Тическая ответственность социальных работников, как профессионалов

1. Социальные работники должны принимать ответственность и браться за работу только на базе полученных ими знаний или с намерением приобрести необходимую компетенцию.

2. Социальные работники не должны вести, потворствовать, содействовать любой форме дискриминации.

3. Социальные работники не должны принимать участие в действиях, связанных с нечестностью, жульничеством или обманов.

4. Социальные работники, чьи личные проблемы мешают их профессиональным решениям и деятельности, должны прекратить работу или предпринять другие шаги, чтобы не ставить под угрозу интересы людей, за которых они несут ответственность.

5. Социальные работники должны проводить четкие различия между заявлениями и поступками, сделанными или от имени частного лица, или от имени представителя своей профессии.

Заключение

Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Социальное одобрение его деятельности, признание клиентами и коллегами его высоких качеств составляет честь и достоинство социального работника. Такие качества не даются специалисту вместе с профессией и служебным удостоверением, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными качествами.

4. Нравственно-этические проблемы социально работы с пожилыми людьми

Хронические и психические заболевания, делающие человека беспомощным, в основном распространены в глубокой старости.
Когда нуждающийся в помощи старый человек состоит в браке, основным субъектом его поддержки является супруг. Поскольку мужчины имеют меньшую продолжительность жизни и традиционно женятся на женщинах моложе себя, наиболее частыми бывают случаи, когда престарелый мужчина находится на попечении жены. Жены, ухаживающие за беспомощными мужьями, нередко испытывают упадок духа, чувство изолированности, одиночества, страдают от экономических проблем и перегрузок, связанных с чрезмерной усталостью и ответственностью. Поэтому старые люди, опекающие своих супругов, нуждаются в пристальном внимании к собственным нуждам, в периодическом отдыхе от забот, конкретной помощи и эмоциональной поддержке. Физическое напряжение часто сопровождается ощущунием сильной тревоги, боязнью потерять спутника жизни, с которым прожито вместе много лет.
Люди преклонного возраста, являющиеся полностью одинокими или живущие отдельно от своих близких, попадают в очень сложное положение, когда их настигают беспомощность или затянувшаяся болезнь. Им необходимо особое внимание со стороны социальных служб.
Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и собственное мироощущение. Во взаимоотношениях с пожилым клиентом социальный работник выступает активной стороной, устанавливающей и развивающей контакты. Психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы с пожилыми людьми. Цель этого подхода – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Необходимо учитывать как сильные стороны, так и ограниченные возможности каждой личности в каждой ситуации, стремиться к их совершенствованию, находя пути здорового роста. Необходимо полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал.
Каждая встреча – беседа с пожилым человеком индивидкальна, вместе с тем, можно дать и некоторые общие рекомендации:
- Идя на встречу с клиентом, социальный работник обязан настроиться на желание установить контакт с еще незнакомым ему человеком. Желательно не иметь “лишней” информации ( ибо это может затруднить объективность оценки), но знать фамилию, имя, отчество, возраст клиента, наличие родственников.
- Хорошо, если встреча происходит в отдельном помещении (кабинете), в котором детская мебель в волгограде расположена так, чтобы клиент мог свободно разместиться, желательно спиной к двери – этим самам ограничивается поле его зрения. Идеальный вариант посадки социального работника и клиента – друг против друга или чуть наискосок, чтобы видеть лицо собеселника.
- Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи. Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует “зеркало отношений” – улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты и т.д.
- В начале беседы уместно использовать поддерживающие реплики.
- Обращаться к клиенту по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинство и подчеркивая свое уважение.

Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность – вот черты, привлекающие к социальному работнику пожилых людей, вызывающие к нему доверие. Милосердие – это словл отражает способность сочувствовать человеку, его страданиям, соболезновать переживаниям, понимать боль. Напыщенность, равно как и подчеркиваемая снисходительность здесь явно неуместны.
Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой – качества, необходимые в общении с пожилыми людьми.

Наши рекомендации