Этапы развития исторической школы
1. 40-60-е гг. XIX века - старая историческая школа.
2. 70-90-е гг. XIX века - молодая (новая) историческая школа.
3. Первая треть ХХ века - новейшая историческая школа.
Старая историческая школа
Представители: Фридрих Лист (1789 – 1846) – глава школы. Основное сочинение «Национальная система политической экономии» (1841). Вильгельм Рошер (1817 – 1894) – создатель метода анализа, давшего название школе. Основная работа «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода». Также видными ческой экономии с точки зрения исторического метода" представителями являются: Бруно Гильдебранд (1812-1878) и Карл Книс (1821-1898).
Этими учеными впервые были обозначены принципы исторического метода в политической экономии и сформированы основные научные ценности исторического направления экономической мысли.
Основные теоретические и методологические установки старой исторической школы
1. Экономическая наука способна только описать возникновение и развитие экономических процессов, но не может дать им адекватное объяснение.
2. Не существует абстрактных экономических или неизменных «естественных» законов, поэтому политическая экономия является наукой о законах хозяйственного развития наций.
3. Любое современное хозяйственное устройство является результатом исторической эволюции.
4. Необходимо обращать внимание не только на настоящее нации, но и на ее прошлое. При этом нужно сравнивать протекание аналогичных процессов в разных странах.
5. При анализе экономического развития необходимо учитывать и неэкономические факторы: социальная среда, традиции, менталитет, религия и т.п.
Большинство представителей этого направления предлагали свои варианты периодизации экономической истории. Наиболее известная, принадлежит Ф. Листу.
Общество в развитии последовательно проходит стадии:
Дикости → пастушескую → земледельческую → земледельческо–мануфактурную → земледельческо–мануфактурно – коммерческую.
Новая историческая школа
Представители: Луйо Брентано (1844-1931), Густав Шмоллер (1838-1917) и Карл Бюхер (1847-1930). Идеи школы сохраняют преемственность с теориями предшественников и отражают новые явления в экономике, появившиеся после объединения Германии в 1871 г.
Основные теоретические и методологические установки новой исторической школы
1. В анализе экономических процессов учитываются правовые основы общества, однако акцент делается на нравственных регуляторах поведения.
2. Основным инструментом анализа является теоретическое обобщение и сравнение конкретного исторического опыта.
3. В центре внимания изучение процессов формирования хозяйственных систем.
4. Выделение трех сфер экономической практики: 1) частное хозяйство (господство личного интереса); 2) государственное хозяйство (преобладание общественных интересов); 3) хозяйство харитативное (акцент на благотворительность).
5. Отказ от математических методов исследования экономики, включение в исследование таких дисциплин, как история, право, психология, этика.
6. Требование активного участия государства в экономике, целью которого является согласование форм хозяйства с этическими представлениями.
Работы представителей этого направления содержат уникальные фактологические материалы об особенностях предшествовавшего развития.