Характеристика ген. А.А. Брусиловым стратегии позиционной войны и состояния российской армии в 1914 -1916 гг. 9 страница

Восстановление и развитие народного хозяйства требовало проведения финансовой реформы. В конце 1947 г. Правительство осуществило денежную реформу, которая стабилизировала финансовую систему. Одновременно была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары.

Государство, органы управления максимально использовали возможности мобилизационной экономики, трудовой подвиг масс для возрождения хозяйственной жизни. Уже в 1947 г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1948 г. превышен на 18%. К концу пятилетки было восстановлено и построено свыше 6 тыс. крупных промышленных предприятий и народно-хозяйственных объектов, валовая продукция промышленности увеличилась против довоенного уровня на 73%. К концу пятилетки в пострадавших от войны районах действовали все ранее разрушенные электростанции, сооружались новые.

Наряду с возрождением металлургической и топливно-энергетической базы быстрыми темпами восстанавливались предприятия машиностроения. Восстановление предприятий ведущих отраслей велось на более высокой технической основе, однако новая экономика создавалась как уже морально устаревшая, без учёта того, что в наиболее развитых странах начался переход к постиндустриальному обществу. Важную роль в возрождении хозяйства играли созданная во время войны промышленная база в восточных районах страны, а также строительство новых заводов базовых отраслей промышленности (Калужского турбинного, Рязанского станкостроительного, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового и многих других).

Послевоенные процессы в мире требовали усиленного внимания государства к развитию военно-промышленного комплекса страны. Этим и объяснялся частичный характер конверсии военного производства. Постановлением ГКО от 20 августа 1945 г. был образован специальный Комитет для решения проблем, связанных с созданием атомного оружия. В 1949 г. после успешного испытания атомной бомбы СССР подтвердил статус сверхдержавы. В 1953 г. Советская армия получила водородную бомбу.

Создание атомного оружия и ракетной техники повлекло за собой развитие новых отраслей экономики, прежде всего космической, радиоэлектронной, химической и др. В этой связи увеличивались капиталовложения в академическую и прикладную науку; в 1945 – 1949 гг. были созданы Казанский филиал, Дагестанская, Карельская и Якутская базы Академии наук СССР, Восточно-Сибирский филиал АН СССР.

Ускорению восстановительных работ не могла содействовать сохранявшаяся в стране жесткая централизация в руководстве экономикой. Её негативное влияние проявилось в том, что проводившаяся конверсия отраслей военной промышленности, достаточно успешно начатая в 1945 – 1946 гг., впоследствии резко замедлилась из-за свертывания хозрасчета на предприятиях оборонных отраслей. Ставка на мобилизационный тип развития ускоряла процессы восстановления народного хозяйства страны, но и порождала причины нарастающего отставания СССР от развитых стран Запада в условиях начинавшейся научно-технической революции. Централизм в управлении обусловливал нарушение природы экономических законов, волюнтаризм в политике, диспропорции в экономике. Остаточный принцип финансирования легкой и пищевой промышленности, социальной сферы не удовлетворял запросы населения.

Условия и уровень жизни населения в СССР после войны изменялись медленно. Пятилетний план 1946-1950 гг. предусматривал незначительные бюджетные ассигнования для решения социальных проблем. Первые симптомы недовольства части народа проявились в ходе выборов в Верховный Совет СССР в 1946 г., в ряде регионов они не дали ожидавшихся результатов. Всё это в сочетании с потребностями в демократизации строя и общественной жизни поставило руководство партии перед дилеммой: либо реформы, либо снова «закручивание гаек».

Медленно, с огромными трудностями шло восстановление сельского хозяйства. Громадным был урон, нанесенный его материально-технической базе: оккупанты разграбили 40% всех колхозов, около 45% совхозов, 43% МТС. Обрабатываемые площади сократились на 30%. Повсеместно господствовал ручной труд. К опустошениям войны прибавилось стихийное бедствие – сильная засуха 1946 г., повторившаяся в 1950 г., которая охватила почти все зерновые районы страны. Нужны были огромные капиталовложения, но возможности для этого оставались ограниченными. Процесс возрождения сельского хозяйства затруднялся также жесткой централизацией планирования, которая сковывала инициативу колхозов, совхозов административным вмешательством местных органов во внутренние дела колхозов, навязыванием им дополнительных планов и заданий по сдаче государству сельхозпродукции. Ко всему этому послевоенные пятилетние планы, в т.ч. и четвертый, были сориентированы на экстенсивные формы ведения сельского хозяйства. Негативное влияние на состояние сельского хозяйства оказывала практика экономического и внеэкономического принуждения, «выжимания» средств из деревни (сохранение завышенного налогообложения, неэквивалентной ценовой политики на изделия промышленности и продукцию сельского хозяйства). Не содействовали подъему села сохранение принципа остаточного финансирования в решении его социальных проблем, недооценка принципа материальной заинтересованности колхозов и колхозников в результатах их труда. Всё это сдерживало восстановление сельского хозяйства, создавало потенциальный источник напряжения в обществе. Довоенный уровень производства зерна и сельскохозяйственной продукции в стране был достигнут только в середине 50-х гг.

3. Политическое и духовное развитие советского общества

Не менее сложные, чем в экономической области, возникали проблемы в социально-политической сфере, в общественной жизни страны. Война оставила глубокий нравственный след в сознании народа, ее уроки ускорили процесс десталинизации общественного сознания. Энтузиазм, охвативший народ после войны, объяснялся не только естественной гордостью за победу, но и верой в то, что пролитая кровь «зачтется», что жизнь действительно будет меняться к лучшему. Одним из важных нравственно-психологических итогов войны стал быстрый рост числа критически мыслящих людей. Объективно это таило в себе угрозу авторитаризму, и силы, бывшие его опорой, вместо расширения свобод и демократизации общественной жизни, взялись за дальнейшее укрепление командно-административной системы. Стабилизация международных позиций СССР позволила авторитарному режиму поправить свои позиции и внутри страны.

Власть прибегала к испытанным методам: жестко ограничивала проявления элементов демократизма, отгораживала страну от мирового сообщества «железным занавесом». Ограничивались и ущемлялись права миллионов участников Отечественной войны, которые побывали в окружении, в плену. За «неблагонадежность» были депортированы в районы Средней Азии и Сибири крымские татары, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, поволжские немцы.

Во второй половине 40-х гг. был сфабрикован ряд дел в отношении высшего командного состава армии и флота. Был снят с должности Главкома сухопутных войск Г.К. Жуков, которого отправили командовать Одесским военным округом. За несогласие со Сталиным в вопросе о разделе Балтийского флота пострадали вице-адмирал флота Н.Г. Кузнецов, адмиралы В.А. Алафузов, Г.А. Степанов. В 1947 г. была арестована группа генералов и офицеров, обвиненных в подготовке «военного заговора». По мнению Г.К. Жукова, это делалось с целью разобщения сильного и дружного коллектива высшего командования Вооруженных Сил.

В 1947 – 1949 гг. возникло так называемое «ленинградское дело», по которому подверглись репрессивным мерам 200 партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных, комсомольских, военных работников, представителей творческой интеллигенции Ленинграда. Первыми жертвами стали секретари горкома ВКП(б) П.С. Попков и Я.Ф. Капустин, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов (бывший первый секретарь Ленинградского обкома), зам. председателя Совета Министров и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский и др. Им были поставлены в вину сепаратизм, противопоставление себя ЦК ВКП(б), попытка создать Компартию РСФСР; позже они были обвинены в измене Родине, подрывной работе в партии и государственных органах.

Одновременно с репрессивными мерами усиливался диктат в сфере идеологии. Жёсткой критике, ставшей образцом политической цензуры, были подвергнуты журналы «Звезда» и «Ленинград», творчество писателей М. Зощенко, А. Платонова, поэтессы А. Ахматовой, которые обвинялись в «идейно-порочных» качествах их произведений, малохудожественности, пессимизме. Известным советским композиторам, создавшим в годы войны шедевры симфонической и инструментальной музыки – С. Прокофьеву, А. Хачатуряну, Д. Шостаковичу – ставилось в вину тяготение к антинародности, западноевропейским корням музыки.

С критики учебника Г. Александрова «История западноевропейской философии» начались так называемые «творческие дискуссии», которые выполняли не научную, а скорее профилактическую функцию. В августе 1948 г. осуждением генетики как науки на сессии ВАСХНИЛ была завершена долголетняя дискуссия биологов. В мае – августе состоялась дискуссия по проблемам языкознания, в 1951 г. – по проблемам политэкономии социализма. В среде интеллигенции ощущалась потребность широкого обсуждения назревших проблем, однако сложно говорить об обогащении науки в проводившихся дискуссиях, поскольку они скорее давали повод для расставания интеллигенции с иллюзией относительно либерализации режима. ЦК КПСС как бы не замечал новые явления в науке, роль развертывавшейся научно-технической революции. Диктовавшиеся временем кардинальные перемены в социально-политическом развитии страны сдерживались, и это не прошло бесследно для советского общества.

В 1949 г. была организована травля «безродных космополитов». К сожалению, до недавнего времени это понятие фигурировало в нашей литературе как одно из проявлений буржуазной идеологии, проповедовавшее отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицавшее государственный и национальный суверенитет. Фактически выступление против космополитизма направлялось против людей, приобщенных не только к национальной культуре, но и к мировой общественной, научной, культурной мысли. Борьба с космополитизмом перекликалась с нарушениями национальной политики; среди подвергавшихся гонениям было немало писателей, ученых, деятелей культуры, врачей еврейской национальности. В 1949 г. была прекращена деятельность еврейского антифашистского комитета, возникшего во время войны, а его члены подверглись репрессиям.

В 1952 г. последовало «дело врачей», видных представителей советской медицины, обвинявшихся в преступной деятельности против руководителей Советского государства. Проблемы медицины, охраны здоровья затрагивали интересы каждого, поэтому «делом врачей» поддерживалась атмосфера недоверия и психоза в стране, идея «праведного гнева» в массовом сознании, «справедливости» репрессивных мер. Такая позиция Центральных органов расходилась с назревшими в общественной жизни назревшими потребностями, обеспечивала сохранение личной власти вождя.

Но превентивные меры, ужесточение властью контроля над инакомыслящими не смогли предотвратить нарастание кризисных явлений в стране, а напротив, осложнили работу по их преодолению, ускорили формирование адекватных времени рожденных войной конструктивных общественных сил, которые вскоре возглавили борьбу за демократизацию страны, обновление методов руководства и форм общественной жизни.

Документ

Из протокола Берлинской конференции трех великих держав

1 августа 1945 г.

<…> II. Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период.

А. Политические принципы

1. В соответствии с Соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской Республики, каждая в своей зоне оккупации. <...>

3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:

I) Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. <...>

II) Убедить немецкий народ, что он понес тотальное военное поражение и что он не может избежать ответственности за то, чтооннавлек на себя, поскольку его собственное безжалостное ведение войны и фактическое сопротивление нацистов разрушили германскую экономику и сделали хаос и страдания неизбежными.

III) Уничтожить национал-социалистическую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.

IV) Подготовиться к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни. <...>

В. Экономические принципы

II. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено. <...>

III. Репарации Германии

I) Репарационные претензии СССР будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей. <...>

V) Город Кенигсберг и прилегающий к нему район

Конференция согласилась... о передаче Советскому Союзу города Кенигсберга и прилегающего к нему района. <...>

VI) Военные преступники

Три Правительства... считают делом огромной важности, чтобы суд над этими главными преступниками начался как можно скорее. Первый список обвиняемых будет опубликован до 1 сентября сего года. <...>

(И. Сталин, Г. Трумэн, К. Эттли)

Наши рекомендации