Развитие культуры и общественной мысли народов России в 18 веке.
Культура 18 в. носила четко сословный характер, отразила эпоху просвещения. Огромное влияние на её развитие оказали преобразования Петра I, крестьянская война под руководством Пугачева и развитие буржуазных отношений. В 18 веке возникают светские школы: в Москве школа математических наук, в Петербурге морская академия. В 1755 г. по инициативе Ломоносова образован московский университет. Впервые в истории России лекции читались на русском языке. Огромный вклад в развитие науки внесли: Ломоносов, Нартов, Кулигин. В общественной мысли России центральным вопросом являлась проблема преодоления отсталости страны. Шаферов, Щербаков, Прокопович в своих трудах доказывали необходимость выхода к Балтике и развития Русской промышленности. В литературе большую роль в развитии поэзии сыграли Преднаковский, Кантелиф, Державин. Большой пользовались Фонвизин, Карамзин. В 1750 г. в Ярославле открыт Волковым первый профессиональный театр. В живописи основой стали народные портреты созданные Прокоповым, Боровиковским, Левицким. Скульптура отмечена творчеством Фальконе (медный всадник). В архитектуре в стиле Барокко Расстсый построил зимний дворец. Большой дворец в Петрограде, Смольный монастырь. Владимирский собор в Киеве. 18 век – это эпоха просвещения, большого развития достигла светская культура, подготовившая золотой век Русской культуры 19 в.
19.Отечественная война 1812 г.
Причиной войны явились нарушения и Россией, и Францией статей Тильзитского договора. Александр 1 фактически отказался от континентальной блокады. Наполеон присоединил герцогство Ольденбургское. Военное столкновение двух сильнейших держав Европы в борьбе за политическое господство было неизбежным. Его ускорили споры о территории Польши и независимости Турции.
12 июня Наполеон вторгся на территорию. На защиту Отечества поднялся весь народ, война приняла освободительной характер. Неудачный оборонительный план Пфуля, согласно которому русские войска были разделены на три армии (Барклая де Толли, Багратиона, Тормасова), привел к тому, что Наполеон напал на каждую армию превосходящими силами и вынудил их отступать. Лишь 3 августа, под Смоленском, соединились первая и вторая армии. В Смоленском сражении 4—6 августа Наполеону не удалось разбить русские войска, но их отступление продолжалось.
8 августа главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов. Он решил дать генеральное сражение — главные силы Наполеона уменьшились, остальные части охраняли коммуникации, оставались гарнизонами, действовали на Петербургском и Киевском направлениях. 26 августа состоялось Бородинское сражение. Битва примерно равных по численности армий завершилась “вничью”: Наполеон надеялся прорвать русские позиции на ослабленном левом фланге и в центре, но Кутузов вовремя подвел резервы и устоял.
Большие потери и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступить к Москве. 1 сентября в деревне Фили близ Москвы, на военном совете, было принято решение оставить Москву без боя, дабы сохранить армию. 2 сентября Наполеон вошел в Москву. Тогда же начался пожар Москвы, бушевавший неделю, — выгорело 2/3 города.. 36 дней провел в Москве Наполеон, ожидая мирных предложений Александра 1. В это время армия Кутузова получала резервы и снаряжение.
Ширилась партизанская война: действовали как специальные армейские отрады (Давыдова, Сеславина, Фигнера), так и стихийно возникшие крестьянские (Кожиной, Курина).
7 октября Наполеон вышел из Москвы, пытаясь скрытно на зимовку в нетронутые войной южные губернии. Кутузов узнал об этом через партизан и у Малоярославца преградил ему дорогу. В сражении город 8 раз переходил из рук в руки. Отчаявшись прорваться на юг, Наполеон повернул к Смоленску. Отступление по разоренной войной дороге, под ударами партизан и русской армии превратилось в бегство, в ноябре Наполеон бросил армию и уехал в Париж.
23 декабря - манифест об окончании Отечественной войны. Победа в ней способствовала росту национального самосознания, укреплению авторитета России в Европе, формированию идеологии декабристов.