Формы возникновения государства. Государственно-организованному обществу предшествовала длительная историческая эпоха —первобытнообщинный строй
ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Государственно-организованному обществу предшествовала длительная историческая эпоха —первобытнообщинный строй, который в своем развитии прошелтри этапа:
— первобытное стадо (каменный век);
— родовая община (поздний неолит, 5—7 тыс. лет назад);
— разложение родовой общины.
Общая характеристика первобытнообщинного строя:
— общественная (потестарная) власть:
— участие в управлении делами общины всех взрослых членов рода;
— личные качества члена рода, племени как основание избрания старейшиной, вождем, предводителем охоты и т. д. (власть авторитета);
— отсутствие специального политического аппарата управления;
— первобытная общинная демократия, не знавшая ни классовых, ни иных социальных различий;
— первобытные обычаи;
— общественная собственность;
— социальное единство;
— коллективное производство;
— кровнородственный признак как форма связи людей.
Общая характеристика первобытных социальных регуляторов:
— являлись духовными представлениями о правилах поведения людей;
— носили социально-биологический характер;
— доминирование запретов;
— не делали различий между правами и обязанностями;
— обеспечивались привычками, силой общественного мнения рода.
Причины происхождения государства и права:
1. Экономические:
— переход от собирательства к производящей экономике (неолитическая революция);
— общественное разделение труда:
а) отделение скотоводства от земледелия:
б) отделение ремесел:
в) появление купцов;
— рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладения огнем и т. п.;
— появление частной собственности на орудия и средства производства;
2. Социальные:
— развитие в человеке человеческого (духовное развитие, запрещение инцеста, т. е. кровосмешения), отделение его от животного мира;
— возникновение семьи (матриархат, патриархат) как первичной ячейки социальной организации;
— углубляющееся имущественное расслоение членов общества (появление антагонизмов);
— раскол общества на антагонистические классы;
— образование территориальной общины, расселение людей в определенной местности.
Таким образом:
— становление государства как особого социального института представляет собой длительный и противоречивый процесс;
— «Настоящее государство и настоящее правительство возникают лишь тогда, когда богатство и бедность становятся очень велики». — Гегель. Философия истории. М.-Л., 1935. – С. 82.
Формы возникновения государства
1. Западная форма (или европейский путь) возникновения и развития государства:
— от человека как собственника, личности, гражданина к формированию политической власти общества;
— защита гражданских прав и свобод — главная задача государства;
— гражданин и государство — равные партнеры.
Разновидности западного пути возникновения государства:
а) афинский или классический (государство здесь появляется в виде полисов);
б) римский (вышеуказанные причины плюс борьба плебеев, живших вне римских городов, против патрициев, т. е. горожан, знати);
в) древнегерманский (государство возникает в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами (варварами) римского государства).
2. Восточная форма (или азиатский путь) возникновения государства:
— географические условия, необходимость создания ирригационных сооружений, требовавших мощного административного аппарата;
— общинная или коллективная собственность на землю, которая, не превратившись в частную, переходит в собственность государства;
— деспот (тиран) как олицетворение источника и носителя государственной власти;
— полная зависимость жителей от государственной власти, тирана.
Таким образом:
— общей или единой формы возникновения политической власти (государства) не было и не могло быть;
— комплекс объективных и субъективных факторов (природных, географических, исторических, политических, национальных, личностных) в каждом конкретном случае порождал свою специфику в той или иной форме государства.
Основные теории происхождения государства и права:
1. Патриархальная (Аристотель, Конфуций, П. Филмер, И. Михайловский,):
— государство как естественный результат исторического развития семьи, форма социальной жизни;
— государство в лице монарха как продолжение отцовской власти в семье; (если отец в семье — глава для членов своей семьи, то монарх — глава государства, «отец» для своих подданных, которые обязаны подчиняться его воли.
2. Теологическая (Ф. Аквинский, Заратустра, св. Августин, А. Мень, официальная доктрина Ватикана, Русской Православной Церкви):
— государство как воплощение божественной воли на земле;
— только то государство имеет будущее, где соблюдаются христианские заповеди;
— государство вечно как и сам Творец.
3. Договорная или естественно-правовая (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.–Ж. Руссо, Д. Локк, Д. Дидро, П.А. Гольбах, А.Н. Радищев):
— государство и право — продукты человеческого разума;
— права и свободы человека носят дополитический характер;
— государство не имеет права отменять естественные права и свободы человека, оно обязано их охранять;
— в целях выживания люди объединяются в государственный союз, поручая ему ряд функций, поэтому государство — это результат соглашения между людьми о правилах совместного общежития;
— в основе этих правил или общественного договора лежит народный суверенитет, обладающий верховенством над суверенитетом государства;
— если правители нарушают общественный договор, то народ, как единственный источник власти в государстве, имеет право на их свержение и установление нового политического режима.
4. Органическая (Платон, Аристотель, Г. Спенсер):
— государство должно быть подобно здоровому человеческому организму, имеющему свои «руки», «ноги», «сердце» «голову» и т. д.;
— каждая из отдельных частей государства самостоятельно существовать не может;
— государство должно соответствовать (не противоречить) общественному организму;
— если государство «здоровое», то и все его «клетки» функционируют нормально. И напротив, «болезнь» отдельных частей государства отрицательно сказывается на состоянии всего государственного организма в целом.
5. Насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский):
— государство возникает в результате насилия (завоевания) одних племен другими;
— насилие составляет первооснову государства;
— в ходе эволюции выживают только сильнейшие государства.
6. Материалистическая или классовая (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин):
— государство возникает в результате развития экономических (материальных) отношений,которые обуславливают:
а) общественное разделение труда;
б) появление прибавочного продукта;
в) возникновение частной собственности на орудия и средства производства;
г) раскол общества на антагонистические классы.
— «государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим» (К. Маркс);
— «государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим» (В.И. Ленин).
7. Психологическая (З. Фрейд, Д. Фрейзер, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов):
— государство — это результат особых переживаний, психобиологических влечений, инстинктов человека;
— основа государства лежит в свойствах человеческой психики;
— государство необходимо для подавления природных агрессивных влечений человека;
— закономерности развития государства адекватны общим законом психологии.