Теория ситуационных факторов
В основе школы окружения лежат принципы ситуационной теории, возникновение которой было связано с неудовлетворенностью утверждениями классической теории менеджмента о существовании «единственного способа» управления организацией. По мнению ситуационных теоретиков, «все относительно»: метод управления зависит от величины организации, технологии, устойчивости контекста, степени внешней враждебности и пр.
Такой подход соответствует рассуждениям на уровне здравого смысла: специфика поведения организации определяется особенностями ситуации. К примеру, обычные булочные в США функционируют отлично от аналогичных магазинов во Франции. Но этот подход предъявляет более жесткие требования к сиртема-тическому изучению внешней среды, определяет необходимость идентификации «ответственных» за организационные различия измерений окружения. Г. Минц-берг подразделяет эти измерения на четыре группы:
1. Стабильность. Окружение организации варьируется от стабильного до динамического: с одной стороны, резчик по дереву десятилетиями создает одни и те же скульптуры из сосны, спрос на которые не уменьшается, с другой — команда детективов никогда не знает, каким будет следующее дело. Динамику окружению придают разнообразные факторы, включая нестабильное руководство...; неожиданные изменения спроса или предложений со стороны конкурента...; спрос на творчество или новизну со стороны клиентов...; стремительную смену технологий или базы знаний (как в сфере производства электроники); даже невозможность сделать точный прогноз погоды в сельском хозяйстве или для театральных постановок на открытых площадках... Серьезные проблемы вызывают изменения, происходящие неожиданно, для которых нет заранее известных решений...
Школа внешней среды 239
? 2. Комплексность. Окружение организации варьируется от простого до сложного, от окружения производителя картонных коробок..., т, е. простого продукта, до внешней среды космического агентства, использующего для выполнения исключительно сложных задач передовые знания из множества Научных областей... Окружение является сложным в той степени, в какой организации приходится использовать сложные знания о продуктах, потребителях или о чем бы то ни было. Однако оно становится простым, когда используемые знания рационализируются, т. е. распадаются на легко осваиваемые компоненты... Так, если говорить о продукте, то автомобильные компании сталкиваются с относительно простым окружением, поскольку ими накоплен огромный объем знаний о машинах, которые они производят. (Отметим, что сложное окружение может быть достаточно стабильным, как например А бухгалтерской работе, в то время как динамическое — оставаться простым (ставки на скачках). В гл. 11 мы расскажем о формах организации, соответствующих всем четырем возможным условиям.)
3. Разнообразие рынки. Рынки организации варьируются от интегрированныхдо
диверсифицированных, от рынка железного рудника, поставляющего единственный
продукт одному металлургическому заводу, до рынков национальной торговой ко
миссии, которая продвигает по всему миру все произведенные в стране промыш
ленные товары...
4. Враждебность. Наконец, окружение организации варьируется от очень щед
рого ftp враждебного: с одной стороны, знаменитые хирурги имеют возможность
выбирать пациентов, с другой — строительные фирмы участвуют в конкурсах на
подряды, не говоря уже об окружении армии в условиях ведения войны. На сте
пень враждебности влияет конкуренция, взаимоотношения организации с проф
союзами, государством и другими внешними группами, а также доступность ре
сурсов... (Mintzberg, 1979: 268-269)
Ситуационная теория описывает возможные реакции организации — главным образом структурные, а также стратегические — на перечисленные выше внешние факторы (cu.'.Pugh et al., 1963-1964, 1968, 1969). Например, внесший значительный вклад в развитие школы конфигурации Дэнни Миллер выдвинул следующие предположения:
• «... предприниматели, которые предпочитают рисковать,... обычно... действуют в
динамическом окружении».
• «...стратегии будут более разносторонними и многоаспектными в таком окруже
нии, которое ставит перед организациями много трудных задач, открывает множество
возможностей» (Miller, 1979; 302,304).
. гНо Д. Миллер сделал также собственное дополнение к теории ситуационных факторов. В совместной работе с К. Дроджем и Ж-М.Тулузом он утверждает, что контекст, определяемый как «окружающие организацию проблемы и ресурсы, как экономические, так и человеческие», имеет разные последствия, характер которых зависит от удобного высшему руководству способа создания стратегии.
Таким образом, в пределах любого контекста руководители делают выбор из ряда жизнеспособных стратегий и способов их создания, принимая не только адекватные внешней среде, но и отражающие их собственные побуждения, пристрастия и воз-
Глава 10
можности. Но, выбирая из набора подходящих и удобных стратегических и процессуальных альтернатив, руководители могут обнаружить, что диапазон пригодных для их поддержания и осуществления структур ограничен. Разные стратегии требуют наличия особых структур и различных подходов к построению стратегии (Miller, Droge, Toulouse, 1988:545).
Мы не даем здесь всестороннего обзора уроков ситуационной теории применительно к стратегическому управлению только потому, что сделаем это в последней, итоговой главе. Там же мы определим условия, при которых находят применение предлагаемые каждой из десяти школ подходы.
Экология популяции
Наиболее яркое выражение школа внешней среды нашла в работах исследователей, исповедующих так называемый экологический популяционный подход. Если теоретики ситуационных факторов допускают адаптацию, то экологи популяции в лице М. Ханнана и Дж. Фримана, авторов популярной «Популяционной экологии организаций», «сомневаются, что основные характеристики мира организаций являются результатом обучения или адаптации» (Наппап and Freeman, 1977: 957; см. также: Наппап and Freeman, 1984).
В таком случае как следует понимать наблюдаемые в организациях изменения? Экологи утверждают, что большинство из них носит поверхностный характер. Базовая структура и характер организации закрепляются вскоре после ее появления на свет, и последующее функционирование делает ее более жесткой н менее способной к принятию действительно стратегических решений. Имеются в виду безвозвратные издержки в форме инвестиций организации в предприятие, оборудование и квалифицированный персонал; ограничение информации, изучаемой принимающими рещения лицами, возникновение политических сил внутри организации (например, группировок, сопротивляющихся изменениям). Кроме того, имеют место увеличивающее инертность внешнее давление, включая правовые и финансовые барьеры на пути проникновения на рынок и ухода с него, ограничения доступа и возможностей приобретения внешней информации, установленные формы законности, обусловливающие сопротивление изменениям (такие, как попытки университета избавиться от базовых учебных курсов), и проблемы коллективной рациональности (организации приписывают друг другу определенные модели поведения).
В своей теории экологи используют широко известную модель «отклонение (изменение)—отбор—закрепление», но несколько иную, чем та, о которой мы говорили в связи со шкодой обучения. В данном случае процесс происходит на уровне популяции, когда люди воспринимают организацию так же, как биологи — плодовую мушку, дистанцируясь от нее, с позиций коллективного поведения. Объясняя изменения, они указывают на взаимодействия между почти случайными инновациями отдельных организаций и борьбой за существование на уровне популяции.
Определяемое инновационным процессом рождение отдельной организации вносит изменения в популяцию. Инновации наделяют организацию преимуществом, но ее выживание зависит от способности приобрести достаточный запас
Щкола внешней среды 241
ресурсов. Однако в каждой подсистеме внешней среды объем ресурсов является конечной величиной или, пользуясь термином экологов популяции, заимствованным ими из биологии, «существует фиксированная потенциальная емкость экологической системы».
Как правило, потенциальная емкость новой стремительно развивающейся отрасли достаточна для «жизнедеятельности» большинства существующих в ней организаций. Но по мере их роста и появления конкурентов емкость отрасли может быть превышена. Начинается борьба за ресурсы, из которой выбывают наименее приспособленные компании. Конечно, это конкуренция, но она трактуется иначе, чем, к примеру, в школе позиционирования, поскольку в данном случае организации соревнуются не непосредственно друг с другом. Критерии выживания устанавливает исключительно внешняя среда, и те, кто им не соответствуют, вынуждены «оставить сцену».
Приверженцы экологии популяции воздерживаются от рассмотрения стратегии в качестве процесса непрерывной адаптации, но они не отрицают роли стратегии. У организаций, считают М. Ханнан и Дж. Фриман, всегда есть выбор, пусть даже случайный: кто-то стремится как можно глубже изучить свое окружение, тем самым увеличивая жизнеспособность, кто-то направляет ресурсы в резерв на случай непредвиденных обстоятельств (Наппап and Freeman, 1977). Вновь обращаясь к биологическим популяциям, авторы называют первый подход «специализацией», а второй — «генерализацией». В первом особое значение придается эффективности, во втором — гибкости. Будущее организации зависит от того, какие объем и структуру ресурсов она выберет для сохранения в качестве избыточного потенциала. Обычно решения на этот счет принимаются скоротечно, а пересмотреть их очень трудно. По мере развития ситуации организации продолжают борьбу или выбывают из нее — в зависимости от объема резервов и умения правильно ими распоряжаться.
В последовавших за работами М. Ханнана и Дж. Фримана исследованиях экологи популяции изучали причины увеличения или уменьшения шансов организации на выживание. Следуя все той же метафоре отбора, характеристики организации часто рассматриваются с отрицательной стороны, ее «издержек». К примеру, «издержки малости» указывают на то, что крупные организации лучше обеспечены ресурсами, а небольшие — чаще терпят неудачу; «издержки новизны» означают, что новые для данной отрасли фирмы чаще уходят с арены, чем фирмы-старожилы; «издержки старения» состоят в том, что по мере взросления первоначальное превосходство организации становится источником ее инертности; наконец, «издержки юности» указывают на опасность перехода между периодами становления и зрелости. Рождение организации сопровождается новаторскими идеями и предпринимательской энергией, зрелость характеризуется значительными ресурсами и властью. Организация может выдохнуться еще на первом этапе, так и не достигнув второго.
КОМУ ТРЕБУЕТСЯ АДАПТАЦИЯ?
Многочисленные критики популяционной экологии организации обращают внимание на очевидные проблемы. «В связи с чем возникают эти отклонения в популяции?» — спрашивает А. Ван де Вен ( Van de Yen, 1979:324), имея в виду роль пред-
Глава t©
принимателей и изобретателей, в то время как У. Эстли отмечает, что внешняя среда бывает очень открытой, принимая любые навязываемые ей изменения (Astley, 1985).
Возражения критиков заключаются в следующем: организации — не мушки-дрозофилы, а решения не являются генетически запрограммированными. Похоже, экологи популяции смотрят на мир не через тот конец телескопа. Близкое им кажется далеким,'поэтому детали расплываются в аморфные пятна.
Поговорим о проблеме изменения. Приводя свои аргументы, экологи обращаются к длительным временным горизонтам. Поясняя аргумент, что «даже самые большие и сильные организации не могут успешно функционировать достаточно долгое время», М. Ханнан и Дж. Фриман считают необходимым обратиться к временам Американской революции! Оказалось, что к моменту проведенного ими исследования выжить удалось только двум десяткам из существовавших на момент обретения США независимости фирм (семь из них стали подразделениями других компаний). Авторы считают, что, «вероятно, экологию популяций крупнейших и влиятельных организаций необходимо изучать в продолжительной перспективе» (Наппап andFreeman, 1977:960). Но не на протяжении же 200 лет?!
Более того, очень часто прекращение существования организаций связано с агрессивными стратегическими действиями конкурентов, а не некими именуемыми внешней средой абстракциями. Ведь сегодня даже биологи не видят ничего странного в дискуссиях о способности видов к приспособлению не в результате естественного отбора, а по причине внутренних изменений. Поводом к такого рода дебатам послужила модель «периодически нарушаемого равновесия» Стивена Джея Гоулда, согласно которой изменение слишком скоротечно, по крайней мере с позиции экологии, что не согласуется с дарвиновской теорией естественного отбора. «Геологические данные со всей очевидностью свидетельствуют как о катаклизмах, так и о постепенных изменениях», иными словами, о «полностью подготовленном ... неожиданном явлении» (Gould, 1980:180,187).
По словам С. Гоулда, «в вымирании нет ничего постыдного»: «динозавры господствовали на земле 100 миллионов лет, а вид, чья жизнь измеряется всего лишь десятками,тысяч лет, клеймит динозавров как символ неудачи!» Автор приходит" к выводу, что жизнь — это «история замысловатых отклонений и блужданий, с преходящими, временно уцелевшими элементами, приспосабливающимися к изменению своего локального окружения...» (Gould, 1982: 12). В том же духе (возвращаясь к сфере управления, но помня и об экологии) У. Эстли разделяет индивидуальную и общественную адаптацию, причем первая является не только генетической, но и соматической. Это означает, что «отдельный организм [может столкнуться] с локальными отклонениями в его окружении», иногда даже временными (Astley, 1984:530) — так же, как организации в процессе создания стратегии.
Стирание различий