Ф основополагающих принципах ситуационного подхода

Управленческая проблема



Глава 2

1ШШВШШШШШШШЩ1|

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВЫ

Исторические силы и их влияние на менеджмент Классическое направление менеджмента

Научный менеджмент Бюрократические организации Административные принципы

Гуманистический менеджмент

Движение человеческих отношений Развитие человеческих ресурсов

Бихевиористский подход

Развитие науки о менеджменте

Современные дополнения

Теория систем Теория случайностей

Новейшие тенденции

Глобализация

Управление тотальным качеством Обучающаяся организация

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

По окончании изучения этой главы вы получите представление о:

Ф Роли исторических сил в развитии практики менеджмента

Ф Основных достижениях теории менеджмента

Ф Специфических чертах классического менеджмента

Ф Основных элементах гуманистического направления менеджмента

Ф Преимуществах и недостатках количественного подхода к управлению

Ф Базисных понятиях теории систем

ф Основополагающих принципах ситуационного подхода

В 1973 г. во многом под влиянием протестов общественности и антивоенных демонстраций начался вывод американских войск из Вьетнама. Но жителям США предстояло пережить еще один шок: повышение цен на нефть со стороны ОТШК и нефтяное эмбарго октября 1973 г. Цены на бензин взлетели до небес, а американский рынок начали потихоньку заполнять импортные автомобили. Дабы не отстать от конкурентов, в компании General Motors была срочно начата разработка сразу двух новых модельных линий автомобилей, которым пред­стояло выйти на крайне нестабильный рынок. Увы, в ходе работы над проектами у крмпа-

отношения многих ме11ёдЖйрШ:И:ива!;|йёров компании к управлению проектами и качеству

СМ получила хороший урок относительно производства конкурентоспособных ав­томобилей. Но у компании до сих пор возникают проблемы с адаптацией к из'менс-

усилиях менеджмента?

Насколько необходимы менеджерам GM или любой другой организации знания истории? Ответ прост. Еще в 1950-х гг. экономисты-аналитики предупреждали об опасности чрезмерно высоких темпов роста потребления энергетических ресурсов в США. Руководство GM и других автомобильных компаний вряд ли имело воз­можность назвать точную дату повышения ОПЕК цен на нефть, но компания могла бы заблаговременно начать разработки более экономичных автомобилей. Анализ исторических тенденций и поиск соответствующих решений могли бы помочь ком­пании не только сохранить конкурентоспособность, но и вырваться вперед (как это и произошло с японскими производителями).

Изучение истории имеет огромное значение для всех руководителей, ибо речь идет об образе мышления, идентификации взаимосвязей между происходящими событиями и оценке возможности их повторения в будущем. Историческая перс­пектива является средой, контекстом интерпретации современных проблем. Только обращение к истории позволяет выявить истинный смысл происходящего, оценить

звитие ситуации и указать менеджерам наиболее перспективные направления раз­вития организации.

Изучение прошлого вносит весомый вклад как в понимание настоящего, так и в

опытки предсказать будущее. Это еще и способ обучения — учебы на чужих ошиб-

ах, что позволяет не повторять их; учебы на чужих достижениях, что позволяет в

чае возникновения схожей ситуации воспроизвести успех; и, что самое главное,

нимание природы вещей позволяет усовершенствовать их в будущем.

Многие компании, в числе которых Polaroid, AT&T, International Harvester, •onsolidated Edison и West Fargo Bank, специально обращались к ученым-истори-



Часть 1. Введение в менеджмент

Глава 2. Исторический обзор





Знание истории — один из основных инструмен­тов развития компании. Именно об этом говорит один из основателей компании Hewlett-Packard Дэйв Паккард

кам с просьбой проанализировать прошлое организаций. Менеджеры хотят знать свои корпоративные «корни». Так, один из заводов компании Polaroid (штат Мас­сачусетс, США) поначалу был образцом эффективности, однако со временем пока­затели производительности труда начали снижаться, ухудшились трудовые отно­шения. Проведенное профессиональными историками исследование, анализ разрозненных материалов, документов (этих пришельцев из прошлого) позволили сделать вывод о том, что причина заключается в тенденции ужесточения контроля со стороны менеджмента над процессом производства, что обусловило резкое ухудше­ние морального климата. Или другой пример: контракт Ренди Тревиса, популяр­нейшего исполнителя музыки в стиле кантри, с компанией Warner Brothers. He так давно исполнители кантри по требованию шоу-менеджеров с целью привлечь вни­мание молодых слушателей вносили в нее элементы поп-музыки. Марта Шарп, вице-президент Warner Brothers, в споре со своими руководителями, используя исторические документы и звукозаписи, доказала, что в недалеком будущем про­изойдет всплеск популярности «чистого» кантри и в этом случае Р. Тревис окажет­ся на пике славы в одиночестве. Ее доводы убедили скептиков, и WB подписала долгосрочный контракт с Р. Тревисом, положивший начало возрождению кантри. В этой главе мы предлагаем вам исторический обзор теории менеджмента. Изуче­ние менеджмента предполагает не столько ознакомление с фактами и современными концепциями, сколько получение навыков оценки перспектив, тенденций развития.

Наши рекомендации