Полевая модель формирования стратегии
(из Mintzberg, 1984:214-216)
1. Создание стратегий не имеет ничего общего с выращиванием помидоров
в теплице, они растут как сорняки в саду. Другими словами, процесс фор
мирования стратегии может обходиться безо всякого контроля; иногда важ
нее дать модели возможность развиваться, нежели преждевременно навя
зывать ей искусственный уход. Теплица, если это необходимо, подождет.
2. «Ростки» стратегий могут пустить «корни» где угодно, практически везде
люди имеют и возможности для обучения, и обеспечивающие его ресурсы.
В определенных случаях столкнувшиеся с благоприятной возможностью
индивид или группа лиц неосознанно создают свою собственную схему дей
ствий, прецедент... Случается и так, что действия накладываются на стра
тегию путем взаимного приспособления — иногда это происходит шаг за
шагом, иногда спонтанно. И... внутреннее окружение может навязывать
шаблонные действия ничего не подозревающему коллективу. Дело в том,
что организации далеко не всегда планируют конкретные места «всплы
тия» стратегий, полностью «доверяясь» естественному ходу событий.
3. Постепенно такие «частные» схемы действия становятся коллективными,
распространяются на организацию в целом, приобретают характер стра
тегии. Нередко сорняки заполоняют собой весь огород, и полезные рас
тения могут просто исчезнуть. Аналогичным образом спонтанно возника
ющие стратегии иногда вытесняют стратегии предначертанные. Конечно,
что такое сорняк, как не растение, которого не ждали? Но при изменении
перспективы может случиться так, что спонтанная стратегия, как это
бывает с сорняком, станет тем, что ценится особо высоко (так, европей
цы в восторге от салата из одуванчиков — растения, которое американцы
считают зловреднейшим).
4. Процессы «размножения» могут быть сознательными, а могут и не быть;
точно так же, как ими можно управлять, а можно и не управлять. Процессы,
при которых изначальные схемы действий пробивают себе дорогу в органи
зации, не обязательно должны быть сознательно предначертанными — ни
для официального руководства, ни для неформальных лидеров. Схемы мо
гут просто распространяться посредством коллективной деятельности, точ
но так же как размножаются растения. Разумеется, менеджмент имеет воз
можность управлять процессом распространения признанных ценными
стратегий (точно так же, как садовник избирательно разводит растения).
5. Новые постоянно возникающие стратегии проникают в организацию во
время перемен, прерывающих периоды наибольшей последовательности.
Или, выражаясь проще, организации, подобно огородам, могут принять
библейскую заповедь о том, что есть время для сеяния и есть время для
сбора плодов (хотя иногда они могут пожинать то, что и не собирались
сеять). Отрезки конвергенции, когда организация эксплуатирует домини
рующие, укрепившиеся стратегии, прерываются периодами дивергенции,
во время которых она экспериментирует и, следовательно, воспринима
ет новые стратегические темы...
6. Управление стратегическим процессом означает осознание появления
стратегии, ее оценку и умение в случае необходимости предпринять кор
ректирующие воздействия. Вредный сорняк лучше всего вырвать с корнем
Глава?
сразу же, как увидишь. Но если появляются сомнения в том, сорняк это или растение, способное приносить плоды, то лучше всего понаблюдать за ним — возможно, вы даже примете решение построить теплицу. Управление в этом контексте означает создание особого климата, в котором смогут развиваться самые разные стратегии... и наблюдение за их ростом. Не следует спешить вырывать из земли неожиданно вытянувшийся стебель... Кроме всего прочего, менеджеры должны уметь выбирать момент, когда для поддержания внутренней оперативности следует воспре^ пятствовать изменениям, а когда, ради внешней адаптации, содействовать им. Другими словами, необходимо чувствовать, когда пришла пора воспользоваться созревшим урожаем стратегий, а когда попытаться заменить их новыми сортами...