Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Пресс-Конференция - собрание представителей средств массовой информации, проводимое официальными лицами с целью информирования по актуальным вопросам; встреча государственных, общественных деятелей, ученых и других с журналистами для беседы и ответов на их вопросы.
Заранее назначаются: организаторы (2 человека), ведущий, 3 лидера пресс-конференции, регистратор. Остальные студенты группы заявляют себя представителями конкретных СМИ. Правила подготовки и проведения пресс-конференции:
☻ Стол для регистрации пришедших на пресс-конференцию. Он должен стоять перед входом в зал проведения пресс-конференции. Список пришедших и зарегистрированных журналистов в момент начала пресс-конференции нужно оперативно передать ведущему.
☻ Таблички с названиями основных приглашенных СМИ, ТВ-каналов, расставленные на столиках, создают ощущение гостеприимства: важно показать журналистам, что их здесь ждали.
☻ На столе президиума размещаются таблички, на которых крупными буквами указаны не только фамилии, но и имена и отчества дающих и ведущего пресс-конференцию. Это делается из нескольких соображений: облегчается общение, избегаем ошибок в написании фамилий.
☻ Пакет для журналистов. Его называют еще «пресс-пакет» или «раздаточный материал». Это обязательный для грамотного обеспечения работы момент. Так называемый раздаточный материал ценен как дополнение к содержанию пресс-конференции: ведь не все прозвучавшие цифры будут восприняты на слух, не все факты будут понятны в устном изложении. К тому же есть возможность предложить журналистам фотоматериалы или ксерокопии публикаций, итоги социологических исследований и т. д. Но этот материал не должен быть излишне перегружен информацией. Важна золотая середина: пакет для журналистов — это выразительно и со вкусом дополняющий пресс-конференцию материал. В папку для журналистов вы можете вложить фото или слайды в электронном виде (CD-ROM).
Функции ведущего: он открывает пресс-конференцию, сообщает о количестве присутствующих журналистов, благодарит их за внимание к организации и реакцию на приглашение, объявляет тему, представляет дающих пресс-конференцию, объявляет регламент, порядок ведения, далее — руководит общением присутствующих в соответствии с принятым регламентом.
Центральные фигуры пресс-конференции — это лидеры, ради диалога с которыми собрались журналисты. Они дают пресс-конференцию. После вступительных слов ведущего лидер делает сообщение по теме пресс-конференции (желательно не более 10-15 минут), затем отвечает на вопросы журналистов.
Пресс-конференция должна длиться от 40 минут до 1 часа 20 минут. Примерно 1/5 времени (не более) может быть посвящена вступительным речам, остальное — диалог с журналистами. Регламентом устанавливается также порядок, в котором задаются вопросы (например, не более двух вопросов от одного СМИ — по первому кругу, лишь затем — по второму кругу).
Рассмотрение первого вопроса начинается с анализа изменений политического курса М.С Горбачева на «ускорение», «гласность», «демократизацию» в СССР. Следует отметить, что декларация нового политического курса, введение госприемки и борьба с нетрудовыми доходами были попытками реформаторов перейти к рыночной экономике. Необходимо отметить причины ухудшения положения в народном хозяйстве: сокращение производства, рост инфляции, массовые забастовки рабочих.
При изучении второго вопроса студентам следует рассмотреть вопросы внешней политики. Поворот во внешней политике Советского Союза непосредственно связан с деятельностью Э.А. Шеварднадзе. Министр иностранных дел - проводник «нового политического мышления». Новый курс внешней политики был непосредственно связан с советско-американскими договорами о сокращении ядерных вооружений, выводом советских войск из Афганистана и стран Восточной Европы, распадом «социалистического лагеря», роспуском СЭВ и ОВД, падением международного влияния СССР.
При изучении третьего вопроса необходимо рассмотреть проблему развала СССР и образование СНГ. Следует проработать документы, связанные с созданием российско-белорусского политического союза. Студентам следует уяснить вопрос о создании Евразийского экономического сообщества и Экономического таможенного союза, который в ближайшее время начал свою деятельность.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем можно объяснить кризисное состояние советской экономики в 1985 г.?
2. В каком направлении эволюционизировала КПСС в 1990 – 1991 гг.?
3. Какие существовали альтернативы при реформировании страны в 1985 – 1991 гг.?
4. Чем можно объяснить резкое ухудшение социально – экономической ситуации в СССР к 1991 г.?
5. В чем Вы видите причины обострения межнациональных отношений в СССР?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
Основная литература: 8.2 (1-2);
Дополнительная литература: 8.3 (1-5).
Тема № 4.2. Российская Федерация в 90-е годы – настоящее время
Глобальные и региональные интересы России в мире на протяжении XX-начала XXI веков. Основные положения Конституции от 12 декабря 1993г. I Чеченская война и её последствия. Президентские выборы 1996 г. причины финансового кризиса 17 августа 1998 г. Начало II Чеченской войны. Отставка Б.Н. Ельцина. Президентские выборы 2000г. Первые шаги второго президента РФ В.В.Путина. Демонтаж плановой экономики, внедрение институтов рыночного регулирования социально экономической сферы. Обвальное падение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и тотальная приватизация. Опережающий характер разрушения высокотехнологичных и наукоемких сфер производства. Новая трехуровневая структура экономики: сырьевые кампании - гиганты, естественные монополии. Стремительное социально-имущественное расслоение общества. Укрепление российской государственности в 2000-е годы. Введение новой интегрирующей структуры власти – семи федеральных округов. Россия и мировой экономический и финансовый кризис. Попытки российского руководства наладить партнерские отношения с ведущими западными странами. Россия и НАТО. Создание российско-белорусского политического союза. РФ и государства ближнего зарубежья. Балканский кризис и участие в его разрешении России. Основные положения российской внешнеполитической концепции. Развитие отношений с СНГ и создание таможенного союза.
Практическое занятие
Российская Федерация в 90-е годы – настоящее время
(форма обучения: очная -4 часа, заочная- 2 часа)
1. Новая структура власти России.
2. Причины и содержание глобализации экономического, политического и культурного пространства. Влияние глобализации на национальную безопасность России.
3. Внешняя политика России в конце XX века – по настоящее время. Вектор направленности и содержание.