Общие требования к выпускной квалификационной работе
К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования:
- соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;
- логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;
- корректное изложение материала с учетом принятой профессиональной терминологии;
- достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;
- научный стиль написания.
Выпускная квалификационная работа бакалавра (бакалаврская работа) выполняется на основе применения теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. При этом она должна подводить итог теоретического обучения студента и подтверждать его профессиональные компетенции. Выпускная работа бакалавра должна иметь прикладной характер.
На выполнение выпускной квалификационной работы обучающемуся отводится время согласно графику учебного процесса и требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки.
5. Требования к содержанию структурных элементов
выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист (приложение 5);
- задание (приложение 3);
- оглавление (приложение 6);
- введение;
- основная часть с разбивкой на главы и параграфы;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Общий объем бакалаврской работы без учета приложений должен составлять не менее 70 страниц печатного текста.
Отзыв руководителя, справка о внедрении (при ее наличии) не вшиваются в бакалаврскую работу, а прилагаются к ней.
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы (не нумеруется) и заполняется строго в соответствии прилагаемому образцу (приложение 5). Все подписи на титульном листе должны быть в обязательном порядке до представления работы на защиту.
Задание и календарный план
Задание по ВКР составляется в двух экземплярах по определенной форме (приложение 3), подписывается студентом, научным руководителем и заведующим кафедрой до начала ее выполнения. Один экземпляр задания выдается студенту, второй экземпляр остается у научного руководителя. В задании должны быть указаны конкретные даты представления на проверку соответствующих разделов ВКР. При несоблюдении студентом сроков выполнения соответствующих этапов ВКР вся ответственность за ее представление к защите в установленные сроки ложится на студента. При несоблюдении научным руководителем или консультантом сроков проверки выполнения соответствующих этапов ВКР вся ответственность за представление ее к защите в установленные сроки ложится на научного руководителя (консультанта).
Контроль за ходом выполнения работ, предусмотренных заданием, осуществляет научный руководитель. Отставание от плана подготовки доводится научным руководителем ВКР до сведения заведующего кафедрой.
Задание на ВКР размещается после титульного листа ВКР и переплетается.
Оглавление
Оглавление – это перечень глав и других составляющих частей бакалаврской работы, который приводится на второй странице. Оно включает в себя введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников, обозначения приложений и их наименований с указанием страницы, с которых начинаются эти элементы ВКР.
При оформлении оглавления следует учитывать следующее:
- все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы;
- после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список использованных источников, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр.».
Пример оформления оглавления приведен в приложении 6.
Введение
Введение является важной составной частью ВКР. Введение в бакалаврской работе должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы или прикладной задачи, обоснование и формулировку практической значимости исследования. В нем представлено обоснование и значение исследуемой проблемы. Во введении раскрывается:
- актуальность темы бакалаврской работы;
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи исследования;
- методы исследования;
- практическая значимость работы.
Актуальность темы – это обоснование важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики, раскрытие степени изученности проблемы и отражения ее в литературе. Основанием для обоснования актуальности выбранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потребности практиков в ее изучении и необходимость выработки практических рекомендаций, связанных с определенной категорией людей с учетом их индивидуальных особенностей.
Объект исследования представляет собой лицо или группу лиц, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объект отвечает на вопрос: «На что направлено исследование?»
В качестве объекта исследования при написании квалификационной работы по направлению подготовки 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» могут выступать:
- различные сферы и отрасли государственного управления: социально-экономическая сфера (промышленность, сельское хозяйство, энергетика и др.), социально-политическая (безопасность, внутренние или иностранные дела, и др.), социально-культурная (здравоохранение, образование, наука, культура);
- направления муниципального управления, включая жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, образование, культуру и досуг и т. п.;
- органы государственного или муниципального управления, комплекс предприятий определенной отрасли государственного или муниципального управления, отдельная государственная или муниципальная организация (предприятие, учреждение), а также организации и учреждения, оказывающие публичные услуги;
- различные сферы деятельности изучаемого объекта исследования: управленческая, организационная, правовая, экономическая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, инновационная и другие.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Отвечая на вопрос, что конкретно исследователем изучается и анализируется, предмет определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Поэтому один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Предмет выпускной квалификационной работы чаще всего совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.
В качестве предмета исследования могут выступать:
- сущность, формы и методы государственного или муниципального управления;
- структура (организационная, производственная, инфраструктура и т.д.);
- функция (планирование, организация, координация, стимулирование, контроль и т. д.);
- процесс (прохождение государственной службы, управление и т.д.);
- характеристика (численность, оценка эффективности и т.д.) и др.
Цель исследования – это то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел бакалаврской работы в начале ее разработки.
Основные задачи исследования. На основе цели, которая выражена в названии работы, определяются основные задачи. Задачи формулируются в виде перечисления: «изучить…», «описать…», «уточнить и дополнить…», «выявить…», «разработать…», «систематизировать…» и т. д. Задачи должны определять содержание бакалаврской работы. Количество задач может диктоваться главами и/или параграфами. Принято формулировать 3-5 задач.
Цель (задачи) работы, предмет исследования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» может быть комплексным: «система управления», «характеристика структуры» и т.д.
Пути (способы) решения основных задач. Этот раздел предполагает определение автором основных методов, которые использованы при проведении исследовательской работы, и базы, на которой изучались те или иные явления, проверялись наработки, методики, осуществлялась экспериментальная работа и пр. Автор должен показать ту практическую сферу, где проводилось исследование и тот инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели ВКР. Здесь же дается характеристика источников получения информации – опросных групп, объектов наблюдения, документов и пр. В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки ВКР, выступают: наблюдение, опросы, беседы, тесты, изучение документов, изучение литературы, экспериментальная работа и др.
Практическая значимость работы. В этой части введения отмечается, что нового, по сравнению с известным в практике, удалось достичь автору в процессе его исследовательской деятельности. При раскрытии нового используются следующие формулировки: в бакалаврской работе (в процессе исследования) «уточнено…», «дополнено…», «выявлено влияние…», «описано…», «проанализировано…» и т.д.
Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Наличие справки о внедрении (приложение 8) усиливает практическую значимость выполненного исследования.
Введение не должно быть излишне подробным, рекомендуемый объем введения составляет 2-3 страницы.