Учащиеся работают с текстами кодексов.
Конвенция по правам ребенка
Раздел:Преподавание истории
Цель:знакомство с Конвенцией по правам ребенка. Определение ее роли в правозащитной системе Российской Федерации.
Задачи
Образовательная:формирование представлений о документе, защищающем права ребенка.
Развивающая: расширение правового кругозора учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности при осуществлении своих прав.
Необходимое оборудование: конверт с вариантами видов права, тексты гражданского, административного, уголовного, семейного кодексов и комментарии к ним, текст Конвенции и Конституции Российской Федерации 1993 года, мультимедиапроектор, электронный вариант презентации с изображением основных норм права, телевизор, видеомагнитофон, видеокассеты с записью мультфильма Гарри Бардина “Адажио” и видеозаписью новостей, персональные компьютеры для работы учащихся, набор плакатов по теме “Толерантность” к статьям Конвенции по правам ребенка.
Опережающее задание: найти материал, касающийся истории создания Конвенции по правам ребенка, просмотреть выпуски последних мировых новостей.
Составляющие части урока
- Вводная часть – знакомство с темой урока и его задачами.
- Основная часть – непосредственная работа над темой в режиме интерактивной технологии.
- Заключительная часть – выводы, подведение итогов, оценка работы.
1 этап. Содержание вводной части:
приветствие учащихся, озвучивание темы урока, знакомство с задачами урока.
Учитель:Темой сегодняшнего урока является изучение Конвенции по правам ребенка, принятой Ассамблеей Организации Объединенных Наций, ратифицированной СССР и Российской Федерацией как его правопреемницей.
Но, чтобы непосредственно приступить к изучению темы, необходимо сначала дать определение понятиям право, ребенок и Конвенция.
2 этап. Содержание основной части:
определения дают учащиеся на основе имеющихся у них знаний.
Учащиеся:Конвенция – определенный вариант документа, носящий рекомендательный характер.
Работа над понятием “право”.
Учитель:А теперь попытаемся дать определение понятия “право”.
Учащиеся:Право - это система обязательных общепринятых норм и правил, регулирующих общественные отношения.
Право – это фиксированные возможности.
Работа над понятием “виды права”.
Учитель:Перед вами конверт, в котором содержатся слова, определяющие основные права ребенка – витальные (жизненные), экономические, географические, этнические, юридические, политические, моральные, защитные, развивающие, право на участие, самовыражение, коммуникативные. Вам необходимо из данного конверта выбрать 4 основных вида прав ребенка.
Вся группа учащихся выбирает те виды права, которые считает правильными, и объясняет, почему она выбрала именно эти виды права. В результате данного вида работы учащиеся выделяют следующие виды права:
витальные, или жизненные;
право на защиту;
право на развитие;
право на участие.
На экране проектора высвечиваются виды права. Учащиеся сравнивают результаты своей работы с текстом презентации.
Работа над понятием “ребенок”.
Учитель:На экране проектора презентация, определяющая ребенка как человека, не достигшего 18-летнего возраста и обладающего исключительными правами. Давайте посмотрим, как определяют понятие “ребенок”, различные кодексы, принятые в Российской Федерации. Когда будете приводить тексты статей кодексов, убедительная просьба - называть кодекс, с которым вы работали.
Учащиеся работают с текстами кодексов.
Результаты работы учащиеся озвучивают.
Вывод, сделанный учащимися:ребенок – это человек, обладающий исключительными правами, за преступления против которого наступает жесткая ответственность. Права ребенка регламентированы и защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.
Работа с содержанием статей Конвенции.
Учитель:Прослушайте сообщение об истории создания Конвенции по правам ребенка, а затем через поисковые системы http://www.rambler.ru/ , http://www.yandex.ru/ найдите статьи по тем видам права, о которых мы говорили и которые указаны на экране проектора.
Учащиеся работают в Интернете в течение 10 минут.