Экономическое и социальное развитие страны

К концу восстановительного периода в развитии советской экономики были достигнуты впечатляющие результаты. В 1954 г. введена в строй первая в мире АЭС, в 1956 г. построены атомный ледокол «Ленин» и турбо­реактивный лайнер ТУ-104, в 1957 г. был запущен в космос первый искусст­венный спутник.

Окрепнувшая экономика позволила эффективнее решать и социальные вопросы: были приняты закон о пенсиях, постановления об увеличении про­должительности декретных отпусков для женщин, отмене платы за обучение в старших классах школ и вузах, введении обязательного восьмилетнего обу­чения в школах, переводе рабочих на шести- и семичасовой рабочий день и т.д.

С середины 50-х гг. начали осуществляться преобразования в основных отраслях народного хозяйства. Их целью были названы решение проблемы демократизации управления, расширение хозяйственных прав союзных рес­публик путем передачи в их ведение вопросов, которые раньше решались в Центре, приближение управления к «местам», выработка эффективного хозяйственного механизма, сокращение управленческого аппарата. И объективно, и субъективно реформа была направлена на модернизацию громозд­кой командно-административной системы управления экономикой. В 1957 г. были упразднены отраслевые министерства и осуществлен переход на терри­ториальный принцип управления через Совнархозы, что способствовало раз­витию местной инициативы и дало на первом этапе положительные результаты. Однако уже вскоре выявилось влияние негативных тенденций в новой системе управления: разрасталось местничество, терялась перспектива и единая научно-техническая политика. Поиски причин сбоев в развитии про­мышленных предприятий привели к реанимации административных методов.

В действиях политического руководства страны по проведению преоб­разований все больше ощущалась непоследовательность. Были допущены ошибки в определении перспектив развития советского общества. Анализ объективных изменений, которые произошли в мире и внутри страны, привёл политическое руководство к выводу о полной и окончательной победе со­циализма в СССР, сделанному на XXI съезде КПСС (январь - февраль 1959 г.). Под этим понималось завершение строительства в СССР первой фазы коммунистической формации и вступление страны в новый период развития – в период строительства коммунизма. При этом решение новых задач мыслилось главным образом в рамках уже существовавших форм политической и экономической организа­ции общества. В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята третья Программа партии, в которой ставилась задача строительства коммунистического общества. Выдвижение такой задачи явилось результатом поспешных умозрительных выводов, основанных на волюнтаризме. Реалии того времени настоятельно требовали отказа от умозрительных представлений, властно диктовали необходимость научного анализа состояния дел в обществе, выработки реальных, обоснованных планов. Однако вместо коренных преобразований политических и экономических отношений, принципиального пересмотра основ научно-технической политики руководство страны упорно навязывало различные варианты реорганизации партийного и государственного аппарата. Венцом этих реорганизаций стало ничем не мотивированное разделение (1962 г.) партийных и советских органов по производственному принципу – на промышленные и сельскохозяйственные. В то же время ничего не предпринималось для обновления хозяйственного механизма, сохранились не затронутыми командные отношения в экономике, не предпринимались меры для увеличения отдачи капитальных вложений, ускорения технического прогресса.

Сохранялось отставание сельского хозяйства. Многочисленные планы подъема сельхозпроизводства оказались нереальными. В отношении Центра к сельскому хозяйству проявлялись рецидивы старых подходов (продолжалось изъятие средств из этой отрасли на иные нужды, сокращались приусадебные участки и часть домашнего скота, колхозники облагались высокими налогами и др.). Ситуация в сельском хозяйстве не улучшалась и в начале 60-х гг. В 1963 г. производство зерна упало до уровня 1913 г. Страна стала делать массовые закупки зерна за рубежом.

В промышленном производстве и АПК слабо внедрялись достижения научно-технического прогресса. Развитые страны Европы, США на основе НТР осуществляли переход на интенсивный путь развития, а наша страна продолжала ориентироваться на экстенсивный путь и на количественные показатели. В итоге многообещающие реформы, начатые во второй половине 50-х гг., постепенно сошли на нет и уступили место прежним методам руководства и управления. К началу 60-х гг. в результате допущенных просчетов демократическая тенденция в экономической сфере стала ослабевать, и это впоследствии послужило прямой предпосылкой укрепления позиций командно-административной системы.

В середине 60-х гг. назначенный после октябрьского (1964 г.) пленума ЦК председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгин попытался реформировать хозяйственный механизм, добился обсуждения положения в экономике страны и принятия новых решений на мартовском и сентябрьском пленумах ЦК (1965 г.) по сельскому хозяйству и реформе в промышленности. В программе мероприятий по организационно-хозяйственному укреплению колхозов и совхозов, ускорению развития АПК, принятой на мартовском пленуме, устанавливался принципиально новый порядок планирования заготовок сельскохозяйственных продуктов: был принят неизменный план закупок зерна на 6 лет в размере 3,4 млрд. пудов в год; повышались закупочные цены на зерновые культуры и продукты животноводства с учетом особенностей отдельных регионов; устанавливалась надбавка в размере 50% к основной закупочной цене на продукцию, поставленную сверх плана. Конкретные меры намечались по дальнейшему укреплению материально-технической базы сельского хозяйства, увеличению выпуска техники, повышению её качества, осуществлению электрификации, химизации аграрного производства, орошению и мелиорации полей.

Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) пленума ЦК. Они ориентировали Госплан страны, органы управления на сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, самостоятельность хозрасчётного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Предполагалось, в частности: 1) сокращение числа директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объёмов реализации; 2) укрепление хозрасчёта предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли; 3) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчёта; 4) восстановление отраслевого принципа управления промышленностью. Исходной идеей реформы была потребность в децентрализации: оставлялось пять директивно планируемых показателей - объём реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Но реформа не затрагивала основы командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение административных методов и сочетание их с некоторыми экономическими рычагами. Первые годы реформы дали положительные результаты - среднегодовые темпы прироста национального дохода в 1966 - 1970 гг. составили 3,9 %. Вместе с тем выявились и негативные стороны реформы, как результат её половинчатости, в ней не обеспечивалось сочетание интересов общества и предприятия. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам; это стало приводить к сбоям в работе хозяйственного механизма, могло привести к экономическому кризису. Чтобы избежать его, было принято решение вернуться к проверенной жёсткой административной структуре при детальном планировании номенклатурной продукции и других показателей с ограничением прав предприятий. В начале 70-х гг. от реформы практически отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

Несмотря на половинчатость и непоследовательность, реформа 1965 г. несколько задержала темпы падения производства, но не надолго. Если в 1967 - 1970 гг. прирост национального дохода составлял в среднем за год 7,8 %, то в 1971-1975 - 6,3%, 1975-1980 - 4,2%, 1981— 1985 - 3,5 %. (Народное хозяйство СССР за 70 лет. - М., 1987. С. 51). Следует подчеркнуть, что в те годы существовало понимание необходимости эффективнее использовать экономические законы, усилить внимание к вопросам интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса. И в отдельные периоды достигались впечатляющие результаты: в восьмой пятилетке (1966 - 1970) прирост объёмов производства промышленной продукции составил 50 %, в электроэнергетике - 54 %, машиностроении – 74 %, нефтехимической отрасли - 78 %, в приборостроении - в 2,3 раза.

Для периода 60-х гг. были характерны не только декларации об успехах хозяйственного строительства. В правительственных документах определялись главная цель экономической политики - «Все во имя человека и его блага!», а также пути ее достижения. И в реализации этой цели достигались определенные результаты: реальные доходы населения увеличились за годы восьмой пятилетки на 33%, минимальная заработная плата рабочих и служащих поднялась до 60 - 70 рублей (против 40-45), оплата труда колхозников - на 40 %. Главным достижением социальной политики в те годы было государственное жилищное строительство; широкое применение блочного, а затем панельного строительства помогло миллионам людей переселиться из подвалов и коммуналок в отдельные квартиры.

Определяющую роль в происходивших переменах играли подъем промышленного производства, достижение в его развитии нового технического уровня. За два послевоенных десятилетия в стране была завершена вторая советская модернизация производства. В результате 60-е гг. ознаменовались переходом от простого количественного наращивания промышленного потенциала к новому качеству роста, получившему у нас и за рубежом название научно-технической революции. Начало последней было связано с открытиями в естественных науках, внедрением этих открытий в производство и переходом к новейшим технологиям.

НТР внесла много нового в развитие страны. Использование её достижений в производстве позволило обеспечить высокие темпы экономического роста (среднегодовые - 8,5%), увеличить за годы восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.) производство промышленной продукции в 1,5 раза. Но в начале 60-х годов в стране усилилась тенденция к снижению темпов экономического роста. Советское руководство того времени оценивало результаты экономического развития недостаточно объективно, брал вверх субъективизм, не были предприняты энергичные меры для обновления устаревших экономических отношений.

Основной причиной замедления темпов экономического роста в 60-е гг. и после оставались господство в стране планово-командной экономики, сложившаяся ранее модель экономического развития. Были и объективные причины, влиявшие на ограничение внедрения достижений НТР в народное хозяйство. В условиях противостояния Запада и Востока Советское государство должно было не ослаблять заботы об укреплении обороноспособности страны. Нельзя было не считаться с проявлениями агрессивности в политике США, НАТО, с тем, что США до начала 60-х гг. не признавали принцип мирного сосуществования стран с различными социальными системами, не поддерживали шаги по разрядке международной напряженности (пока не был достигнут в СССР военный паритет).

Реализация достижений НТР в народном хозяйстве, даже при сохранявшихся тогда ограничениях, позволила в годы реформ заметно повысить темпы развития базовых отраслей промышленности, расширить масштабы производства, обеспечить большую стабильность в развитии аграрного сектора экономики, увеличить производство зерна, продукции сельского хозяйства. Созданием мощного промышленного потенциала были подготовлены условия для развития и других сфер общественной жизни, прежде всего науки и системы образования, роль которых в условиях НТР, а также требования к ним значительно повышались.

В 1961 - 1962 уч. году в стране был осуществлён переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией пед. наук. В них учитывались последние достижения науки и техники, обеспечивались преемственность в изучении материала с первого по десятый класс школы, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, систематическое преподавание основ наук с четвертого класса. Для углубленного освоения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные предметы по выбору учащихся, начиная с седьмого класса. Силами ведущих ученых страны и опытных учителей были созданы новые учебники, пособия и методические руководства для педагогов. В середине 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, к середине 70-х гг. была решена задача осуществления всеобщего среднего образования. Возможность получить образование в объеме средней школы предоставлялась также в средних специальных учебных заведениях и технических училищах. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодежи с последующим поступлением в вузы создавали организованные в 1969 г. подготовительные отделения. В 70-е гг. было достигнуто заметное повышение образовательного уровня населения: удельный вес граждан, имеющих высшее образование, увеличился к 1987 г. в сравнении с 1959 г. в 3,9 раза, полное среднее образование - в 3,6 раза, одновременно сократилось количество людей с неполным средним образованием.

На новые рубежи вышла советская наука, особенно в изучении космического пространства, планет Солнечной системы. В 1965 г. автоматическая станция сфотографировала обратную сторону Луны, робот «Луноход-1» провел уникальное исследование поверхности планеты. Наряду с созданием нового направления в физике космоса (С.Н. Вернов, А.Е. Чудаков, Н.Н. Пушков) были осуществлены открытия мирового уровня в области изучения термоядерного синтеза (создание установки «Токамак» в Институте атомной энергии), в разработке лазерной техники (Н.Г. Басов и A.M. Прохоров, ставшие лауреатами Нобелевской премии), в электронике (А.Ф. Прихотько, А.С. Давыдов, Е.Ф. Гросс), теории сверхпроводящих сплавов (А.А. Абрикосов, В.Л. Гинзбург, Л.П. Горьков).

При всем этом с позиций современности в реформаторском курсе конца 60-х гг. отчетливо видны просчеты, снизившие результаты положительных сдвигов в экономической и социальной сферах общества. Причины этого, по-видимому, следует искать в противоречиях самой концепции реформы, в том, что она неравномерно проводилась по отраслям; многое в ней носило экспериментальный характер; расширение прав предприятий осуществлялось при одновременном учреждении министерств в качестве органов управления производством, усиления административно-бюрократического диктата; игнорировались проблемы ценообразования и материальной заинтересованности конкретного работника; капиталовложения концентрировались в основном в сфере тяжелой и военной промышленности.

В конце 60-х гг. заметно активизировались сторонники административно-бюрократических методов управления. Постановка вопроса о рыночных отношениях в экономике не находила поддержки руководства. В результате в 70-е гг. в стране обострился бюджетный дефицит, возросла денежная эмиссия. В то же время органами управления не сдерживалась милитаризация отраслей промышленности (на оборону работало более 70% предприятий машиностроения). СССР значительно уступал капиталистическим странам по уровню информатизации и компьютеризации производства, темпам экономического роста. Развитие советского общества шло противоречиво, реформирование экономики велось непоследовательно и не всегда эффективно. Противоречивость и непоследовательность демократических преобразований в различных сферах общественной жизни, сохранявшаяся в те годы командно-административная система явились основной причиной стагнации экономики, а в дальнейшем - развития кризисных явлений.

Наши рекомендации