Соотношение системы права и системы законодательства.
1. Система права – внутреннее содержание (его строение по отраслям и институтам). Система законодательства внешняя форма (внешнее выражение институтов и отраслей в нормативных актах).
2.Система права состоит из отраслей, подотраслей, институтов. Система законодательства –из нормативно – правовых актов.
3. Первичным элементом системы права является норма права. Первичным элементом системы законодательства - нормативный правовой акт.
4. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности.
5. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т.е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации
6. Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законах, в иных нормтивных актах, система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображено в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно – правовых актах, имеющих рекомендательный характер, судебных прецедентах и даже в правосознании.
Тенденции развития системы права и системы законодательства:
1. Постепенное изменение соотношения «человек и право».
С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитив-ным методам, преобладание обще дозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права.
С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и
Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развитая
субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное развитие
получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры,
субсидиарное применение, аналогия закона и права.
3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях
общепризнанных принципов и норм международного права и международных
договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об
интеграционной тенденции законодательства стран — участниц СНГ в
экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.
В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие:
1) Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение
его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к
определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре
и другим Данный процесс включает в себя
образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также
вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).
2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование
комплексных структурных объединений юридических норм. Это обусловлено
комплексным характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и
объектов правовых отношений.
Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом:
1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмен} устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса.
2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и
банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном
самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более
эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.
3. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением
полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и другими субъектами
Федерации. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей,
краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций
и иные нормативные акты).