Вопрос 7. Стратегическое управление в системе менеджмента
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.
В современной теории и практике менеджмента достаточно широко применяются и часто используются такие синонимы как стратегическое планирование, корпоративное планирование, корпоративная стратегия, стратегический менеджмент и планирование бизнеса. Несмотря на разделение некоторыми учеными этих терминов все они имеют прямое отношение к одной и той же общей концепции .
При этом согласно Д. Бодди и Р. П. Эйтона «стратегия» - принятие решений о том, в чем должен заключаться бизнес организации, где он будет осуществляется и как организация добьется поставленных целей.
Данный подход не противоречит и дополняет определение корпоративной стратегии по Кау, заключающейся в том, что стратегия относится к выбору организацией бизнеса, рынков и определяет общее границы и направления развития предприятия.
Р. Смит выделяет четыре основные причины, предопределяющие необходимость осуществления деятельности организаций в области стратегического планирования:
проектирование намерений;
согласование намерений;
участие в реализации намерений;
создание структуры принятия оперативных решений.
Согласно И. Ансоффу, стратегия хозяйствующего субъекта может быть определена как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. В наиболее общем виде можно выделить следующие четыре группы таких правил:
Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и перспективе. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание - заданием.
Правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами, называются продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
Правила, по которым устанавливаются отношения, и процедуры внутри организации называют организационной концепцией.
Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называются основными оперативными приемами.
Г. Минцберг выделяет десять школ, исходящих из различных подходов к пониманию процесса разработки и реализации стратегии:
Школа дизайна (стратегия как процесс осмысления);
Школа планирования (стратегия как формальный процесс);
Школа прогнозирования (стратегия как аналитический процесс);
Школа предпринимательства (стратегия как процесс предвидения);
Когнитивная школа (стратегия как ментальный процесс);
Школа обучения (стратегия как развивающийся процесс);
Школа власти (стратегия как переговорный процесс);
Школа культуры (стратегия как коллективный процесс);
Школа внешней среды (стратегия как реактивный процесс);
Школа конфигурации (стратегия как процесс трансформации).
Руководители различных уровней придерживаются в процессе своей
деятельности определенных стратегий. Даже если данные стратегии и не
представлены в вербализованной форме, они могут служить основой для
принятия конкретных решений, формируют траекторию развития организации
в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды.
В 1962 г А. Чандлерсформулировал принцип, по которому проектирование организации должно соответствовать выбранной стратегии Он сделал вывод о том, что с изменением стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с проектированием новой организационной системы. Отказ от перепроектирования организации приводит к тому, что она оказывается не в состоянии достичь своих целей.
Позже, в 1977 г, Дж Гэлбрейт определил элементы современного организационного проектирования, а также влияние стратегии на дизайн организации и влияние дизайна на стратегию организации. Выбор определенной стратегии оказывает непосредственное влияние на многие решения относительно проектирования организации. Рассмотрим три возможные сферы стратегического выбора.
Первая относится к той идеологии управления которой придерживается высшее руководство. Ценности и принципы, лежащие в ее основе, могут решающим образом повлиять на такие элементы проектирования организации, как развитие горизонтальных связей, масштабов бы управляемости, количество уровней иерархии, централизация и децентрализация.
Вторая сфера зависит от потребителей, которые будут обслуживаться организацией. Если организация имеет индивидуальных и "организованных" потребителей, то эта двойственность должна найти отражение в процессе ее проектирования во всех проявлениях.
Третья сфера стратегического выбора - это рынки сбыта и территориальное размещение производства. Выход организации с целью размещения производства или продажи продукции за национальные границы требует учета в процессе проектирования ее организационной системы факторов интернационализации и глобализации.
В процессе проектирования необходимо учитывать потребности, интересы, установки, уровень квалификации, мотивации и дисциплинированности работников.
Размер организации влияет на организационную структуру, а соответственно и на ее проектирование таким образом: когда организации становятся большими, то они требуют сложных проектов.