Основной курс Основная траектория Очная форма обучения

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
История международных отношений Часть 2 History of International Relations Part 2 Язык обучения Русский

Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 4

Регистрационный номер рабочей программы:

Санкт-Петербург

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

Цели и задачи учебных занятий

История международных отношений, как самостоятельная историческая дисциплина, изучает комплекс проблем, связанных с формированием и развитием систем и подсистем международных отношений, ролью внешнеполитических, экономических, культурных и иных связей между государствами, организациями и другими акторами, действующими на мировой арене. Ее изучение необходимо для понимания специфики складывания современной системы международных отношений и уяснения места и роли России в этой системе. Цель изучения дисциплины - ознакомить студентов с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.

Задачи курса - изучение основных этапов развития систем международных отношений, изучение внешней политики ведущих мировых держав в развитии и взаимосвязи, развитие навыков внешнеполитического анализа на основе исторического материала, формирование основы для изучения других предметов

В процессе обучения студенты познакомятся с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Предполагается, что студенты обладают набором общих и профессиональных компетенций, полученных в ходе освоения теоретических дисциплин и других видов учебной работы по итогам двух семестров обучения в бакалавриате по направлению 031900 – “Международные отношения”.

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

В результате изучения курса студенты должны знать:

- основные понятия и категории, употребляемые при изучении международных отношений;

- понятие системы международных отношений, ее основные структурные характеристики и закономерности формирования;

- основные этапы развития международных отношений на протяжении последних трех с половиной столетий;

- степень влияния международных отношений на общемировые политические и культурные процессы;

- значение международного фактора в политике ведущих мировых держав.

Студенты должны уметь:

- анализировать события и процессы истории международных отношений

- свободно ориентироваться в фактологии истории международных отношений

- использовать знания по истории международных отношений для решения актуальных задач

Студенты должны владеть:

- навыками аналитической работы (анализа текстов, событий и процессов)

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Семинары в диалоговом режиме – 30 часов

В качестве основной интерактивной формы проведения учебных занятий используются семинары в диалоговом режиме. Они включают в себя анализ текстов, относящихся к истории международных отношений, а также обсуждение и разбор докладов студентов, посвященных наиболее значимым исследовательским работам в данной области.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Период обучения (модуль) Контактная работа обучающегося с преподавателем Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам. раб.) промежуточная аттестация (сам. раб.) итоговая аттестация (сам. раб.)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Семестр 4                      
2-200 10-25 2-200           2-200       1-1        
Итого                      
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
Период обучения (модуль) Формы текущего контроля успеваемости Виды промежуточной аттестации Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Семестр 4   экзамен  

Структура и содержание учебных занятий

Основной курс Основная траектория Очная форма обучения

Период обучения (модуль): Семестр 4

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов
Общая характеристика международных отношений ХХ века лекции
практические занятия
по методическим материалам
Международные отношения во время Первой мировой войны лекции
практические занятия
по методическим материалам
Становление Версальско-вашингтонской системы международных отношений. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Кризис Версальско-вашингтонской системы, международные отношения в 1930-е годы. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Международные отношения в годы Второй мировой войны. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Начало Холодной войны лекции
практические занятия
по методическим материалам
Международные отношения в 1950-е – 1960-е гг лекции
практические занятия
по методическим материалам
Разрядка международной напряженности в 1970-е гг. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Международные отношения в 1980-е годы, завершение Холодной войны лекции
практические занятия
по методическим материалам
Международные отношения после окончания Холодной войны лекции
практические занятия
по методическим материалам

1. Общая характеристика международных отношений ХХ века.

Характерные черты международных отношений ХХ века. Основные факторы и движущие силы. Особенности текущего периода международных отношений.

2. Международные отношения во время Первой мировой войны.

Кризис лета 1914 года, убийство в Сараево. Начало войны. Расширение масштабов войны, вступление в войну новых участников. Сравнительная характеристика Антанты и союза Центральных держав. Отношения внутри противоборствующих блоков. Цели держав в войне. Переговоры о послевоенном разделе мира. Вступление в войну США. Выход из войны России. “14 пунктов” В.Вильсона. Завершение войны, условия перемирия.

3. Становление Версальско-вашингтонской системы международных отношений.

Версальская конференция. Цели и позиции участников конференции. Вопрос о Лиге наций. Колониальный вопрос. Решения конференции. Заключение мирных договоров с бывшими союзниками Германии. Лига наций, ее структура, задачи и основные направления деятельности. Проблема ратификации Версальского договора в США. Проблема репараций. Становление внешней политики Советской России (СССР) и русский вопрос в политике великих держав в 1920-е годы. Генуэзская и Гаагская конференции. Вашингтонская конференция и вашингтонские договоры. Рурский кризис. Локарнская конференция, Рейнский гарантийный пакт. “Восточное Локарно”. Пакт Бриана – Келлога.

4. Кризис Версальско-вашингтонской системы, международные отношения в 1930-гг.

Влияние мирового экономического кризиса на международные отношения. Появление очагов напряженности в мире. “Меморандум Танаки” и японская агрессия в Китае. Внешняя политика нацистской Германии. Политика “умиротворения”. Внешняя политика СССР. Агрессия Италии против Эфиопии. Лига наций в 1930-е годы. Влияние гражданской войны в Испании на политическую обстановку в Европе. Формирование оси Берлин – Рим – Токио. “Аншлюс” Австрии. Изоляционистская политика США. Мюнхенская конференция и оккупация Чехословакии. Изменения в политике Запада в 1939 году. Англо-франко-советские переговоры в Москве в августе 1939 г. Советско-германский пакт о ненападении.

5. Международные отношения в годы Второй мировой войны.

Начало второй мировой войны. “Странная война”. Внешняя политика СССР и советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Германская экспансия в Европе. Падение Франции, вступление в войну Италии. Тройственный пакт. Изменения во внешней политике США. Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Американо-японские отношения и вступление в войну США. Декларация объединенных наций. Отношения внутри антигитлеровской коалиции, проблема второго фронта. Перелом в ходе войны, выход из войны Италии. Московская конференция СССР, Англии и США. Тегеранская и Каирская конференции, их решения. Проблема будущего Европы в отношениях между союзниками. Ялтинская конференция. Окончание войны в Европе, Потсдамская конференция. Создание ООН. Капитуляция Японии.

6. Начало Холодной войны.

Основные тенденции развития мировой системы международных отношений после окончания второй мировой войны. Элементы сотрудничества и конфронтации в отношениях между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в первые послевоенные годы. Мирное урегулирование в Европе. Развитие политической ситуации в Восточной Европе и ее влияние на отношения между СССР и Западом. “Доктрина Трумэна” и “План Маршалла”. Германский вопрос в международных отношениях, берлинский кризис, образование ФРГ и ГДР. Формирование блоковой системы.

7. Международные отношения в 1950-е – 1960-е гг.

Процесс деколонизации после второй мировой войны, начало борьбы сверхдержав за влияние в “третьем мире”. Международное положение на Дальнем Востоке после окончания второй мировой войны. Советско-китайские отношения. Война в Корее. Особенности “холодной войны” в Европе и “третьем мире”. Проблемы мирного урегулирования в Европе. Развитие военно-политических блоков и отношений внутри них и между ними. Общая характеристика международных отношений в Азии и Африке. Движение неприсоединения. Истоки и развитие ближневосточного кризиса. Войны в Индокитае. Кубинский ракетный кризис и его последствия. Проблемы безопасности в отношениях между сверхдержавами. Развитие европейского интеграционного процесса.

8. Разрядка международной напряженности в 1970-е гг.

Проблемы контроля над вооружениями в отношениях между блоками. Договор о нераспространении ядерного оружия. Договор по ограничению стратегических вооружений-1, договор по ПРО. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинский процесс. Завершение войны во Вьетнаме. Международные отношения в Азии, Африке и Латинской Америке, влияние на них глобальной борьбы сверхдержав. Основные центры конфликтов в этих регионах, история их развития. Причины нового обострения международной напряженности и прекращения разрядки в конце 1970-х гг.

9. Международные отношения в 1980-е годы, завершение Холодной войны.

Рост международной напряженности в начале 1980-х годов. Война в Афганистане, ее международное значение. Обострение конфликта на Ближнем Востоке. Ирано-иракская война. Внешняя политика США при Р.Рейгане. Начало “перестройки” в СССР, первые внешнеполитические инициативы М.С.Горбачева. Советско-американские оглашения по контролю над вооружениями. Отношения внутри социалистического лагеря, “бархатные революции” и их воздействие на международную ситуацию в Европе. Распад Варшавского договора.

10. Международные отношения после окончания Холодной войны.

Война в Персидском заливе. Распад СССР, образование СНГ. Становление внешней политики России и других бывших республик СССР. Российско-американские соглашения в рамках процесса контроля над вооружениями. Ближневосточный мирный процесс. Развитие европейской интеграции. Проблема расширения и трансформации НАТО. Распад Югославии, конфликты на территории бывшей Югославии. Развитие международной миротворческой деятельности.

Наши рекомендации