Красоткина Екатерина, 11Г6
В) Эпоха Просвещения – это триумф разума и время невероятных интеллектуальных достижений западного мира, ускоривших формирование европейских наций. С какими идеями ассоциируется эта эпоха у Вас и были ли, на Ваш взгляд, в истории человечества аналогичные периоды, когда решительные прорывы в науке, технике и/ или философии приводили к стремительным изменениям социального, политического и культурного ландшафтов целых регионов? Используя знания, пройденные на занятиях, а также любую информацию по российской и мировой истории, напишите эссе, где бы излагался Ваш взгляд на поставленные выше вопросы.
Что такое Эпоха Просвещения? «Триумф разума и время невероятных интеллектуальных достижений западного мира, ускоривших формирование европейских наций» - так мы воспринимаем это время с исторической дистанцией в более чем триста лет. Но это восприятие не дает нам понимание тех глубинных процессов, которыми ознаменовалась эпоха. Мы видим результат, но не всегда понимаем причин таких резких изменений. А облик эпохи всегда связан с мировоззрением ее людей, то есть с идеями, которые возникают в данный исторический период. Каков же Человек Просвещения?
Просвещение направлено на изменение. Наиболее общее и, по нашему мнению, полно отражающее мироощущение людей эпохи Просвещения дал известный философ того времени Иммануил Кант (1724-1804). Он писал: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине». Под несовершеннолетием философ понимает «неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Девизом Просвещеня провозглашается «Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом!»[1].
Итак, главная идея Просвещения, его идеал - это обращение к человеческому разуму, единому разуму, способному привести человечество к благам идеи об совершенной цивилизации, которые были недоступны ранее.
Именно в это время возникает интерес к образованию. Историки говорят о революции чтения в XVIII в. И дело не только в том, что читать стали больше, - читать стали другие люди и другую литературу. Типичный читатель XVIII в. - не аристократ и не представитель духовенства, а буржуа. Типичная книга того времени - роман или познавательное научное или околонаучное сочинение. Мы видим, что образование делается доступным, все больше людей становятся грамотными.
А когда ещё мы наблюдали такой подъем интереса к разуму и образованию? Конечно, в Античности. Именно тогда создавались первые лицеи и гимназии, проводились публичные лекции, учёные мужи вели свои учёные разговоры в кулуарах. Главное научное достижение античности - философия. Она дала начала всем современным наукам.
XVIII век принес идеи космополитизма. На смену средневековому "братству во Христе" приходит идея всемирного братства, основанного на стремлении к равенству и веротерпимости. Например, в некоторые масонские ложи могли вступать люди любого вероисповедания, национальности, расы, рода занятий, пола. Немецкий философ первой половины XX в. Эрнст Кассирер так характеризовал философию Просвещения: "XVIII столетие проникнуто верой в единство и неизменность разума. Разум - один и тот же для всех мыслящих субъектов, для всех наций, эпох и культур".
Может быть, именно в той эпохе следует искать корни таких современных явлений, как глобализация, мультикультурализм. Также следует вспомнить идею о мировой революции, которую поддерживали на первых парах коммунисты.
Новая, даже революционная идея, характерная для мыслителей Просвещения, - религиозный деизм - доктрина, согласно которой Бог есть разумная первопричина мира. Бог находится вне нашей реальности, но не участвует в жизни природы и человека. При этом допускается многообразие верований: каждый вправе воспринимать Бога так, как считает правильным. Такое мышление было невозможным в Средние века.
Просвещение тесным образом связано с политическими реформами и революцией - все это альтернативные пути модернизации. И среди этих путей Просвещение играет совершенно особую роль грандиозного замысла преобразования человеческого сознания.
Важнейшей задачей философии и права XVII -XVIII веков является теоретическое осмысление государства. Мыслители Просвещения сформулировали идею о "регулярном" ("полицейском") государстве, для которого характерны единообразие в управлении, налогообложении, праве и т.д., а также строгая регламентация деятельности людей, в том числе и их частной жизни. Важнейшая роль в государстве должна принадлежать законам, которые регламентируют и жизнь людей, и деятельность государственных органов, что, в конечном итоге, было призвано создать универсальный защитный механизм естественных прав человека. При этом, конечно, только образованное население было готово понимать и исполнять законы, с чем связано повышенное внимание мыслителей XVIII в. к просвещению.
Наиболее значительным мыслителем XVIII в., занимавшимся проблемами устройства государства, был французский философ Шарль-Луи Монтескьё (1689 - 1755 гг.) - автор трактата "О духе законов". В этом сочинении французский философ не только разработал гипотезу о соответствии политической формы и географических условий (демократия свойственна маленьким государствам, деспотия - очень большим), но и обосновал теорию разделения властей (исполнительная, законодательная и судебная). Идеи Монтескьё оказали огромное влияние на политическую и правовую мысль европейцев и на характер и направление реформ во второй половине столетия. Важно отметить, что политические взгляды просветителей в целом носили универсальный характер, даже несмотря на географический детерминизм Монтескьё.
Пожалуй, уже достаточно много сказано для того, чтобы осознать важнейшую идею, которую принесло Просвещение. Конечно, это идея прогресса. От понимания революции сознания люди пришли к идее научного прогресса. А научные открытия меняют мир.
Выдающимся представителем просвещенческого рационализма был Пьер-Симон Лаплас - автор многотомного "Трактата о небесной механике". Антуан Лавуазье создал основополагающие представления о природе химических элементов, о горении, об агрегатных состояниях вещества, о составе воздуха. Огромное значение для развития науки имел основатель современной биологии Ж.-Б де Ламарк (1744 - 1829
гг.). Современная биологическая номенклатура и экология были разработана Карлом Линнеем - автором знаменитой "Системы природы". Колоссальную работу по сбору материала о живых организмах проделал Ж. де Бюффон - автор 36-томной "Естественной истории". Важные открытия в физике и ряд изобретений принадлежат американцу Бенджамину Франклину (1706 - 1790 гг.) и русскому ученому Михаилу Ломоносову (1711 - 1765 гг.). Значительные достижения принадлежали гуманитарным дисциплинам: в XVIII в., например, были заложены основы критики текстов, в том числе Священного писания, "Илиады" Гомера, разнообразных античных и средневековых памятников письменности. Были сделаны открытия, которые сыграли огромную роль в изучении античной истории и истории Древнего мира, в том числе Древнего Египта (например, в середине столетия были раскопаны Помпеи).
Идея прогресса поддерживает развитие науки. А здесь уже целый ряд параллелей - процессов, которые в последующие века изменили социальное, политическое и культурное устройство разных стран.
Например, промышленная революция. По точному выражению историка Д. Бовыкина, из нее "вырастает вся современная технологическая цивилизация; ее ценности и принципы распространяются из Великобритании сначала на Европу и Северную Америку, а затем постепенно завоевывают и весь мир". [https://postnauka.ru/faq/48275] Эту эпоху как раз можно назвать периодом, когда научно-технические достижения привели к стремительному изменению мировой экономики, что неразрывно связано и с политической, и с культурной сферами.
Великие географические открытия. Что это, если не воплощение космополитизма? Стоит вспомнить также, что в эпоху Великих географический открытий реализация научного прогресса позволила усовершенствовать средства передвижения, систему навигации.
Просвещение вмещает в себя множество разнообразных идей и практик, которые, как мы видим, направлены на изменение. Изменение это тесным образом связано с государственным устройством, поэтому мыслители Просвещения уделяли немалое внимание вопросам политики. Некоторые из идей, предложенных все те далекие времена, актуализируются в разные периоды истории, что часто приводит к коренным политическим, социальным и культурным изменениям.
[1] Кант И. Собр. соч.: В 6 тт. М., 1963-1966.