Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины |
История международных отношений Часть 2 History of International Relations Part 2 Язык обучения Русский |
Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 4
Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
Цели и задачи учебных занятий
История международных отношений, как самостоятельная историческая дисциплина, изучает комплекс проблем, связанных с формированием и развитием систем и подсистем международных отношений, ролью внешнеполитических, экономических, культурных и иных связей между государствами, организациями и другими акторами, действующими на мировой арене. Ее изучение необходимо для понимания специфики складывания современной системы международных отношений и уяснения места и роли России в этой системе. Цель изучения дисциплины - ознакомить студентов с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.
Задачи курса - изучение основных этапов развития систем международных отношений, изучение внешней политики ведущих мировых держав в развитии и взаимосвязи, развитие навыков внешнеполитического анализа на основе исторического материала, формирование основы для изучения других предметов
В процессе обучения студенты познакомятся с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Предполагается, что студенты обладают набором общих и профессиональных компетенций, полученных в ходе освоения теоретических дисциплин и других видов учебной работы по итогам двух семестров обучения в бакалавриате по направлению 031900 – “Международные отношения”.
Перечень результатов обучения (learning outcomes)
В результате изучения курса студенты должны знать:
- основные понятия и категории, употребляемые при изучении международных отношений;
- понятие системы международных отношений, ее основные структурные характеристики и закономерности формирования;
- основные этапы развития международных отношений на протяжении последних трех с половиной столетий;
- степень влияния международных отношений на общемировые политические и культурные процессы;
- значение международного фактора в политике ведущих мировых держав.
Студенты должны уметь:
- анализировать события и процессы истории международных отношений
- свободно ориентироваться в фактологии истории международных отношений
- использовать знания по истории международных отношений для решения актуальных задач
Студенты должны владеть:
- навыками аналитической работы (анализа текстов, событий и процессов)
Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
Семинары в диалоговом режиме – 30 часов
В качестве основной интерактивной формы проведения учебных занятий используются семинары в диалоговом режиме. Они включают в себя анализ текстов, относящихся к истории международных отношений, а также обсуждение и разбор докладов студентов, посвященных наиболее значимым исследовательским работам в данной области.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся | ||||||||||||||||||
Период обучения (модуль) | Контактная работа обучающегося с преподавателем | Самостоятельная работа | Объём активных и интерактивных форм учебных занятий | Трудоёмкость | ||||||||||||||
лекции | семинары | консультации | практические занятия | лабораторные работы | контрольные работы | коллоквиумы | текущий контроль | промежуточная аттестация | итоговая аттестация | под руководством преподавателя | в присутствии преподавателя | сам. раб. с использованием методических материалов | текущий контроль (сам. раб.) | промежуточная аттестация (сам. раб.) | итоговая аттестация (сам. раб.) | |||
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | ||||||||||||||||||
очная форма обучения | ||||||||||||||||||
Семестр 4 | ||||||||||||||||||
2-200 | 10-25 | 2-200 | 2-200 | 1-1 | ||||||||||||||
Итого |
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации | |||
Период обучения (модуль) | Формы текущего контроля успеваемости | Виды промежуточной аттестации | Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ) |
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ | |||
очная форма обучения | |||
Семестр 4 | экзамен |
Структура и содержание учебных занятий
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Период обучения (модуль): Семестр 4
№ п/п | Наименование темы (раздела, части) | Вид учебных занятий | Количество часов |
Общая характеристика международных отношений ХХ века | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Международные отношения во время Первой мировой войны | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Становление Версальско-вашингтонской системы международных отношений. | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Кризис Версальско-вашингтонской системы, международные отношения в 1930-е годы. | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Международные отношения в годы Второй мировой войны. | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Начало Холодной войны | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Международные отношения в 1950-е – 1960-е гг | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Разрядка международной напряженности в 1970-е гг. | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Международные отношения в 1980-е годы, завершение Холодной войны | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам | |||
Международные отношения после окончания Холодной войны | лекции | ||
практические занятия | |||
по методическим материалам |
1. Общая характеристика международных отношений ХХ века.
Характерные черты международных отношений ХХ века. Основные факторы и движущие силы. Особенности текущего периода международных отношений.
2. Международные отношения во время Первой мировой войны.
Кризис лета 1914 года, убийство в Сараево. Начало войны. Расширение масштабов войны, вступление в войну новых участников. Сравнительная характеристика Антанты и союза Центральных держав. Отношения внутри противоборствующих блоков. Цели держав в войне. Переговоры о послевоенном разделе мира. Вступление в войну США. Выход из войны России. “14 пунктов” В.Вильсона. Завершение войны, условия перемирия.
3. Становление Версальско-вашингтонской системы международных отношений.
Версальская конференция. Цели и позиции участников конференции. Вопрос о Лиге наций. Колониальный вопрос. Решения конференции. Заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии. Лига наций, ее структура, задачи и основные направления деятельности. Проблема ратификации Версальского договора в США. Проблема репараций. Становление внешней политики Советской России (СССР) и русский вопрос в политике великих держав в 1920-е годы. Генуэзская и Гаагская конференции. Вашингтонская конференция и вашингтонские договоры. Рурский кризис. Локарнская конференция, Рейнский гарантийный пакт. “Восточное Локарно”. Пакт Бриана – Келлога.
4. Кризис Версальско-вашингтонской системы, международные отношения в 1930-гг.
Влияние мирового экономического кризиса на международные отношения. Появление очагов напряженности в мире. “Меморандум Танаки” и японская агрессия в Китае. Внешняя политика нацистской Германии. Политика “умиротворения”. Внешняя политика СССР. Агрессия Италии против Эфиопии. Лига наций в 1930-е годы. Влияние гражданской войны в Испании на политическую обстановку в Европе. Формирование оси Берлин – Рим – Токио. “Аншлюс” Австрии. Изоляционистская политика США. Мюнхенская конференция и оккупация Чехословакии. Изменения в политике Запада в 1939 году. Англо-франко-советские переговоры в Москве в августе 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении.
5. Международные отношения в годы Второй мировой войны.
Начало второй мировой войны. “Странная война”. Внешняя политика СССР и советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Германская экспансия в Европе. Падение Франции, вступление в войну Италии. Тройственный пакт. Изменения во внешней политике США. Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Американо-японские отношения и вступление в войну США. Декларация объединенных наций. Отношения внутри антигитлеровской коалиции, проблема второго фронта. Перелом в ходе войны, выход из войны Италии. Московская конференция СССР, Англии и США. Тегеранская и Каирская конференции, их решения. Проблема будущего Европы в отношениях между союзниками. Ялтинская конференция. Окончание войны в Европе, Потсдамская конференция. Создание ООН. Капитуляция Японии.
6. Начало Холодной войны.
Основные тенденции развития мировой системы международных отношений после окончания второй мировой войны. Элементы сотрудничества и конфронтации в отношениях между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в первые послевоенные годы. Мирное урегулирование в Европе. Развитие политической ситуации в Восточной Европе и ее влияние на отношения между СССР и Западом. “Доктрина Трумэна” и “План Маршалла”. Германский вопрос в международных отношениях, берлинский кризис, образование ФРГ и ГДР. Формирование блоковой системы.
7. Международные отношения в 1950-е – 1960-е гг.
Процесс деколонизации после второй мировой войны, начало борьбы сверхдержав за влияние в “третьем мире”. Международное положение на Дальнем Востоке после окончания второй мировой войны. Советско-китайские отношения. Война в Корее. Особенности “холодной войны” в Европе и “третьем мире”. Проблемы мирного урегулирования в Европе. Развитие военно-политических блоков и отношений внутри них и между ними. Общая характеристика международных отношений в Азии и Африке. Движение неприсоединения. Истоки и развитие ближневосточного кризиса. Войны в Индокитае. Кубинский ракетный кризис и его последствия. Проблемы безопасности в отношениях между сверхдержавами. Развитие европейского интеграционного процесса.
8. Разрядка международной напряженности в 1970-е гг.
Проблемы контроля над вооружениями в отношениях между блоками. Договор о нераспространении ядерного оружия. Договор по ограничению стратегических вооружений-1, договор по ПРО. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинский процесс. Завершение войны во Вьетнаме. Международные отношения в Азии, Африке и Латинской Америке, влияние на них глобальной борьбы сверхдержав. Основные центры конфликтов в этих регионах, история их развития. Причины нового обострения международной напряженности и прекращения разрядки в конце 1970-х гг.
9. Международные отношения в 1980-е годы, завершение Холодной войны.
Рост международной напряженности в начале 1980-х годов. Война в Афганистане, ее международное значение. Обострение конфликта на Ближнем Востоке. Ирано-иракская война. Внешняя политика США при Р.Рейгане. Начало “перестройки” в СССР, первые внешнеполитические инициативы М.С.Горбачева. Советско-американские оглашения по контролю над вооружениями. Отношения внутри социалистического лагеря, “бархатные революции” и их воздействие на международную ситуацию в Европе. Распад Варшавского договора.
10. Международные отношения после окончания Холодной войны.
Война в Персидском заливе. Распад СССР, образование СНГ. Становление внешней политики России и других бывших республик СССР. Российско-американские соглашения в рамках процесса контроля над вооружениями. Ближневосточный мирный процесс. Развитие европейской интеграции. Проблема расширения и трансформации НАТО. Распад Югославии, конфликты на территории бывшей Югославии. Развитие международной миротворческой деятельности.