Эстетическое сознание (стр 676 учебника)
Эстетическое сознание — часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более — в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.
Эстетическое сознание — это та форма или часть общественного сознания,
которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и
выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу
прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о
красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет — словом, все
то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в
эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как
совершенство того или иного предмета или состояния. В эпоху Возрождения
главное внимание было обращено не на выработку новых определений красоты, а
на умение изображать правдиво красивые предметы. Высшая красота, по мнению
мыслителей эпохи Ренессанса, это красота живой природы, хотя она не всегда
лежит на поверхности.
Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте развиваются две
основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что красота —
проявление неисчерпаемого разнообразия природы. Гете видел начало красоты в
природном совершенстве. С другой стороны, намечаются попытки свести красоту к
одному свойству (идея о линии красоты, золотом сечении).
Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память
также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом
восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает
эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему.
Еще одно специфическое свойство эстетического сознания — воображение. Оно
обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В
воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно
возникновение образности, или конкретного представления. Воображение
отражает, как правило, степень духовности личности.
Для сравнения можно обратиться к такой форме общественного сознания, как
наука. Несомненно, что такие звенья сознания, как ощущение, восприятие,
образное представление занимают в ней сравнительно ограниченное место, хотя и
проявляются на уровне поисков, опытов.
Обращение к различным формам общественного сознания помогает дифференцировать
эстетическое сознание и, скажем, религиозное. Кажется, что первое, есть форма
наиболее широкого и наиболее личностного сознания по своим проявлениям. Как
субъективная реальность и “текущее настоящее” эстетическое сознание
сказывается многообразнее и тоньше, предметнее и образнее, чем любая другая
форма общественного сознания.
Для эстетического сознания характерна “живая мысль”, действующая предельно
свободно, с определенными ценностными установками, то есть обретающая
глубокий личностный смысл для каждого человека в отдельности.
Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных
ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения
различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый
мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или
низменного, трагического или комического, героического или антигероического.
Сознание и потребность, отношение и действие — все это система чисто
человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и
взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях,
они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески
активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от
условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом
сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности,
характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-
психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту культуру,
являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического
сознания. На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды,
представления, понятия, художественное творчество во всех его видах,
материализация эстетического сознания через эстетику быта, спорта, и т.д.
Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жизни, отличается
лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим
законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм
жизни общества.