Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
ДИСКУССИЯ (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), - групповое обсуждение какой-либо, проблемы, вопроса или круга вопросов с целью найти правильное решение. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Во время дискуссии создаются условия для различных ответов, высказываний, разных точек зрения.Дискуссиятребует тщательной, глубоко продуманной подготовки и живой, увлекательной формы подачи материала. Студентам необходимо самостоятельно изучить как можно больше соответствующей литературы, документальных фильмов, посмотреть научных передач, посвященных этой тематике и т.д.
Рассмотрение первого вопроса практического занятия следует начинать с выявления социальных и экономических причин отмены крепостного права России - правовом положении крепостных крестьян, подготовки крестьянской реформы. Затем надо дать характеристику основных положений крестьянской реформы 1861 г.
При подготовке второго вопроса необходимо определить цели буржуазных преобразований, осуществленных при Александре II. Провести анализ преобразований в области местного самоуправления: земской и городской реформ, создании новой судебной системы, проведении военной реформы и перевооружений русской армии. Следует остановить внимание и раскрыть положения нового университетского устава и реформы народного образования. Студенты должны знать об отмене предварительной цензуры в периодической печати. Закончить рассмотрение вопроса следует анализом изменений в правовом и экономическом положении крепостных, государственных и удельных крестьян и историческим значением буржуазных реформ. Закончить следует общим анализом состояния России к началу царствования Александра II.
Ответ на третий вопрос надо начать с Манифеста Александра III о незыблемости самодержавной власти и его последствия, введения Закона о земских начальниках и усилении зависимости земских учреждений от местной администрации. Необходимо выявить ограничение городского самоуправления и новую политику в области народного образования. Рассмотреть вопрос возвращения к предварительной цензуре в периодической печати и ликвидации института временно-обязанных крестьян. Наряду с этим студентам следует знать об учреждении Крестьянского и Дворянского земельных банков и отмене подушной подати. С развитием промышленности и финансов Россия претерпела ряд изменений, связанных с разработкой правительством рабочего законодательства и денежной реформой С.Ю.Витте. Студентам следует подвести итог социально-экономического развития России в области завершения промышленного переворота и его влияние на дальнейшую трансформацию общества.
Четвертый вопрос следует начать с выявления задач внешней политики России в 60-90-е гг. XIX в. Затем надо рассмотреть этапы присоединения к России Средней Азии и влияние Российского государства на дальнейшее развитие среднеазиатских народов. Необходимо проанализировать политику российского правительства на Балканах и в Закавказье, выход России из международной изоляции и ликвидацию «крымской системы». Возвращение Российскому государству права держать военный флот на Черном море. Рассмотреть причины, ход и итоги Русско-турецкой войны и Сан-Стефанский мирный договор, решения Берлинского конгресса. Основательно исследовать процесс создания военно-политических союзов в Европе: заключение Тройственного союза и его цели, причины создания русско-французского военно-политического блока. Проанализировать Дальневосточную политику Российской империи в отношении Китая, Японии и США. В заключение следует подвести общие итоги внешней политики России в XIX в.
В пятом вопросе следует рассмотреть крупные успехи русской науки: в математике, физике, химии, медицине, географии, сфере гуманитарных исследований. Особенности развития российской культуры в период реформ. Вклад российских ученых и изобретателей в мировой научно-технический прогресс. Критический реализм в русской литературе: Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов. Просветительская деятельность русских художников-передвижников. Расцвет русского музыкального искусства. Своеобразие русской архитектуры в конце XIX в. Роль театра в жизни российского общества.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем Вы видите причины недовольства реформой 1861 г. помещиков, крестьян, представителей либерального и революционного лагерей?
2. В чем Вы видите причины, побудившие Александра II провести земскую и городскую реформы?
3. Из каких слоев населения формировалась буржуазия?
4. В чем Вы видите объективные и субъективные предпосылки реформ 60- 70-х гг. XIX в.?
5. В чем Вы видите достоинства судебной реформы?
6. Назовите феодальные пережитки, сохранившееся в российском обществе?
7. В чем проявились особенности общественного развития России во второй половине XIX в.?
8. Какие изменения произошли в социальной структуре населения России?
9. Каковы особенности развития промышленности России в пореформенной период?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
Основная литература: 8.2 (1-2);
Дополнительная литература: 8.3 (1-5).