РОССИЯ И ЕВРОПА: НОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И РАЗВИТИЯ. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями.
ЗАРОЖДЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел различными путями.
Надо сказать, что государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.
Взимая налоги (натуральную ренту) государство присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая всю собственность на землю, воду. Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществляющей управление и возглавлявшейся деспотом-правителем. Государство – это аппарат принуждения. Государство (в лице аппарата) само господствовало над подданными. В процессе государствообразования создавалось общество, построенное по образцу пирамиды: наверху – монарх-деспот (царь, фараон, хан и т.д.). Ниже – круг его ближайших советников (министров, визирей). Далее чиновники – более низкого ранга. В основании пирамиды – сельскохозяйственные общины – это и есть объект эксплуатации, отдавали государству в виде налогов значительную часть общественного продукта.
Основные черты формирования западноевропейского государства:
1) Классовое расслоение общества. Классы создают государство.
2) Частная собственность на землю, скот, рабов имеет существенное значение
3) Ведение захватнических войн. И для того, чтобы управлять захваченной территорией и ее жителями требовался специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, народное достояние – в королевскую собственность; органы родового строя – в государственный аппарат
4) Форма правления – военная демократия
5) Отношение к рабовладению – на начальных этапах – классическое рабство (раб – объект права, «говорящее орудие труда»)
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА .
Согласно официальному учению христианских церквей, христианство и церковь возникли в Палестине в период правления императоров Августа (31 год до н. э. - 14 год н. э.) и Тиберия (14-37 годы н. э.). Палестина, которая в силу своего географического положения почти постоянно находилась под иноземным владычеством, являлась с 586 года н. э. политическим придатком то Египта, то месопотамских государств, то Римской империи. Населявшие Палестину еврейские племена никогда не теряли надежды вернуть свою независимость. Они ждали Мессию, Божественного посланника, который принесет им освобождение, спасение от рабства, неволи. Идея прихода Мессии пустила глубокие корни в их сознании, приспосабливаясь к историческим обстоятельствам.
Римский полководец Помпей в 63 году до н. э. занял Иерусалим и присоединил Палестину к провинции Сирия. В период правления союзника Рима, выходца из Эдома - Ирода, давно теплившаяся в кругах еврейского народа идея Мессии получила широкое распространение, можно сказать, стала экзальтированной мечтой. В этих условиях и появился на сцене основатель и проповедник идей христианства - Иисус из Назарета. Основные догмы новой веры были заключены в Никейском символе веры [4]. Подробно же новое вероучение содержится в четырех канонических евангелиях.
РОССИЯ И ЕВРОПА: НОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И РАЗВИТИЯ
В ордынский период русское государство фактически исчезло с политической карты Европы. Суверенитет был восстановлен в 1480 году усилиями Ивана III. Великое княжество Московское было дипломатически признано ведущими европейскими государствами. В XVI-XVII веках Московское царство воспринималось как варварская периферия европейского пространства. После Смуты Московия была лишена выхода к морям и рассматривалась не как конкурент, а как поставщик хлеба, меха.
В России отношение к Европе было двойственным. И католические, и протестантские страны рассматривались критически, с большим опасением и предубеждением. В Московском царстве были широко распространены ксенофобия, неприязненное отношение к иностранным обычаям, образу жизни. В то же время нарастал интерес к зарубежному опыту. Возникало и крепло понимание того, насколько опасным может стать отставание в экономическом и особенно в военном отношении от по прежнему агрессивных западных соседей.
На путь модернизации Россия вступала крайне осторожно. На Западе модернизация происходила, разворачивалась в силу внутреннего развития ведущих государств, на своей собственной основе. В России по преимуществу использовался опыт этих ведущих западных держав, который навязывался стране сверху, по инициативе наиболее дальновидных государственных деятелей.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Необходимость реформ осознавалась такими выдающимися государственными деятелями Московского царства как Ф. М. Ртищев, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В. В. Голицын и другие. Василий Васильевич Голицын предполагал начать государственные преобразования с освобождения крестьян. Он предполагал предоставить крестьянам обрабатываемую землю с уплатой государству ежегодной подати. Это могло, по его расчетам, увеличить доходы казны вдвое, что в свою очередь позволяло компенсировать потери служилых землевладельцев путем увеличения жалования за службу. Были у фаворита Софьи Алексеевны, и другие намерения, но с окончанием правления царевны завершилась и его политическая карьера. Несостоявшийся реформатор умер на севере Архангельской губернии.
Главным тормозом для экономического развития страны в конце XVII в. являлось отсутствие выходов к Балтийскому и Черному морям. Черное море контролировала Турция, которая обладала значительными ресурсами (население составляло около 25 млн. чел.). Балтийское море стало «шведским озером», так как окружавшие море земли контролировала Швеция с населением около 12 млн. чел. В 1696 году в результате второго похода Россия заняла мощную турецкую крепость Азов. Но в начавшейся в 1700 году Северной войне (в союзе с Данией и Саксонией) русские войска потерпели от шведов сокрушительное поражение под Нарвой. Начавшаяся война показала, что Россия объективно нуждалась в серьезных реформах.
Первые реформы были проведены сразу после поездки молодого царя за границу в 1697 году. По возвращении Петр Алексеевич Романов (1672-1682-1696-1725) стал энергично вводить европейские обычаи и моду.
История в лицах. Петр I. Петр родился 30 мая 1672 года. Он был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первым сыном от второго брака царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной. Сводный брат Петра – Федор Алексеевич – царствовал после смерти Алексея Михайловича в 1676-1682 годах и скончался бездетным. Нарышкины провозгласили царем Петра, но Милославские из рода первой жены Алексея Михайловича при поддержке стрельцов провозгласили царями одновременно и Петра, и Ивана, который был старше Петра, но не способен к управлению. В 4 года Петр остался без отца, в 10 был провозглашен царем, в 17 (1689) отстранил от власти свою сводную старшую сестру Софью Алексеевну, которая была правительницей в 1682-1689 годах. В 1696 году он стал единоправным и самодержавным российским монархом, так как его соправитель Иван V умер. Двумя годами раньше умерла мать Петра. Петра отличали редкостная память, живой ум, общительность, твердый характер. Петр был человеком высокого роста (более 2 метров), огромной физической силы (ломал подковы, монеты) и огромной энергии. Петр владел многими ремеслами, многое увидел и узнал в Европе. «Необходимость движения на новый путь была создана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился», — писал большой поклонник Петра Великого историк С. М. Соловьев.
Основные направления «европеизации» страны.
Петр I проводил реформы широким фронтом. Он старался использовать достижения передовых европейских стран, в результате чего его усилия получили название «европеизации» и «вестернизации» («озападнивания») России.
Петр Алексеевич модернизировал ключевые структуры российского общества – систему управления, вооруженные силы, взаимоотношения государства и церкви, финансы и налоги. Действующее Соборное Уложение дополнили многочисленные регламенты, указы. Наиболее заметными для обычных людей оказались нововведения «на европейский манер» в быту, в повседневной жизни, в духовно-культурной сфере жизни.
Все знают, что по возвращении из Европы Петр заставил правящую элиту сбрить бороды и начать носить европейскую одежду. Это нововведение не затронуло духовенство и крестьянство. Степень недовольства аристократии (князей и бояр) и дворянства бритьем бород не следует преувеличивать. Во все времена и во всех странах правители были законодателями моды. Придворные, привилегированные слои безоговорочно принимали новшества. Так, в России в разное время носили парики (при Екатерине II), бакенбарды (при Александре II), кепки (при Ленине, в Москве – при Лужкове), сапоги (при Сталине), увлекались хоккеем (при Брежневе), теннисом (при Ельцине), дзюдо (при Путине) и т. д. В начальный период преобразований «требовалось новое знамя, и этим знаменем прежде всего должно было служить изменение наружности, изменение одежды», — объяснял ситуацию С. М. Соловьев. Попытка сохранить бороду воспринималась как вызов власти, царю. Поэтому абсолютное большинство расставалось с бородами, чтобы сохранить свой статус, имущество, да и жизнь. В оценке любых реформ, особенно в России, важно понимать подлинное содержание, реальный смысл проводимых изменений, а не имитационные и декоративные моменты, которые зачастую оказываются наиболее заметными.
В реформах Петра I трудно увидеть какую-то чёткую логику и последовательность. В какие-то моменты царь действовал наиболее энергично. Так, много нового появилось в последние годы XVII века. В1695 году появился Преображенский приказ, в ведении которого было сосредоточено расследование политических преступлений. Для облегчения чтения был введен гражданский алфавит. В 1699 году появились органы городского самоуправления: Ратуша в Москве, земские избы в других городах. Были расформированы стрелецкие полки. Стрельцы с семьями были записаны в посадские люди. В 1699 году был проведен первый рекрутский набор: каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной воинской службы. С 1 января 1700 года Петр ввел новый календарь. Годы стали отсчитывать не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Год начинался не с 1 сентября, а с 1 января.