Русская культура 2 пол. 15-16вв
- Строительство Московского кремля
- Особенности архитектуры 16в.
- Новые тенденции в живописи
- Литература
1. Первые деревянные стены Московского кремля были возведены при Юрии Долгоруком в 1156 г. В 1339-1340 гг.при Иване Калите Кремль был обнесен мощной дубовой стеной и стал резиденцией князей и митрополита. В 1367-68 гг. Дмитрий Иванович (Донской) построил белокаменные стены и башни Кремля – первые каменные укрепления в Северо-Восточной Руси. Грандиозную перестройку Кремля задумал Иван 3. Ему нужен был храм, который бы не уступал Успенскому собору города Владимира. Необходимость этого была связана с тем, что Успенский собор, построенный при Калите, находился в полуразрушенном состоянии, а венчание Ивана 3 с Софьей Палеолог должно было состояться в Москве. Для руководства строительством нового Успенского собора на месте старого пригласили Ермолина и Ховрина, между которыми произошла ссора, после чего храм стали строить отец и сын Ховрины. Наняв в 1473 г. мастеров, они разобрали боковые стены и алтарь и возвели новые. Старый храм оказался в новом, как в футляре. Но в 1474 г. недостроенное здание неожиданно рухнуло (причины – плохой раствор извести и неудачный расчет тяжести сводов). Псковские мастера отказались возобновлять строительство, и государь обратился за помощью к итальянским зодчим. В 1475 г. в Москву с сыном и учениками прибыл Аристотель Фиораванти. Заложив фундамент собора, он отправился Вов Владимир, Ростов, Устюг, Новгород для изучения традиций и приемов русского зодчества. Поэтому новый Успенский собор следует считать произведением русского зодчества, обогащенного элементами итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Как и Владимирский, Московский Успенский собор имеет 5 глав и украшен аркатурным поясом. Но Московский на 2 м выше и на 2 м уже, что делает его более изящным и значительным. В 1514-5 гг. стены собора были покрыты росписью, часть фресок принадлежит великому Дионисию и его школе. Иконостас собора представлен 1 – патриархами до Моисея, 2 – пророками от Моисея до аоанна Предтечи, 3 – праздниками, 4 – изображением Христоса с апостолами, 5 – местными иконами, главная – икона владимирской божьей матери. Храм стал не только главным сооружением великокняжеской Москвы, но и классическим образцом монументального церковного зодчества.
В 1485 г. итальянский архитектор Антон Фрязин возвел первую кремлевскую башню – Тайницкую – проездную, с тайником для добывания воды. В 1490 г. Пьетро Антонио Солари построил Боровицкую башню, в 1491 г. вместе с Марко Руффо заложил Фроловскую (с 17 в. – Спасская) и Никольскую башни. Эти и другие башни соединялись новой кремлевской стеной.
С 1492 г. под руководством Василия Ермолина началось возведение новых, обветшавших за столетие кремлевских стен. С этой целью был изготовлен специальный красный нестандартный кирпич (более длинный и узкий). В результате были возведены ныне существующие стены, охватившие всю современную территорию Кремля (площадь Кремля – 28 га, длина стен – 2235 м, высота стен от 5 до 19 в зависимости от ландшафта).
В 1495 г. была заложена последняя (на тот момент), Троицкая башня (сейчас их 20).
Новым жанром в 15 в. становится дворцово-палатная архитектура. В 1487-1491 гг. итальянцы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари возвели Грановитую палату, предназначенную для приема иностранных послов. Название объясняется облицовкой белым граненым камнем. Это был самый большой по тем временам зал площадью около 500 кв. м. Наверху были сделаны сени с тайником, откуда женщины великокняжеской семьи могли незаметно наблюдать за происходящем. Первая роспись здесь была сделана при Федоре Иоанновиче в конце 16 в. Существующие сейчас фрески были воссозданы в 1882 г. братьями Белоусовыми из Палеха.
Построенный в конце 14 в. князем Василием Дмитриевичем (сын Долгорукого) Благовещенский собор не сохранился (известно, что старый собор расписывали Феофан Грек и Андрей Рублев. По поводу сохранившихся икон идут споры: это оригинал или ремесленная подделка). В 1416 г. был возведен второй Благовещенский собор,который в 1481 г. украсили фресками Дионисия и его школы. Но только что расписанный храм почему-то на 2/3 разобрали, и на его месте в 1484-1489 гг. псковские мастера возвели новый – до 16 в. трехглавый, а затем перестроенный в пятиглавый. Внутренние стены собора были расписаны под руководством Феодосия, сына Дионисия. Фресковая роспись представлена, в том числе, изображениями Сократа, Аристотеля, Плутарха. Пол собора яшмовый, как в церкви святого Марка в Венеции. Сюда была помещена икона Донской Богоматери. Благовещенский собор стал Домовой церковью великих князей и царей и его можно отнести к придворно-княжескому жанру.
Архангельский собор был построен Алевизом Новым при Василии 3 в 1505-1509 гг. в честь Архангела Михаила, покровителя московских князей. На одной из фресок архангел Михаил сопровождает души умерших на небо, вот почему со временем собор стал усыпальницей. Здесь находятся гробницы Михаила Черниговского, Ивана Калиты, царевича Дмитрия, Ивана Грозного и др.
В 1505-8 гг. итальянец Бон Фрязин поставил в кремле столп Ивана Великого, в середине столетия к нему была пристроена звонница (колокольня Ивана великого). Колокольня стала самым высоким зданием на Руси (81 м от земли и 110 – от Москва-реки) и являлась сторожевой башней. В 1812 г. при отступлении наполеоновской армии звонница была взорвана (восстановлена в 1819 г. по проекту Д.Жилярди).
У подножия колокольни – царь-колокол (200т, при Анне Иоанновне, провисел над ямой год, Монферан извлек). Рядом – царь-пушка (1586 г., Андрей чохов, 40 т).
Часы на Спасской башне впервые – в 1621 г. (англичане), затем в 1706 г. (голландцы).
К середине 16 в. практически сложились очертания современного Кремля, ставшего уникальным памятником русского зодчества.
2. Характерным явлением русского зодчества 16 в. стало развитие вертикализма как стремления гос-ва к закреплению политической самостоятельности и самодержавному величию. Господствующим стилем стал шатровый. Идея приближающегося к форме шатра пирамидального завершения храма волновала зодчих с 12 в. В Спасо-Андрониковом монастыре (14 в.) пирамидальная композиция вплотную приближалась к очертаниям шатра. Важное качество шатровых храмов — столпообразность — встречалось в русской архитектуре и ранее. Исследователи П. Н. Максимов и Н. Н. Воронин на основании анализа древнерусских документов полагали, что шатровыми были несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде(1020—1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и Вологде (конец XV века). Имеются так же ранние изображения шатровых храмов, например, на иконе «Введение Богородицы в храм» начала XIV века из села Кривое на Северной Двине. Существовал также особый тип храма «под колоколы», так как колокольни в виде отдельной башни не существовало. Чаще всего это были многогранные маленькие храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные), имеющие несколько ярусов. Таким был предшественник колокольни Ивана Великого в Московском Кремле построенный в 1329 году. Но первые шатровые храмы никак не были функционально связаны со звоном. Идея увенчать небольшой центричный храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова. В чистом виде эта идея стала реализовываться в 16 в.До недавнего времени первой каменной шатровой постройкой считалась церковь Вознесения в великокняжеской подмосковной усадьбе Коломенское. Храм был воздвигнут Василием 3 в честь рождения сына (Ивана 4). Церковь представляла собой 60-метровый шатер, покрытый красным и белым узором, вокруг него – галереи и ряды кокошников. Все это совершенно не похоже на традиционные образцы церквей с плавными завершениями куполов. Шатровые завершения часто применялись в поздней готике, например в Польше. Вторая жена Василия 3 Елена Глинская была родом из Литвы, Т.О. русская шатровая архитектура не была исключительно русским созданием. Однако сооружение храма Вознесения в Коломенском выдвинуло русскую архитектуру на самый высокий уровень европейского средневекового зодчества. Однако в настоящее время было установлено, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы — к 1510-м гг.
В середине 16 в.недалеко от Коломенского в селе Дьяково в честь венчания Ивана 4 на царство в 1547г. был воздвигнут храм Иоанна Предтечи. Церковь имела пять 8-гранных приделов, поставленных вокруг центрального здания в виде многоярусной башни. В сравнении с Коломенским храмом, дьяковская церковь более тяжеловесна, но богаче украшена.
Продолжением архитектуры дьяковской церкви стал собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен в честь взятия Казани в 1555-61г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым. Собор представляет собой 8 приделов вокруг центрального собора, увенчанного шатром. Все 9 церквей находятся на одном помосте и связаны галереей. Собор символизирует идею объединения русских земель вокруг Москвы. Первоначально собор был белым, теперешнюю окраску он получил в 17 в. Собор Василия блаженного наглядно демонстрирует разрыв с традициями крестово-купольной архитектуры. Он представляет собой сочетание восточного и западного стилей. Официальная церковь выступила против отказа от вековых традиций. Стоглавый собор 1551г. строго регламентировал культовое строительство. Церковь требовала строить храмы по образцу Успенского собора в Москве. Несмотря на это, шатровый стиль продолжал развиваться, в том числе и в светской архитектуре уже в 17 в.
Шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей.
Примером решения, восходящего к храму в Коломенском, служит церковь Преображения конца XVI века в подмосковном царском селе Остров. Крестообразное основание храма, переходящее в восьмерик, восходит к Вознесенской церкви. Однако храм в Острове имеет алтарную апсиду (что делает здание более традиционным, более удобным для богослужения) и два небольших придела с восточных углов. Приделы имеют форму, схожую с малыми приделами Покровского собора на рву. Приделы соединены окружающей храм галереей.
В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь 1556 года, возведенная в своем имении Алексеем Басмановым в память казанского похода. Храм так же имеет конструкцию «восьмерик на четверике» с тем отличием от предыдущих церквей, что четверик имеет простую кубическую форму. Фасады четверика оформлены наподобие обычного купольного храма со столпами внутри (фасады разделены пилястрами на три прясла, законченные кокошниками). С востока к храму примыкают объемные апсиды.
Больших успехов в 16 в. достигло крепостное строительство (городские и монастырские стены и башни), реставрировались старые и возводились новые городские и монастырские укрепления. Были построены каменные укрепления Китай-города и Белого города в Москве, кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Серпухове, Коломне. Появились башни на стенах Новгородского и Псковского кремлей. Возникли ансамбли монастырей – Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев под Москвой, Борисоглебский под Ростовом с соборами и трапезными палатами.Итогом развития русского крепостного зодчества явился Смоленский кремль, построенный Федором Конем в 1595-1602гг. и названный «ожерельем земли русской».
В конце 16 в. каменное зодчество становится одним из элементов государственной политики. В 1583г. был создан Приказ каменных дел, взявший в свои руки организацию строительных дел и объединивший строительные кадры от простых кирпичников до мастеров. Во многом это обусловило успехи строительного дела в 17 в.
3. Во 2-й половине 15в. иконопись становится повествовательной. Первой известной иконой со сложным сюжетом является икона «Битва новгородцев с суздальцами», посвященная далеким события 1169г. На этой иконе впервые последовательно изображены 3 эпизода битвы, окончившейся победой новгородцев. Реалистические тенденции проявились, прежде всего, в житийном жанре, основоположником которого считается Дионисий. В 70-х гг. 15 в. он создает свой шедевр – «Митрополит Алексий», представляющий рассказ о поездке митрополита к хану Джанибеку и исцелении его жены Таэдулы. В центре иконы – сам Алексий с житием, а в клеймах – эпизоды: богослужение перед поездкой в Орду, встреча с ханом, исцеление его жены. В 1500г. Дионисий пишет знаменитое «Распятие», где отсутствует трагизм: образ Голгофы окрашен светом пасхальной радости, Христос «парит» над крестом, летают ангелы, предвещая Воскресение. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? В иконах Дионисия использованы светлые краски, полутона акварелей, готизация (вытянутость, нарушение пропорций: маленькие головки, высокие талии, длинные ноги). В 16 в. иконопись становится предметом спора. Вопрос о том, «како писати», стал особенно актуальным после московского пожара 1547г., уничтожившего многие древние иконы. Возникла необходимость в короткий срок создать как можно больше икон для восстановившихся храмов, что обострило полемику между приверженцами старых традиций и сторонниками нововведений. Т.о. сформировались две противоположных концепции понимания художественного образа в живописи – исторический и символический. В Стоглаве 1551г. было зафиксировано: «писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев». Т.о. каноном в иконописи стали рублевские иконы. Однако символизм, присущий иконам, стал отходить на второй план, уступая место реализму. Во 2-й половине 16 в. на смену традиционной иконе приходят многоярусные иконы-картины с библейскими или светскими сюжетами. Показательна в этом отношении новгородская икона «Страшный суд», символизирующая радость возвращения к Богу. В верхнем ярусе изображены Бог-творец, небесное царство, Божественный суд. Ниже – Христос на троне в окружении апостолов и ангелов, Богоматерь и Иоанн Предтечи просят у Христа милосердия к людям. Ниже – народы, идущие на суд, в центре – книга жизни и ангелы со свитками, куда вписаны деяния людей. В нижнем ярусе – грешники и праведники. За вратами – райский сад, ангелы и царица небесная на троне. Примером светской многоярусной иконы «Церковь воинствующая», получившая в последствии название «Благословенно воинство небесного царя». В ней все необычно: внушительный р-р (ширина около 4 м), горизонтальный формат и содержание. Сюжет иконы до сих пор вызывает дискуссии. Сторонники первого названия полагают, что на иконе запечатлено возвращение в Москву русского войска после взятия Казани в 1552г. Войско шествует тремя колоннами во главе с Архангелом Михаилом на крылатом коне. Впереди войска – Москва, где восседает Богоматерь с младенцем, позади – пылающая Казань. Воины без нимбов – участники похода, с нимбами – русские святые (Невский, Донской и др.), всадник с крестом – В.Мономах. за его спиной – Владимир святой и его сыновья – Борис и Глеб. Воин со знаменем – Иван Грозный. Сторонники второго названия иконы считают, что она посвящена мученикам. Воины с нимбами – это павшие воины, которым гарантированы венцы от Бога и место в раю. Все персонажи на иконе – современники Ивана Грозного. Трое всадников – родной брат Грозного Юрий Васильевич, двоюродный брат – Владимир Андреевич и царь касимовский и казанский Шигалей. Икона прославляет победу русского оружия и выделяет заслуги тех, кто пал на поле битвы.
В конце 16 в. появилось новое направление иконописи – Строгановская школа (в честь богатых купцов и промышленников Строгановых, способствовавших развитию этого направления живописи своими заказами). Это были небольшие, изящные, красочные иконы для домов богатых заказчиков. Наряду со Строгановской, получила распространение и Годуновская школа, представители которой стремились вернуть к монументальным формам конца 15 в. Крупнейшим представителем школ считается Прокопий Чирин. На иконе «Избранные святые» изображены Борис и Глеб, Федор Стратилат, Федот Анкирский, Мария Магдалена, Ксения Римлянская. Эти святые избраны не случайно, их именами названы дети в роду Годуновых. На иконе «Никита-воин» изображен великомученик 4 в., который по преданию не сгорел, показан устремленным ввысь, как мерцающая свеча.
4. Лит-ра развивается в условиях централизации русских земель, укрепления великокняжеской власти и международного авторитета Руси. Основная направленность – идея величия власти и мировой роли России. «Хронограф» (1512г.) – обзор всемирной истории: «после покорения турками Византии и др. царств, которые они в запустение положиша и покориша под свою власть, нача же Российская земля…растет и младеет и возвышается». «Повесть о вавилонском царстве» - идея преемственности власти византийских императоров от правителей Вавилона и версия о передаче шапки и скипетра Львом В.М.: «и доныне та шапка Мономахова в Русском государстве, в богохранимом и царствующем граде Москве». «Сказание о князьях Владимирских» - родословная московских правителей от Августа. Царское место И.Г. на одном из затворов имеет резьбу с рассказом о присылке шапки из В. а сам Г. в письме шведскому королю утверждал: мы от А. кесаря родством введемся». Те же идея проводятся в послании Филофея, игумена Елизарова монастыря, В.3, в «Повести о белом клобуке», «Повести о зачале М.» и летописных сводах (Лицевой свод – Никоновская летопись, украшенная 16тыс. иллюстраций – лиц), «Степенная книга».
О важнейших событиях – «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков».
Социально-политическая направленность:
-призывы к облегчению положения народа: Ф.И. Карпов (сокольничий В.3): правители должны нести в мир правду, искоренять злых, которые не хотят излечиться и любить Бога. Ермолай-Еразм (св. Моск.кремля): облегчить положение кр-н, ибо «больше всего полезны пахари, их трудами созидается главнейшее богатство».
-сторонники сильной власти. И.Пересветов: царю нельзя быть без угрозы. «Как конь под царем бех езды, тако и царство без грозы». При этом, выступает за правду: против холопства, кабальной зависимости, «которая земля порабощена», «в той земле зло сотворяется…всему царству оскуднение великое».
-критика самодержавия. А.Курбский «История о великом князе московском» - ктитика лютости царя. Последователь нестяжателей, противник опричнины.
Художественная проза – зарисовки о быте, нравах. «Домострой» Сильвестра – проповедь рационального хозяйствования, воспитания: ослабевай, бия младенца. «Пчелы»: учитель нравом да покорит уч-ка, а не словом.
Учебная и научная лит-ра (1564г.): «Космография» (солн. и лун. затмения»), «Книга сошному письму» (правила арифметики и геометрии», лечебники, словари иностранных слов.
-житийная лит-ра: «Повесть о честном житии царя Федора», «Житие митрополита Филиппа», «Четьи Минеи» - собрание житий рус. Святых по м-цам, в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого.
-хождения: Вас.Позднякова (Конст., Афон, Иерусалим, Египет), Д.Герасимова (попасть в Индию можно не только южными морями, но и Сев.Ледовит. океаном (Грозный обещал Ченслеру награду за путь в К. и И.). Самое яркое – «Хождение за три моря» тверского купца А.Никитина (1466-1472гг.). Никитин поехал на Северный Кавказ в Ширванское царство в Прикаспийском Закавказье) для торговли (взял товар в долг), но был ограблен. В надежде разбогаьеть он решил ехать в Иран, а затем в Индию. Ч/з 7 лет вернулся домой нищим, оставил дневник, ставший сокровищем мировой лит-ры. Никитин описал быт и нравы Индии: здесь любят белых людей, а женщины ходят с непокрытыми головами. Индийские «мужики и жонки все наги и все чорны». У мужчин фата по плечам, другою опоясываются, а третьей обертывают голову (боже, боже). Индусы вола зовут отцом, а корову матерью. Перед приемом пищи индийцы «омывают руки да ноги, да и рот пополаскивают». Хан ездит на людях, много у него слонов и коней добрых. Индийцы едят дважды в день, «а ночи не ядять, а вина не пиють, ни сыты». В конце дневника купец прославляет родину и призывает князей к единению: «А Русскую землю бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости».
-тема любви – к Богу и ближнему. Ко времени И.3 относится культ покровителей московских государей Петра и Февронии. В 16 в. на основе Муромских сказаний возникает «Повесть о Петре и Февронии». Князь отказался жениться на девушке: как можно – князю дочь древолаза взять в жены!. Он решил проверить мудрость Февронии, предложив из небольшого пучка льна сделать сорочку, одежду и платок. В ответ девушка предложила из обрубка полена сделать ткацкий станок. Испытания – недовольство бояр. Похоронили в гробу с перегородкой. «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего дракона! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, П., ибо струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Ф., ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный П., ибо заповеди Божией не оставлять супруги своей добровольно отрекся от власти».