Культура в современной России
На рубеже 80-90 гг. произошли изменения правительственной политики в отношении культуры. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Ареной острых дискуссий общественности стала периодическая печать. В публикациях предпринимались попытки разобраться в причинах «деформации» социализма, определить свое отношение к перестроечным процессам. Различная оценка происходящих в стране преобразований приводила к острой полемике в средствах массовой информации и вместе с тем к конфликтам в руководящих органах творческой интеллигенции.
В конце 80-х гг. несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп, приватизация ими при поддержке местных властей помещений, имущества, литературных фондов привели к расколу Союза писателей СССР, а затем и российского союза писателей.
После распада СССР в Российской Федерации во всех творческих союзах и организациях происходило размежевание деятелей литературы, искусства, кинематографистов на группы, различающиеся по взглядам и отношению к внутренней и внешней политике, проводимой президентом Ельциным и его окружением. Писатели стали группироваться вокруг «толстых» журналов, которые выражали их взгляды. Различную направленность приобрели театры со своим репертуаром. При постановке кино - и телефильмов съемочные группы подбирались исходя не столько из профессиональных качеств, сколько из занимаемых политических позиций.
В трудном положении в России оказалась система образования. В конце 80-х гг. в стране была создана необходимая материальная база для перехода к обязательному всеобщему среднему образованию. Число школ в городах и селах СССР превышало 140 тысяч. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако в современных условиях в результате слабого бюджетного финансирования образования, отсутствия необходимых средств на ремонт школ, многие из них закрываются. Из-за обнищания, безработицы значительной части населения, миллионы детей не имеют возможности учиться в школе. В то же время в крупных городах развивается платное элитарное обучение в спецшколах, лицеях, гимназиях.
Большие трудности у высшей школы. С одной стороны, появилось значительное число негосударственных вузов. С другой стороны, государственным вузам резко сокращено финансирование. В значительной степени она находится на самообеспечении: учеба студентов все более осуществляется на платной основе.
Российская наука и сегодня по ряду направлений занимает видное место в мире. Свидетельством этого стало присуждение Нобелевской премии академику Ж.И. Алферову. Но в целом в стране отсутствуют необходимые условия для развития науки. Вследствие недостатка в финансировании исчезают научные центры, разрушаются сложившиеся научные школы. Из-за мизерной зарплаты многие научные работники вынуждены покидать науку, заниматься неквалифицированным трудом. Идет «утечка мозгов» за рубеж. Перекочевавший из России интеллект ежегодно приносит западной экономике внушительные прибыли.
Это результат того, что наука, литература, искусство - вся духовная культурная сфера жизнедеятельности находится в условиях постоянного сокращения государственных ассигнований. На культуру и образование средств из госбюджета выделяется в процентном отношении меньше, чем выделялось еще в дореволюционный период. Между тем в развитых странах только на образование сегодня выделяется до трети бюджета, исходя из положения, что сейчас самые выгодные инвестиции - это инвестиции в человека, в его образование.
В различных слоях интеллигенции идет осмысление происходящих экономических, политических и социальных процессов. В процессе перехода страны к новой модели общественного устройства остро осознается потребность в адекватной для страны идеологии, системе духовных ценностей, которые могли бы сблизить людей, участвующих в возрождении России.