Отмена крепостного права в беларуси 35 страница
Продвижение войск Красной Армии осуществлялось быстрыми темпами. Подавляющее большинство польских войск не оказывало сопротивления и сдавалось без боя. Только отдельные части пытались организовать сопротивление. Это имело место в Гродно. Здесь около 3 тысяч солдат и офицеров совместно с полицейскими на протяжении суток держали оборону, но вскоре вынуждены были оставить город и уйти в Литву.
В нескольких районах Западной Белоруссии еще до прихода Красной Армии под руководством бывших членов КПЗБ создавались военно-революционные комитеты, которые организовывали вооруженные отряды рабочих и крестьян, разоружали полицейских и осадников, брали под охрану железнодорожные мосты и другие военные объекты. Партизанские отряды действовали в районе Деречина и Зельвы под командованием А.С.Мазика, в районе Пинска под командованием А.И.Приступы и других. В Скидельском районе крестьяне еще 18 сентября разоружили полицию, заняли почту, магистрат и железнодорожную станцию. Действиями крестьян руководил ревком, в состав которого входили бывшие члены КПЗБ М.Литвин, Г.Шагун, И.Мышко и другие.
Основная часть населения Западной Белоруссии — рабочие, крестьяне, ремесленники, трудовая интеллигенция — с радостью встречали советских солдат.
В городах и деревнях проводились многолюдные митинги, на которых трудящиеся горячо приветствовали своих освободителей. Все это обеспечило незначительные потери советских войск. Согласно официальному сообщению Главного командования Красной Армии за время похода в Западную Украину и Западную Белоруссию погибли 737 и были ранены 1862 солдата и офицера.
По мере освобождения территории Западной Белоруссии в воеводских и поветовых центрах создавались временные управления, в деревнях и местечках — крестьянские комитеты. В их состав входили рабочие, представители городской бедноты, прогрессивно настроенной интеллигенции, беднейшие крестьяне. В создании временных органов власти активное участие принимали освобожденные из тюрем бывшие члены КПЗБ. В состав временных управлений входили также представители Красной Армии.
Временные управления и крестьянские комитеты сразу же приступили к осуществлению революционных преобразований. Опираясь на поддержку масс, они устанавливали новый порядок. При них создавались отряды рабочей гвардии и крестьянской милиции.
В городах временные управления брали на учет фабрики и заводы, брошенные их владельцами, организовывали производство. На остальных предприятиях были созданы группы и комиссии, которые осуществляли контроль за их деятельностью.
Временные управления налаживали также обеспечение населения продуктами питания и предметами первой необходимости, регулировали цены, вели борьбу со спекуляцией. В организации этой работы им большую помощь оказывало Советское государство. Уже в первые месяцы после освобождения в Западную Белоруссию было завезено тысячи тонн соли, керосина и других товаров широкого потребления.
Важнейшей задачей временных управлений и крестьянских комитетов в деревне было разрешение аграрного вопроса. Не дожидаясь законодательных актов, крестьянские комитеты приступили к разделу помещичьих и церковных земель среди безземельных и малоземельных крестьян. В результате этих акций батраки, безземельные и малоземельные крестьяне получили 431 тысячу гектаров земли, они получили 14 тысяч лошадей и 33,4 тысячи коров. Выдавались и семена для посева.
Временные органы власти много сделали также в области народного образования и здравоохранения. Повсеместно открывались новые школы, куда пришли десятки тысяч детей рабочих и крестьян, которые ранее не могли учиться. Обучение переводилось на родной язык, осуществлялась демократизация школьной системы. Открывались больницы, амбулатории, медицинские пункты, которые бесплатно обслуживали население.
Таким образом, уже в сентябре — октябре 1939 года в Западной Белоруссии были проведены глубокие революционно-демократические преобразования. Однако вопросы о форме государственной власти, о законодательном закреплении проведенных преобразований могли быть решены только полномочным органом, выражающим волю всего населения Западной Белоруссии. Поэтому 5 октября 1939 года временное управление города Белостока обратилось ко всем временным управлениям края с предложением созвать Народное собрание для решения основных вопросов государственного устройства Западной Белоруссии. Вскоре из представителей временных управлений был создан комитет по организации выборов. Комитет утвердил «Порядок организации выборов Народного собрания Западной Белоруссии», по которому к участию в выборах допускались не только трудящиеся, но и эксплуататорские классы. Провозглашались всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Право выдвиже-
ния кандидатов в депутаты Народного собрания имели временные управления, крестьянские комитеты, собрания коллективов предприятий, рабочей гвардии и интеллигенции.
Кандидатами в депутаты Народного собрания трудящиеся выдвигали тех, кто в годы господства польской буржуазии и помещиков вел революционную борьбу против угнетателей. Им рабочие и крестьяне давали наказы, в которых требовали воссоединения Западной Белоруссии с БССР и вхождения ее в состав СССР, установления на ее территории Советской власти, скорейшей ликвидации наследия прошлого.
Выборы проходили 22 октября 1939 года. На избирательные участки в день выборов явились 2672 тысячи человек, что составило 96,7% всех избирателей. За народных кандидатов было подано 90,7% голосов. Из 929 депутатов, избранных в результате выборов, 563 — крестьяне, преимущественно бедняки и батраки, 197—рабочие, остальные—представители интеллигенции. В числе депутатов были 621 беларус, 127 поляков, 72 еврея, 43 русских, 53 украинца и 10 представителей других национальностей.
Заседание Народного собрания проходило в Белостоке 28 — 30 октября 1939 года. Оно обсудило 4 вопроса: о государственной власти, о вхождении Западной Белоруссии в состав БССР, о земле, о национализации банков и крупной промышленности.
Обсудив эти вопросы, Народное собрание приняло «Декларацию о государственной власти», в которой провозгласило, что «вся власть на территории Западной Белоруссии принадлежит трудящемся города и деревни в лице Советов депутатов трудя-щихся». В «Декларации о вхождении Западной Белоруссии в состав БССР», принятой по второму вопросу, Народное собрание обратилось с просьбой к Верховным Советам СССР и БССР принять Западную Белоруссию в состав СССР и БССР, «чтобы воссоединить белорусский народ в единое государство и положить тем самым конец разобщению белорусского народа». Чтобы быстрее решить эти вопросы, Народное собрание избрало Полномочную комиссию, которой поручалось передать Верховному Совету СССР и Верховному Совету БССР его решения и волю населения Западной Белоруссии.
В «Декларации...», принятой по вопросу о земле, объявлялось о конфискации без выкупа помещичьих и церковных земель со всем живым и мертвым инвентарем и передаче их крестьянам, а вся земля с ее недрами, лесами и реками объявлялась всенародным достоянием, то есть государственной собственностью. Была принята также «Декларация о национализации банков и крупной промышленности».
Сразу же после Народного собрания Полномочная Комиссия выехала в Москву на V Внеочередную сессию Верховного Совета СССР первого созыва. 2 ноября 1939 года сессия, заслушав заявление Полномочной комиссии, постановила: «Удовлетворить просьбу Народного Собрания Западной Белоруссии и включить Западную Белоруссию в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением ее с Белорусской Советской Социалистической Республикой». Завершающим законодательным актом воссоединения белорусского народа явилось Постановление Внеочередной Ш сессии Верховного Совета БССР от 12 ноября 1939 года о принятии Западной Белоруссии в состав БССР. В состав БССР вошла территория площадью 101 тысяча квадратных километров с населением 4,5 миллиона человек.
После вхождения Западной Белоруссии в состав СССР и воссоединения с БССР на ее территории было введено новое административно-территориальное деление: образованы области, районы, а в феврале — марте 1940 года — сельские советы. Было создано 5 областей — Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская, Пинская и 101 район.
24 марта 1940 года состоялись первые выборы в Верховный Совет СССР и Верховный Совет БССР. В голосовании участвовали 99,3% избирателей. За выдвинутых кандидатов в депутаты проголосовали 98,1 % избирателей. Первыми депутатами высших органов Советской власти были избраны представители рабочих, крестьян, интеллигенции, активные участники революционно-освободительной борьбы, деятели культуры, партийные и советские работники: А.И.Волынец, Я.Колас, Я.Купала, М.Лыньков, А.С. Малевич, Ф.Р.Марков, П.К.Понамаренко, С.О.Притыцкий, А.И.Фе-досюк, В.З.Царюк и другие.
В январе — марте 1940 года были созданы местные органы Советской власти путем выдвижения и назначения активистов из рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, а также работников, направленных сюда из восточных областей БССР. Формирование местных органов Советской власти в западных областях БССР закончилось в конце 1940 года, когда в итоге выборов, проходивших 15 декабря, были созданы сельские, городские и областные Советы депутатов трудящихся.
В конце 1939 — начале 1940 года были созданы также партийные органы. Для организации их работы из восточных областей были направлены 4500 коммунистов. Организованные областные, районные и городские комитеты партии взяли в свои руки руководство общественно-политической жизнью и хозяйственной деятельностью на своих территориях. В начале 1941 года в западных областях республики действовали уже 1232 первичные партийные организации, объединяющие 16048 коммунистов.
Началось восстановление в партии бывших членов КПЗБ. Но в условиях подозрительности, связанной с роспуском КПЗБ, в партии были восстановлены только 46 человек.
Одновременно с партийными создавались комсомольские организации. До мая 1940 года на работу среди молодежи Западной Белоруссии из БССР были направлены 6200 комсомольцев. Начался прием в комсомол и местной молодежи. В сентябре 1940 года здесь действовала уже 2041 комсомольская организация. Они объединяли 23611 комсомольцев, в том числе 8771 — из местной молодежи.
Всего к концу 1940 года в западные области БССР прибыла 31 тысяча партийных, комсомольских, советских работников, деятелей культуры и специалистов народного хозяйства. Они сыграли болыпую роль в организации социально-экономических и культурных преобразований. Но имели место и отрицательные стороны в их деятельности. Многие из них не знали местных условий, традиций местного населения, часто с недоверием относились к местным кадрам, выдвигаемым трудящимися.
Созданные партийные и советские органы продолжали осуществлять коренные преобразования, начатые еще временными органами народной власти. Продолжалась национализация промышленности. Национализировались не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, что противоречило решениям Народного собрания. Развертывалось и новое промышленное строительство. На эти цели были ассигнованы значительные суммы. В 1940 году государственный бюджет западных областей БССР составлял 730 миллионов рублей. Из этих средств на действующие и вновь строящиеся промышленные предприятия завозилось оборудование из РСФСР, Украины и восточных областей Белоруссии.
В конце 1940 года в западных областях БССР уже действовало 392 промышленных предприятия с количеством рабочих более 20 человек каждое. На них работали около 40 тысяч рабочих. Объем валовой продукции промышленности увеличился почти в 2 раза по сравнению с 1938 годом. Ремесленное производство объединялось в промышленную кооперацию. На этой же основе организовывалась и торговля. В конце 1940 года в западных областях БССР действовало 717 государственных магазинов, потребительская кооперация объединяла 1250 человек. Развитие государственной и кооперативной торговли резко сузило сферу частного капитала. Но закрытие мелкой розничной торговли отрицательно сказывалось на обслуживании населения.
В результате реконструкции действующих предприятий и нового промышленного строительства к 1941 году в западных областях была ликвидирована безработица.
Продолжались преобразования и в сельском хозяйстве. Но конфискация помещичьих и церковных земель, ликвидация осадничества и изъятие излишков земли у кулаков, в результате чего крестьяне получили более 1 миллиона гектаров земли, не смогли ликвидировать земельный голод в западнобелорусской деревне. Основная масса крестьян пользовалась небольшими земельными наделами, явно недостаточными для нормального ведения хозяйства. Только дворов с площадью земли до 5 гектаров насчитывалось более 340 тысяч из общего количества 710 тысяч крестьянских хозяйств. В связи с этим среди крестьянства получила поддержку идея создания коллективных хозяйств. К концу 1940 года в западных областях БССР уже было создано 646 колхозов, а к июню 1941 года— 1115 колхозов, которые объединяли 49 тысяч, или около 7% крестьянских дворов. Их обслуживала 101 машинно-тракторная станция, которые располагали 997 тракторами и другой сельскохозяйственной техникой. На землях лучших помещичьих имений было создано 28 совхозов.
Переход к коллективизации, передача лучших земель колхозам и совхозам вызвало недовольство части крестьян, особенно зажиточных. Особое недовольство начали проявлять кулаки, в отношении к которым осуществлялась политика ограничения путем повышения денежных и натуральных налогов, запрещения аренды и найма рабочей силы. В апреле 1941 года Советским правительством и ЦК ВКП(б) с целью ликвидации земельного голода в западных областях БССР были установлены предельные нормы землепользования в размере 10,12 и 15 гектаров земли в зависимости от местных условий, состава семьи и так далее. Кулаков пока не раскулачивали, а ограничивали в землепользовании, оставляя столько земли, сколько семья могла обработать собственными силами.
Отрезка земли была осуществлена у 12,2 тысяч хозяйств из 26,4 тысяч, которые имели ее больше установленной нормы. В основном она затронула хозяйства площадью более 20 гектаров.
Там, ще кулачество начало оказывать сопротивление проводимым мероприятиям, органами НКВД (в отдельных районах) было проведено выселение сопротивляющихся в восточные районы страны. Но в большинстве мест выселение не проводилось.
Депортации (а их было проведено 4: в феврале, апреле, июне 1940 года и июне 1941 года) осуществлялись главным образом в отношении польского населения, в основном бывших помещиков и их семей, владельцев промышленных предприятий, руководителей и членов контрреволюционных партий, бывших полицейских, жандармов, государственных чиновников, осадников и так далее. Это было связано с тем, что эти элементы не восприняли Советскую власть и активно включились в антисоветскую борьбу, являясь питательной средой для различных контрреволюционных организаций. В результате четырех депортаций из западных областей БССР были выселены в восточные районы страны (Сибирь, Казахстан и другие районы) более 120 тысяч человек. Еще около 5 тысяч человек были арестованы и подвергнуты наказанию в уголовном порядке.
Национализация промышленности, преодоление безработицы, повышение заработной платы обеспечили определенный рост жизненного уровня рабочих. Улучшилось и материальное положение беднейших слоев крестьянства, особенно бедняков и батраков, получивших землю. Неплохие доходы имели колхозники. Урожайный 1940 год позволил колхозам обеспечить сравнительно хорошую оплату трудодня.
Значительным социальным завоеванием трудящихся Западной Белоруссии было бесплатное медицинское обслуживание. Если в 1938 году здесь было только 60 больниц и не более 700 врачей, то в конце 1940 года здесь уже насчитывалось 243 боль-
ницы и родильных дома, где работали 1756 врачей и 5585 человек среднего медицинского персонала.
Значительные изменения произошли и в народном образовании. В 1940 —1941 учебном году в западных областях действовало уже 5958 общеобразовательных школ, в том числе 120 средних. В школах обучались 774,5 тысячи детей, в то время как в 1937 — 1938 учебном году на той же территории имелось только 4600 начальных и семилетних школ и 70 средних. Они охватывали около 670 тысяч детей. В школы дополнительно пришли более 100 тысяч детей, которые ранее не могли учиться. За короткое время значительно расширилось семилетнее образование.
Началась работа и по ликвидации неграмотности. В начале 1941 года 169,5 тысяч человек уже занимались в школах для неграмотных и малограмотных.
Несмотря на то, что большинство старых специалистов продолжали работать и при Советской власти, а из восточных областей прибыли специалисты разных профессий, народное хозяйство и культура западных областей остро ощущали нехватку кадров. К тому же нужны были местные кадры, хорошо знающие специфику региона. В связи с этим встала задача открытия сети высших и средних специальных учебных заведений. Уже в 1940 году в Белостоке начали работать педагогический и вечерний учительский институты, в Гродно, Барановичах и Пинске — учительские институты. Было открыто также 25 средних специальных учебных заведений, в их числе 8 педагогических, 8 медицинских училищ, 7 народнохозяйственных техникумов. Преимущество при поступлении в них отдавалось детям рабочих и крестьян.
Развертывалась и культурно-просветительная работа. Публичные библиотеки перешли в собственность государства. В городах и местечках открывались новые библиотеки, а также клубы, избычитальни, кинотеатры. В ноябре 1940 года в западных областях БССР уже работало 220 библиотек с книжным фондом 446 тысяч книг. Хотя это было явно недостаточно, но это было уже значительным шагом вперед. К началу 1941 года уже действовало 211 киноустановок.
Начался новый период в творчестве западнобелорусских писателей. В сентябре 1940 года в Белостоке было создано бюро отделения Союза писателей БССР. В конце этого же года вышли сборник стихотворений П.Пестрака «На страже», книга стихов поэтессы Н.Тарас «На восток идя», первое советское издание произведений М.Танка «Избранные стихотворения». Поэты и писатели горячо приветствовали освобождение, начало новой жизни.
Развивался также театр. В 1940 году начали работать белорусские областные драматические театры в Барановичах и Пинске, Белостокский еврейский драмтеатр и театр миниатюр, отделение Белорусской государственной филармонии в Белостоке. Коллективы новых театров учились на опыте лучших театров республики — имени Я.Купалы и Я.Коласа, получали большую по-
мощь от ведущих режиссеров и артистов московских и минских театров.
Большой подъем переживала и художественная самодеятельность. На предприятиях, в городах и деревнях возникали многочисленные драматические и музыкальные кружки, хоры, оркестры. Проводились вечера, а в областных и районных центрах — смотры художественной самодеятельности. Лучшие номера их были представлены на заключительном концерте в Минске и декаде белорусского искусства в Москве в мае 1940 года.
С воссоединением с БССР в составе СССР западные области Белоруссии включились в общесоюзный и общереспубликанский процессы социально-экономического развития. Основным содержанием преобразований, проведенных здесь в конце 1939 — первой половине 1941 года, были ликвидация помещичьего землевладения, национализация банков и промышленности, коллективизация сельского хозяйства, широкое культурное строительство. Опираясь на экономический и научно-технический потенциал всей страны, западные области БССР за год и десять месяцев после воссоединения сделали значительный шаг вперед в социально-экономическом и культурном развитии, несмотря на некоторые издержки командно-административной системы.
БССР НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В 1938 году началась третья пятилетка. Перспективы социально-экономического и политического развития страны на 1938 — 1942 годы определил ХVIII съезд ВКП(б), проходивший в марте 1939 года. Планом предусматривалось расширить объем промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшить организацию труда, в области политической—совершенствовать советскую демократию, воспитательные функции Советов. Большое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны. Однако главная задача — догнать и перегнать развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения, носившая явно пропагандистский характер, не подкреплялась существующей материальной базой.
В соответствии с третьим пятилетним планом СССР был составлен и план народнохозяйственного развития БССР на 1938 — 1942 годы. В нем предусматривалось продолжение курса на дальнейшую индустриализацию республики, наращивание темпов экономического развития, оснащение промышленности и сельского хозяйства новой техникой. Планировалось строительство крупных предприятий. Общий объем валовой продукции промышленности предполагалось увеличить в 1,5 раза по сравнению с
1937 годом. Особое внимание уделялось развитию энергетической базы. В области сельского хозяйства предусматривалось удвоение урожайности сельскохозяйственных культур, рост производства на 60 процентов, повышение продуктивности животноводства, укрепление колхозов. Важнейшей социальной задачей было повышение материального и культурного благосостояния народа.
Третья пятилетка, как и предыдущие, выполнялась как за счет энтузиазма рабочего класса и крестьянства, так и усиления командно-административных и репрессивных мер. Массовый характер приобрело социалистическое соревнование. В республике получило распространение движение за многостаночное обслуживание, за совмещение профессий, досрочное выполнение третьей пятилетки. В 1940 году новаторы производства составляли почти половину всех рабочих промышленности.
С другой стороны, в предвоенные годы усиливалась репрессивная политика, проводимая под маркой обличения лодырей, прогульщиков, бракоделов, нарушителей дисциплины, резкой критики безответственности, бесхозяйственности. В 1938 году администрация предприятия получила право увольнения работников за опоздание на 20 минут, а в 1940 году за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин применялась уголовная ответственность. Выпуск недоброкачественной продукции приравнивался к вредительству. Устанавливался восьмичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя. Рабочий фактически лишался права на свободный выбор трудовой деятельности и юридически прикреплялся к предприятию.
И все же, несмотря на трудности, экономика Белоруссии наращивала темпы роста. Осуществлялось значительное по масштабам строительство. Возникали новые фабрики и заводы, электростанции, реконструировались предприятия деревообрабатывающей, текстильной, пищевой промышленности, транспорта. В числе крупнейших предприятий, построенных за пятилетку, были Минская, Могилевская, Кричевская ТЭЦ, Бобруйский, Гомельский, Борисовский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельский стеклозавод, Могилевский завод искусственного волокна, Витебская швейная фабрика «Знамя индустриализации» и ряд других. Произошли изменения в территориальном размещении промышленности. Помимо важнейших индустриальных центров (Минск, Гомель, Витебск, Могилев), выросли новые — Бобруйск, Борисов, Речица, Кричев и другие.
В целом к 1941 году Белоруссия представляла собой индустриально-аграрную республику. Ее промышленность выпускала металлообрабатывающие станки, сельскохозяйственную технику, радиоаппаратуру, цемент, трубы, стройматериалы, швейные изделия и другую продукцию. Удельный вес промышленной продукции в 1940 году составил 80 процентов в общем объеме продукции народного хозяйства.
Прирост промышленной продукции по БССР к 1940 году увеличился в 8,8 раз, по СССР — в 7,7 раза, мощность электростанций соответственно в 24,3 и 9,8 раза.
Экономика Белоруссии была составной частью единого народнохозяйственного комплекса СССР. Она поставляла в другие республики сельскохозяйственные машины, станки, различные виды обработки древесины, изделия легкой промышленности, лен, спирт, а также продукты пищевой промышленности и сельского хозяйства. Из промышленных центров страны в Белоруссию ввозилось промышленное оборудование, черные и цветные металлы, каменный уголь, нефтепродукты. Союзные республики оказывали помощь в подготовке специалистов, направляли кадры квалифицированных рабочих и инженеров.
Рост промышленности требовал постоянного пополнения рабочего класса. В 1940 году он составлял 239 тысяч человек, что в 4 раза больше, чем в 1928 году. Как и в предыдущие годы, основным источником пополнения рабочего класса были выходцы из деревни. Значительно повысились квалификация и культурный уровень рабочих. Однако в целом их профессиональная подготовка оставалась низкой. В 1940 году квалифицированные рабочие сложных профессий составляли только 1/6 часть от общего числа промышленных рабочих. Тогда же были приняты меры по организованной подготовке новых рабочих. В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 октября 1940 года «О создании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР» учащиеся школ ФЗО (фабрично-заводского обучения), ремесленных и железнодорожных училищ составляли трудовые ресурсы государства, которые в плановом порядке распределялись по отраслям народного хозяйства. Все учащиеся, независимо от вида набора, считались мобилизованными. Они не могли самовольно оставить школу или училище и по окончании учебы обязаны были отработать четыре года на государственном предприятии.
В целом в предвоенные годы достижения республики в экономике были значительными. Это явилось результатом напряженного созидательного труда белорусского народа. Они могли быть и значительно выше, если бы не сталинский волюнтаризм, порочные методы руководства, неимоверные людские жертвы.
К концу 30-х годов произошли существенные перемены и в белорусской деревне. Оценивая их критически, не умалчивая негативных последствий коллективизации, необходимо отметить, что они носили характер настоящей революции в социально-экономических отношениях, во всем укладе крестьянской жизни. Преобразования в сельском хозяйстве на основе коренной технической реконструкции в конечном итоге должны были привести к подъему общей культуры деревни, повышению благосостояния крестьян.
Несомненно, определенные положительные достижения коллективизация имела. В предвоенные годы в сельском хозяйстве Белоруссии появилось много новых тракторов, комбайнов, авто-
мобилей и другой техники. Только за три года третьей пятилетки в республике было создано 116 МТС. Оснащение сельского хозяйства новой техникой, развитие его энергетической базы дали возможность осуществить механизацию основных сельскохозяйственных работ. В 1940 году МТС республики обрабатывали 94 процента посевных площадей обслуживаемых колхозов. В МТС и совхозах работали более 27 тысяч трактористов, комбайнеров, шоферов. Был достигнут некоторый сдвиг в развитии колхозного животноводства. Началось осушение болот.
К 1941 году в республике насчитывалось более 10 тысяч колхозов, 92 совхоза, 316 МТС. Коллективной формой хозяйствования было охвачено 93 процента единоличных хозяйств.
В структуре сельскохозяйственного производства существенная роль принадлежала подсобному хозяйству. Оно было основным источником поступления в государственный фонд мясомолочных продуктов, картофеля. За счет подсобных хозяйств семьи колхозников обеспечивались основными продуктами питания.
Однако утверждение новых форм хозяйствования продолжало сопровождаться беззаконием. За малейшую провинность крестьян штрафовали, в колхозах утвердилось единоначалие председателей, массовый характер приобрело исключение из колхозов отходников и их семей. Невыработка минимума трудодней также влекла исключение из колхоза и очень часто уголовное преследование.
Размеры крестьянских приусадебных участков ограничивались. Превышение установленной нормы расценивалось как извращение политики партии в области колхозного землепользования, как разбазаривание общественных земель и подвергалось административным мерам воздействия.
Символической была оплата труда колхозников. Так, в 1940 году в среднем на 1 трудодень с дополнительной оплатой выдавалось 0,9 кг зерна, 1,8 кг картофеля, 0,95 кг фуража. Денежная оплата не превышала 1 рубля. Экономически развитые колхозы выдавали на 1 трудодень до 2 кг зерна и 5 кг картофеля.
Тяжелым бременем для большинства крестьян была налоговая политика. Она предусматривала (с 1939 года) прогрессивное обложение доходов крестьян от личного подсобного хозяйства. Годом ранее (1938 год) был введен налог на лошадей в подворьях крестьян.
Как и в предыдущие годы, продолжалось выкачивание денежных средств и трудовых ресурсов у крестьян на нужды индустриализации. Миллиарды рублей в виде государственных займов были направлены в промышленность. Тысячи сельских жителей выезжали на новостройки, большинство оставалось в городе навсегда.
Слабым звеном являлось общественное животноводство. У подавляющего большинства колхозов не было животноводческих ферм. В 1939 — 1940 годах развернулась кампания по их созданию и расширению. Однако упор делался на экстенсивный путь развития и количественные показатели.
Глобальные изменения в промышленности и сельском хозяйстве, происходившие в Белоруссии, несмотря на определенные успехи, в целом не смогли обеспечить более высокую по сравнению с капитализмом производительность труда, а значит, и преимущество нового строя над старым. Созданная Сталиным, а в последующем усовершенствованная его преемниками система обрекала народное хозяйство на отставание, а население — на дефицит того, что нужно для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.