К октябрю 1960 г. общая площадь конфискованных и выкупленных земель составила более 186 тыс. га [Богословский, 1978, с. 98; 5пи1п, 1996, р. 253]. Почти вся эта конфискованная пахотная земля прежде была разделена на наделы, на которых трудились крепостные крестьяне — жители имений. Таким образом, перераспределение земли реально заключалось в официальном утверждении прав крестьян на эти наделы. В то же время крестьяне освобождались от личной зависимости и выплаты ренты в пользу бывших владельцев имений. Была отменена вся прошлая задолженность крестьян, за {281}исключением задолженности за 1959 г. со сниженным ссудным процентом. Право на землю получили 800 тыс. бывших «рабов» и «крепостных», т.е. более 2/з всего населения (численность населения ТАР в 1965 г. оценивалась в 1 млн. 200 тыс.). Таким образом, в среднем каждый крестьянин получил чуть более 0,233 га земли [Уао Zhao Liu, 1999, р. 26]. Как уже говорилось, у землевладельцев, не принимавших участия в мятеже, земля, скот, дома и сельскохозяйственные орудия, имевшиеся «сверх нормы», выкупались. Большинство выкупленных землевладений находилось в округе Шигацэ. Здесь было выкуплено 712 дворов духовных и светских феодалов. К февралю 1961 г. 1300 семей прежних землевладельцев получили удостоверение о выкупе у них излишков земли, домашних животных и орудий производства [ibid., р. 26-27]. Одновременно был произведен обмен прежних тибетских денег на народный юань КНР, и последний объявлен единственной валютой, имеющей хождение в Тибете [Smith, 1999, р. 472].
Зимой 1959/60 г. в Тибете были созданы первые бригады взаимопомощи. Кооперирование проводилось очень быстрыми темпами, как правило непосредственно вслед за проведением аграрной реформы. К февралю 1961 г. в земледельческих районах 140 тыс. крестьянских дворов (90%) оказались объединены в 13 тыс. бригад. Различались временные бригады (совместная пахота и уборка урожая) и постоянные (общая земля, тягловый скот и сельскохозяйственные орудия).
Высшей формой кооперации являлись бригады «высшего типа», где бьша кооперирована и рабочая сила. Ускоренное кооперирование без учета местных условий вызвало недовольство значительной части крестьян. Производство зерна сократилось. Серьезный ущерб был нанесен скотоводству. В январе 1961 г. ЦК КПК проанализировал ситуацию и принял новый курс: в Тибете не создавать кооперативы и не проводить социалистические преобразования в течение ближайших пяти лет. Бригады «высшего типа» были ликвидированы. Большинство бригад (18 тыс. из 22 тыс. в 1964 г.) превратились во временные бригады. И после проведения кооперирования тибетское сельское хозяйство оставалось технически отсталым и не могло обеспечить потребности снабжения населения городов и армии. {282}
Реформа буддийской церкви
По китайским сведениям, на территории будущего ТАР в начале 60-х годов находилось 2469 монастырей с 110 тыс. монахов и послушников [Тsering Shakya, 1999, р. 253]. Численность населения Тибета составляла в 1959 г. 1180 тыс. [ibid., р. 501]. В вооруженных выступлениях 1959 г. приняли участие тысячи монахов. В 1959 г. указом Госсовета КНР были распущены все органы управления тибетской буддийской церкви. После подавления движения большинство монастырей было закрыто, многие разрушены, тысячи монахов были репрессированы, бежали в Индию или погибли. Власти конфисковали сокровища монастырей, связанных с вооруженным движением. На землях монастырей бьша проведена аграрная реформа. Под эгидой властей развернулась массовая кампания за выход монахов из монашеской общины и возвращение их «в мир». Так, в одном из храмов монастыря Дэпун из 301 монаха 281 снял монашеское одеяние. В целом в Дэпуне из 8-10 тыс. монахов осталось только 700.
Панчен-лама выдвинул лозунг: «Пусть Конституция войдет под своды храмов и монастырей». В монастырях стали создаваться Комитеты демократического управления. 9 июля 1961 г. Госсовет КНР распустил и «Совет каньбу» при Панчен-ламе. В Ташилунпо, собственном монастыре Панчен-ламы, в 1959-1961 гг. число монахов уменьшилось вдвое, с 4 тыс. до 1980 человек[24] [Smith, 1996, р. 523-524; Преобразования в Тибете, 2001, с. 165].
После принятия ЦК КПК в январе 1961 г. нового курса в Тибете положение несколько стабилизировалось. В апреле 1961 г. 5-я сессия ПК по созданию ТАР провозгласила пять принципов дальнейшей работы: 1) устранение эксплуатации и гнета; 2) осуществление демократического управления в монастырях и храмах; 3) соблюдение Конституции в монастырях и храмах, исполнение декретов правительства; 4) участие лам в труде; 5) решение правительством вопросов материального обеспечения старых и слабых физически лам, а также лам-знатоков канонов. Некоторое число представителей высшего ламства вновь было привлечено к работе в администрации. Так, 3-я сессия тибетского отделения Всекитайского общества буддистов осенью 1963 г. избрала правление отделения в составе 117 человек и президента Тубтэн Кунга, который одновременно являлся заместителем председателя ПК по образованию ТАР. {283}
В 1964 г. правительство КНР решило отказаться от попыток установить взаимоприемлемые отношения с высшими иерархами тибетской буддийской церкви. В августе 1964 г. на сессии ПК по созданию ТАР Панчен-лама был подвергнут критике и осуждению, затем арестован и отправлен в Пекин, где находился в заключении до 1974 г. и под домашним арестом до его реабилитации в 1978 г. Только в июле 1982 г. он смог вернуться в Лхасу. После бегства Далай-ламы XIV в Индию в 1959 г. власти КНР неоднократно заявляли, что его увезли насильно. В декабре 1964 г. Далай-лама XIV был официально снят со всех еще сохранившихся за ним постов.
В результате реформ 1959-1965 гг. было ликвидировано теократическое государство (буддийская монархия), существовавшее в Тибете с середины XVII в. Исчезли церковное землевладение и политическое господство ламства. Резко сократилась численность сангхи — буддийской монашеской общины. Все эти явления сами по себе имели прогрессивный характер, способствовали освобождению тибетских крестьян и скотоводов от феодального гнета и открывали дорогу развитию тибетского общества и дальнейшей интеграции Тибета в состав КНР и в современный мир.
Вместе с тем, реформы проводились в тяжелых условиях подавления вооруженного сопротивления и устранения всех потенциальных противников реформ. Задача «нейтрализации» и привлечения к реформаторской деятельности представителей тибетской элиты и выходцев из низов старого общества оставалась исключительно важной проблемой в течение всех 60-х годов.