Стадии разработки и применения контент-анализа
1.формулируются тема, задачи и гипотезы исследования 2.определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.Таким образом, категории анализа должны быть:уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа. Необходимо выбрать соответствующую единицу анализа – лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.За единицу анализа может быть принято:слово,предложение,тема,идея,автор,персонаж,социальная ситуация,часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа – контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица – «предложение».Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу.Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации – 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.
ЗаключениеКонтент-анализ – это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.Л. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь. Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Основными задачами контент-анализа являются: а) Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта. б) Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения. в) Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия. Основные направления применения контент-анализа: 1. выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата); 2. определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы – язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); 3. выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия). Контент начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования. Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.
Список используемой литературы
1.Барсамов В.А. Контент- анализ газетных материалов // Социс – 2006 - №2
2.Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по социальной психологии. М., 2002.
3.Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.
4.Клуппт М.А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. 2003. № 6.
5.Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. 2004.
6.Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К. Соколова. М.: Весь Мир, 2007.
7.Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004.
8.Хеллевик О. Социологический метод. М.: Весь мир, 2002.
9.Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. Основы прикладной социологии. – М.: Интерпракс, 2006.