Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование

Вторая сессия ПК в июле 1959 г. приняла решение о проведении социальных преобразований [Уао Zhao Liu, 1999, р. 18-19]. Намечалось на первом этапе организовать движение «против трех» (против мятежа, повинности ула, системы личной зависи­мости) и движение «за два снижения» (арендной платы и ссудного процента). На втором этапе предполагалось провести аграрную реформу. Земля и другие средства производства, принадлежавшие участникам антиправительственных выступлений, конфисковыва­лись, а принадлежавшие феодалам, не участвовавшим в движении, выкупались государством [Smith, 1996, р. 471]. Конфисковывались земли тибетского правительства, прежних правительственных чи­новников, большинства аристократических семей и земли мона­стырей. Конфискованные земли и средства производства перерас­пределялись среди крестьян. Аграрная реформа практически на­чалась уже весной 1959 г. и была завершена к осени 1960 г. К октяб­рю 1960 г. общая площадь конфискованных и выкупленных земель составила более 186 тыс. га [Богословский, 1978, с. 98; 5пи1п, 1996, р. 253]. Почти вся эта конфискованная пахотная земля прежде была разделена на наделы, на которых трудились крепостные крестья­не — жители имений. Таким образом, перераспределение земли реально заключалось в официальном утверждении прав крестьян на эти наделы. В то же время крестьяне освобождались от лич­ной зависимости и выплаты ренты в пользу бывших владельцев имений. Была отменена вся прошлая задолженность крестьян, за {281}исключением задолженности за 1959 г. со сниженным ссудным про­центом. Право на землю получили 800 тыс. бывших «рабов» и «кре­постных», т.е. более 2/з всего населения (численность населения ТАР в 1965 г. оценивалась в 1 млн. 200 тыс.). Таким образом, в сред­нем каждый крестьянин получил чуть более 0,233 га земли [Уао Zhao Liu, 1999, р. 26]. Как уже говорилось, у землевладельцев, не принимавших участия в мятеже, земля, скот, дома и сельскохозяй­ственные орудия, имевшиеся «сверх нормы», выкупались. Большин­ство выкупленных землевладений находилось в округе Шигацэ. Здесь было выкуплено 712 дворов духовных и светских феодалов. К февралю 1961 г. 1300 семей прежних землевладельцев получили удостоверение о выкупе у них излишков земли, домашних живот­ных и орудий производства [ibid., р. 26-27]. Одновременно был произведен обмен прежних тибетских денег на народный юань КНР, и последний объявлен единственной валютой, имеющей хождение в Тибете [Smith, 1999, р. 472].

Зимой 1959/60 г. в Тибете были созданы первые бригады взаи­мопомощи. Кооперирование проводилось очень быстрыми темпа­ми, как правило непосредственно вслед за проведением аграрной реформы. К февралю 1961 г. в земледельческих районах 140 тыс. крестьянских дворов (90%) оказались объединены в 13 тыс. бригад. Различались временные бригады (совместная пахота и уборка уро­жая) и постоянные (общая земля, тягловый скот и сельскохозяйст­венные орудия).

Высшей формой кооперации являлись бригады «высшего ти­па», где бьша кооперирована и рабочая сила. Ускоренное коопери­рование без учета местных условий вызвало недовольство значи­тельной части крестьян. Производство зерна сократилось. Серьез­ный ущерб был нанесен скотоводству. В январе 1961 г. ЦК КПК проанализировал ситуацию и принял новый курс: в Тибете не соз­давать кооперативы и не проводить социалистические преобразо­вания в течение ближайших пяти лет. Бригады «высшего типа» были ликвидированы. Большинство бригад (18 тыс. из 22 тыс. в 1964 г.) превратились во временные бригады. И после проведения кооперирования тибетское сельское хозяйство оставалось техниче­ски отсталым и не могло обеспечить потребности снабжения насе­ления городов и армии. {282}

Реформа буддийской церкви

По китайским сведениям, на территории будущего ТАР в начале 60-х годов находилось 2469 монастырей с 110 тыс. мо­нахов и послушников [Тsering Shakya, 1999, р. 253]. Численность на­селения Тибета составляла в 1959 г. 1180 тыс. [ibid., р. 501]. В воору­женных выступлениях 1959 г. приняли участие тысячи монахов. В 1959 г. указом Госсовета КНР были распущены все органы управ­ления тибетской буддийской церкви. После подавления движения большинство монастырей было закрыто, многие разрушены, тыся­чи монахов были репрессированы, бежали в Индию или погибли. Власти конфисковали сокровища монастырей, связанных с воору­женным движением. На землях монастырей бьша проведена аграр­ная реформа. Под эгидой властей развернулась массовая кампа­ния за выход монахов из монашеской общины и возвращение их «в мир». Так, в одном из храмов монастыря Дэпун из 301 монаха 281 снял монашеское одеяние. В целом в Дэпуне из 8-10 тыс. мона­хов осталось только 700.

Панчен-лама выдвинул лозунг: «Пусть Конституция войдет под своды храмов и монастырей». В монастырях стали создаваться Ко­митеты демократического управления. 9 июля 1961 г. Госсовет КНР распустил и «Совет каньбу» при Панчен-ламе. В Ташилунпо, соб­ственном монастыре Панчен-ламы, в 1959-1961 гг. число монахов уменьшилось вдвое, с 4 тыс. до 1980 человек[24] [Smith, 1996, р. 523-524; Преобразования в Тибете, 2001, с. 165].

После принятия ЦК КПК в январе 1961 г. нового курса в Тибете положение несколько стабилизировалось. В апреле 1961 г. 5-я сессия ПК по созданию ТАР провозгласила пять принципов дальнейшей работы: 1) устранение эксплуатации и гнета; 2) осуществление де­мократического управления в монастырях и храмах; 3) соблюдение Конституции в монастырях и храмах, исполнение декретов прави­тельства; 4) участие лам в труде; 5) решение правительством вопро­сов материального обеспечения старых и слабых физически лам, а также лам-знатоков канонов. Некоторое число представителей высшего ламства вновь было привлечено к работе в администра­ции. Так, 3-я сессия тибетского отделения Всекитайского общества буддистов осенью 1963 г. избрала правление отделения в составе 117 человек и президента Тубтэн Кунга, который одновременно являлся заместителем председателя ПК по образованию ТАР. {283}

В 1964 г. правительство КНР решило отказаться от попыток установить взаимоприемлемые отношения с высшими иерарха­ми тибетской буддийской церкви. В августе 1964 г. на сессии ПК по созданию ТАР Панчен-лама был подвергнут критике и осуж­дению, затем арестован и отправлен в Пекин, где находился в за­ключении до 1974 г. и под домашним арестом до его реабилита­ции в 1978 г. Только в июле 1982 г. он смог вернуться в Лхасу. После бегства Далай-ламы XIV в Индию в 1959 г. власти КНР неоднократ­но заявляли, что его увезли насильно. В декабре 1964 г. Далай-ла­ма XIV был официально снят со всех еще сохранившихся за ним постов.

В результате реформ 1959-1965 гг. было ликвидировано теокра­тическое государство (буддийская монархия), существовавшее в Ти­бете с середины XVII в. Исчезли церковное землевладение и полити­ческое господство ламства. Резко сократилась численность сангхи — буддийской монашеской общины. Все эти явления сами по себе имели прогрессивный характер, способствовали освобождению ти­бетских крестьян и скотоводов от феодального гнета и открывали дорогу развитию тибетского общества и дальнейшей интеграции Тибета в состав КНР и в современный мир.

Вместе с тем, реформы проводились в тяжелых условиях подав­ления вооруженного сопротивления и устранения всех потенциаль­ных противников реформ. Задача «нейтрализации» и привлечения к реформаторской деятельности представителей тибетской элиты и выходцев из низов старого общества оставалась исключительно важной проблемой в течение всех 60-х годов.

Наши рекомендации