Политико-правовая мысль московского государства
(XV-XVI вв.)
После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению Московского государства. Начало процесса объединения связывают с присоединением Суздальско-Нижегородского княжества в 1392 г. В XVI в. процесс объединения завершается с присоединением Рязанского великого княжества (1517-1521).
Собиранием земель вокруг Москвы занимались: Василий I (1389-1425), Василий II (1425-1462), Иван III (1462-1505), Василий IV( 1505-1533), Иван IV Грозный (1533-1584) и др.
В результате процесса объединения возникло самоназвание русского государства — царство. Иван III использовал это название и стал считать Московское царство «Третьим Римом». Внутренняя политика Московского царства была направлена, прежде всего, на становление государственного аппарата: в 1450 г. — введена должность казенного дъяка; в 1467 г. — должность подъячего; приблизительно в 1492 г. появляется первое ведомство — Казенный двор; 1497 — принят Судебник Ивана III.
Внешняя политика Московского царства вначале носила личный характер, затем — семейно-династический и лишь при Иване IV приобретает профессиональный характер: в 1549 г. организован Посольский приказ.
К концу XV в. определились границы Московского царства с Литвой и Польшей. На юге и востоке четкой границы еще не было.
Возникла потребность в изучении латинского (ранее презираемого в Москве «папежского») языка «для письменных сношений» с Западной Европой. В 1469 г. были установлены первые дипломатические отношения с папским престолом: Иван III и папа Иннокентий VIII обменялись посланиями.
Процесс образования Московского государства получил отражение в русской политико-правовой мысли XVI в.
Основные темы русского политико-правового дискурса XVI века:
1) историческое назначение образовавшегося Москов
ского государства (Филофей);
2) соотношение светской и духовной власти (Иосиф Во-
лоцкий, Нил Сорский);
3) государство как профессиональное управление на ос
нове законов (Иван Пересветов);
4) тираноборчество (Андрей Курбский).
6.1. Политическое учение Филофея
Филофей(XVI в.) — русский православный монах, автор теории «Москва -Третий Рим».
Эпоха. 1439 г. — заключена флорентийская уния между православной и католической церквями на условии признания главенства папского престола (эта уния не была признана Москвой); 1453 г. — захват турками Константинополя (падение Византийской империи).
Биография. О Филофее известно лишь то, что он был выходцем из псковской знати, монахом Псковского монастыря (старец Елеазарова монастыря).
Логическое основание политического учения: религиозный провиденциализм, который основан на Священном Писании. Согласно религиозному провиденциализму все, что случается в мире, происходит по воле Бога и во благо человечества, поэтому история человечества для Филофея — это история возникновения, развития и упадка мировых царств в соответствии с Божьей волей.
Основные работы: послания великому князю Василию III, царю Ивану IV Грозному и др. в этих посланиях Филофей «Божьей милостью сильным пишет правду».
Содержание политического учения. Филофей — автор концепции «Москва — Третий Рим». Он рассматривал ис-
Глава 6. Политико-правовая мысль...
6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого... 97
торию человечества как смену одного мирового царства другим.
Первое мировое царство для Филофея — Древний Рим, погибший по причине ереси.
В IV в. распространилась ересь Аполлинариева, епископа из Сирии. Аполлинарий считал, что совершенный человек и совершенное божество не могут соединяться в одном лице, поэтому Христос, как обыкновенный человек, был греховен.
Второе мировое царство, пришедшее на смену первому, — Византийская империя. Это царство, как считал Филофей, погибло по причине заключения Флорентийской унии. Византию наказал Бог. Третье мировое царство, которое пришло на смену второму, — Московское царство, ставшее в этот момент времени единственным православным государством. Этому государству стоять до скончания мира, так как оно избрано божественным Провидением для защиты православной религии: «Все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».
Сущность государственной власти, по Филофею, заключается в том, что государственная власть установлена Богом: «сердце царево в руке Божьей»; царь — это наместник Бога на земле и его слуга.
Соотношение церкви и государства. Церковь — это одно из государственных ведомств: царь назначает епископов, ведет борьбу с ересями. Объем власти церкви существенно ограничен: духовные владыки имеют лишь право «говорить правду» царям.
Легитимация повиновения подданных государю. Подданные обязаны повиноваться царю как наместнику Бога на земле. Если при этом они будут напрасно наказаны царем, то могут лишь выразить свою печаль «горьким стенанием».
Таким образом, Филофей — представитель религиозной политической мысли. Его концепция государства носит религиозный характер. Одним из первых русских мыслителей Филофей осмысливает Московское царство как новое образование на политической карте того времени. Он доказывал, что волей Бога Московскому государству предопределена историческая роль: оно должно стать центром различных царств православного Востока, а московский царь
призван Богом защищать православные традиции. Концепция Филофея «Москва — Третий Рим» получила широкую известность в XVI в. и перешла в XVII в. Тем не менее позднее появились другие концепции происхождения русского государства. По словам историка А.С. Лаппо-Данилевского, это были уже учения «о более самостоятельном значении православного московского царства, развитого в известных сказаниях о том, что Русь приняла православие от апостола Андрея, а не из Византии, что московские государи сами происходят от царского корня, а именно от Пруса, брата римского кесаря Августа и т.д.; эти политические фикции были также использованы царем Иваном Грозным и перешли в некоторые официальные акты позднейшего времени».
6.2. Политические учения Иосифа Волоцкого и Нила Сорского
Эпоха. В XV веке в Московском государстве треть всех земель принадлежала монастырям. Поэтому проблема секуляризации монастырских земель стала особенно актуальной. В 1503 г. состоялся церковный Собор, на котором был выдвинут проект секуляризации монастырских земель.
Появление в России — ереси жидовствующих (конец XV в.): отрицание Троицы; истинный Христос еще не пришел; Христос, в которого верят христиане, не был сыном Божьим, а был простым человеком, распятым иудеями и истлевшим в гробу; истинная религия — иудейская, данная самим Богом, а не данная простым человеком Христом.
В XV-XVI вв. в ходе обсуждения секуляризации монастырских земель сформировалось два течения политической мысли: «нестяжатели» (Нил Сорский), «стяжатели» (Иосиф Волоцкий).
СорскийНил (1433(5)—1508) — православный монах, идеолог «нестяжательства».
Биография. Родился в боярской семье Майковых, стал монахом, странствовал по Востоку, посещая места, связанные с Иисусом Христом. Основал на Вологодчине Нилову пустынь — сообщество монахов, живущих в отдельных кельях, устроенных в лесных дебрях. Фамилия «Сорский» происходит от названия речки Сорка.
Логическое основание политического учения: христианская религия.
4 М.Н.Марченко
98_________ Глава 6. Политико-правовая мысль...
Основные работы: «Предания ученикам»; устные выступления на церковных Соборах.
Содержание политического учения «нестяжателей». Придерживаясь идеалов раннего христианства, Нил Сорский считал, что праведный человек должен бороться со сребролюбием, которое породило в обществе гибельный порок — «стяжание». Поэтому деятельность церкви должна быть ограничена духовной сферой и ориентирована на оказание помощи человеку в преодолении страстей. Нил Сорский — сторонник секуляризации земель.
Он считал, что к раскаявшимся еретикам необходимо проявлять милосердие.
Волоцкии Иосиф(1440-1515) — православный монах, идеолог «стяжательства».
Биография. Родился в дворянской семье (в миру — Иван Санин), с восьми лет его жизнь была связана с монастырями. И. Волоцкии — основатель Иосифо-Волоколам-ского монастыря, в библиотеке которого были труды древнегреческих и древнеримских историков и философов. До конца жизни боролся с так называемой «ересью жидов-ствующих». В 1507 г. Иосиф Волоцкии передал свой монастырь под покровительство великого князя Василия III.
Логическое основание политического учения: христианская религия; авторитет римского императора Константина, принявшего христианство.
Основная работа: «Просветитель, или обличение ереси жидовствующих» (1510-1511). В этой работе Иосиф Волоцкии использовал огромное количество цитат из Священного Писания, написана в форме посланий. Название появилось после смерти Иосифа Волоцкого.
Содержание политического учения «стяжателей». Концепция «стяжательства» основывалась на том, что Иосиф Волоцкии признавал личное нестяжание монахов, но оправдывал богатство монастырей. Он обосновывал это нуждами церкви (нужны ризы, иконы, святые сосуды и т.п.) и благотворительностью (помощь нищим и т.п.).
Иосиф Волоцкии считал, что власть дана от Бога, но носитель светской власти — царь. Хотя царь — «божий слуга», но имеет природу человека и потому подвержен человеческим порокам. Царская воля может быть ошибочна, и тогда царь будет уже «не божий человек, но диавол».
Как и Фома Аквинский, Иосиф Волоцкии разграничивает сущность государственной власти — нет власти не от
_____ 6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова 99
Бога и ее использование. Однако неправомерное использование власти Иосиф Волоцкии понимает не как насилие над народом, а как произвольное посягательство царя на церковную собственность, считая что: «церкви богатство — божье богатство».
Иосиф Волоцкии рассматривал ересь (инакомыслие) как преступление не только против церкви, но и против государства. Поэтому государство должно бороться с ересью. К еретикам не должно быть никакого снисхождения (подвергать их смертной казни!). Казнить следует и тех, кто знал о еретиках, но на них не донес судьям: «Следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут».
В обоснование необходимости уничтожения еретиков Иосиф Волоцкии приводит исторический аргумент. Он ссылается на первого христианского императора Константина, который установил закон, согласно которому следовало предавать насильственной смерти того, кто не верит в святую и животворящую Троицу, а собственность его отдавать на разграбление.
«Нестяжатели» и «стяжатели» признавали необходимость преследования государством еретиков. После Соборов 1503-1504 гг. был достигнут компромисс между Иваном III и «стяжателями».
6.3. Политико-правовое учение Ивана Пересветова
Пересветов Иван Семенович(XVI в.) — политический мыслитель, автор проектов судебной, военной и финансовых реформ XVI в.
Эпоха. XVI век в истории России — время войн с Крымским и Казанским ханствами, Швецией, Ливонским орденом, Литвой, Польшей. Войны привели к нестабильности. Сентябрь 1549 г. — открытие Земского собора из представителей всех сословий, что ознаменовало начало реформ. Встреча Пересветова с Иваном Грозным и передача царю челобитных с проектами государственных преобразований.