Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Ответ на первый вопрос начинается с изложения задач Александра I в начале царствования и роль в их решении молодого поколения русской родовитой знати. Необходимо исследовать жизненный и творческий путь М.М. Сперанского в законодательной деятельности. Раскрыть проект реформ М.М. Сперанского в государственном управлении и воплощение его на практике. Затем дать характеристику основных положений его конституционного проекта. Закончить следует определением причин отставки М.М. Сперанского.
При усвоении второго вопроса нужно исследовать источники декабристской идеологии, первые тайные организации: Северное и Южное общества. Затем необходимо раскрыть цели, персональный состав и деятельность декабристских организаций, программы декабристов: Конституция Н.М, Муравьева и «Русская Правда» П.И.Пестеля. Закончить следует объективным анализом восстаний на Сенатской площади и Черниговского полка и историческим значением движения декабристов.
Раскрытие третьего вопроса необходимо начать с определения задач внешней политики России в первой четверти XIX в. Показать укрепление позиций Российской империи в Закавказье: присоединение к ней Грузии и Северного Азербайджана. Затем надо рассмотреть содержание и итоги войн России с Персией, Турцией и Швецией. Особое внимание обратить на Отечественную войну 1812 г.: характер, ход военных действий, итоги; героическую борьбу русского народа с иноземными завоевателями и окончательный разгром наполеоновской Франции. Необходимо рассмотреть Венский конгресс и его решения; дать характеристику заграничного похода русской армии и его итогов; заключение М.И. Кутузовым Бухарестского мирного договора и участие России в антифранцузских коалициях; Тильзитскому миру и его последствиям. Обратить внимание на включение в состав Российского государства Финляндии. В заключение следует изучить цели и деятельность «Священного союза», рост международного влияния России.
В четвертом вопросе студентам следует обратить внимание на внутриполитический курс Николая I, кодификацию законов и внешнюю политику первой половины XIX в. Исследовать задачи Николая I во внутренней политике и усиление влияния чиновничье-бюрократического аппарата управления в жизни страны, на общественную мысль и особенности общественного движения в России 30-50 годов. Во внешней политике Российской империи студентам следует проанализировать «Восточный вопрос», Русско-турецкую войну и её итоги; Ункяр-Искелесийский трактат, который явился наивысшим успехом Николая I в решении «восточного вопроса». Следует обратить внимание на политику России на Северном Кавказе и участие русской армии в подавлении венгерской революции. Рассмотреть причины, ход военных действий и итоги Крымской войны, Парижский мирный договор и его значение.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем Вы видите непоследовательность и противоречивость реформаторской деятельности Александра I?
2. Почему в первой половине XIX в. вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал перед властью и обществом?
3. Чем Вы можете объяснить появление декабристского движения?
4. В чем, на Ваш взгляд, состоит значение реформ Е.Ф. Канкрина?
5. В чем, по Вашему мнению, суть проекта реформ М.М. Сперанского?
6. В чем Вы видите различие в концепциях западников и славянофилов?
7. Каково влияние Отечественной войны 1812 г. на развитие общественной мысли в России?
8. К какому идейному течению Вы могли бы отнести взгляды П.Я.Чаадаева?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
Основная литература: 8.2 (1-2);
Дополнительная литература: 8.3 (1-5).
Тема № 3.2. Российское государство и общество во второй половине XIX в.Необходимость отмены крепостного права в России: социальные и экономические причины. Подготовка крестьянской реформы и её авторы. Правовое положение бывших крепостных крестьян. Решение земельного вопроса. Введение крестьянского самоуправления. Распространение реформы на другие категории зависимых крестьян. Преобразование в области местного самоуправления: земская и городская реформы. Создание новой судебной системы. Проведение военной реформы и перевооружение русской армии. Издание нового университетского устава и реформа народного образования. Отмена предварительной цензуры в периодической печати. Историческое значение буржуазных реформ. Ликвидация института временно-обязанных крестьян. Учреждение Крестьянского и Дворянского земельных банков. Отмена подушной подати. Разработка правительством рабочего законодательства. Денежная реформа С.Ю. Витте. Завершение промышленного переворота и его влияние на дальнейшее развитие России. Манифест Александра III о незыблемости самодержавной власти и его последствия. Закон о земских начальниках. Усиление зависимости земских учреждений от местной администрации. Ограничение городского самоуправления. Новая политика в области народного образования. Возвращение к предварительной цензуре в периодической печати. Задачи внешней политики Российской империи. Этапы присоединения Средней Азии к России. Влияние Российского государства на дальнейшее развитие среднеазиатских народов. Выход России из международной изоляции и ликвидация «крымской системы». Возвращение Российскому государству права держать военный флот на Черном море. Русско-турецкая война: причины и ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Решения Берлинского конгресса. Заключение Тройственного союза и его цели. Причины создания русско-французского военно-политического блока. Дальневосточная политика Российской империи в отношении Китая, Японии и США. Крупные успехи русской науки: в математике, физике, химии, медицине, географии, сфере гуманитарных исследований. Особенности развития российской культуры в период реформ. Вклад российских ученых и изобретателей в мировой научно-технический прогресс. Критический реализм в русской литературе: Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.П.Чехов. Просветительская деятельность русских художников-передвижников. Расцвет русского музыкального искусства. Своеобразие русской архитектуры в конце XIX в. Роль театра в жизни российского общества.
Практическое занятие