ЗАКОН есть свод правил и норм, властно закреплённый и предписанный в определённом социуме и насаждаемый силовыми методами.

Соблюдение разных норм морали, возведённых в закон, контролируются разными государствами с помощью административного и уголовного права. На защите принятых законодательных актов стоят правосудие и силовые структуры этих государств.

ВСЕ ЭТИ ИНСТИТУТЫ, ЗАЧАСТУЮ, ВЫПОЛНЯЛИ ВЫРВАННЫЕ ИЗ КОНТЕКСТА СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ НОРМЫ И ПРАВИЛА, НИЧЕГО ОБЩЕГО С ГАРМОНИЧНЫМ ДУХОВНЫМ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НЕ ИМЕЮЩИЕ.

Противоречивость действий священнослужителей со священными писаниями привели к тому, что люди испытали разочарование и отвернулись от религии. Они обратились к этическим ценностям и принципам, по которым должны жить люди. Ведь живём мы все уже сейчас.

Естественное стремление человека к счастью, знанию о смысле жизни и устройстве мира привело к появлению нового направления в философии — светского или секулярного гуманизма, провозглашающего высшей ценностью право человека на счастье, развитие и проявление своих положительных качеств и способностей.

В данном случае гуманистическое мировоззрение противопоставляется мировоззрению религиозному, сознательно не принимая на веру, наличие высших и оккультных сил. Нельзя его полностью отождествлять с атеизмом, так как оно полностью не отрицает наличия Бога вообще, а предполагает иной методологический подход, к различным истинам, в виде ожидаемых доказательных действий.

В отличии от любого религиозного воззрения, направляющего людей по пути изначальной веры особую в Божественную природу, управляющую Миром, светский гуманизм предлагает постижение основ Мироздания на доказательных действиях, несущих нужные знания. То есть основной методологический подход в религиях – передаваемая религиозными адептами Вера, а в светском гуманизме – полученное опытным путём Знание.

Светский гуманизм провозглашает способность человека самому вести этический образ жизни без обращения к Богу.

Но не следует так же думать, что это направление ставит человека над Природой, обожествляя его таким образом. Светский гуманизм подчёркивает ответственность человека за последствия своих решений и действий.

Своё начало светский гуманизм берёт из конфуцианского Китая. Его истоки можно обнаружить в древних индийских трактатах, в ранней греческой философии. Возникновение в 16–17 веках классической науки придало светскому гуманизму точную форму, давая объяснения происхождения мира и человека, законов мироздания с точки зрения науки.

Окончательно светский гуманизм сформировался в середине 20 века с выходом манифестов гуманизма: "Гуманистического манифеста I" (1933), "Гуманистического манифеста II" (1973), "Декларации светского гуманизма" (1980), "Декларации взаимной зависимости" (1988), "Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму" (2000), "Гуманистического манифеста III" (2003).

Принципы светского гуманизма зафиксированы в "Декларации светского гуманизма":

  1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.

2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения церкви от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.

  1. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  2. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  3. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  4. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  5. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  6. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  7. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как "очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно".
  8. Образование. "Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ". Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.

С позиций светского гуманизма человеческий вид, наделенный развитым рассудком, по своему иерархическому положению в живом мире, уже самой Природой, делегирован и обязан быть рачительным хозяином планеты. Каждый человек должен стремиться прийти к осознанию того, что он уже и есть хозяин себе и окружающему его пространству.

Наши рекомендации