Психологическая теория права.
Автор: Лев Петрашевский начало 20века
Существует 2 вида права.
Позитивное создаваемое гос-во и интуитивное, коренящее в психике людей. Право – это то, что люди переживают как право.
Позитивное право, выраженное в законодательстве мало доступно людям. То, что они думают о праве это фантазмы. То что подвигает людей на действие – это импульсивные эмоции. Они бывают 2 видов императивных и императивно- атрибутивные.
Императивные – это нравственные эмоции, односторонние переживания лицом обязанностей совершить какое либо действие. Оно не сопровождается переживанием другого лица. Право потребовать исполнение этого действия (прохожий – нищий)
Императивно- атрибутивные – правовые эмоции, двусторонние переживания здесь одно лицо переживает обязанность совершить какое-либо действие, а другое лицо переживает право потребовать исполнения этого действия (налоговый инспектор и налогоплательщики)
Из императивно – атрибутивных эмоций складываются интуитивное или психическое право. Сколько людей – столько прав.
Историческая школа права.
Сложилась в начале 19 века в феодально - раздробленной Германии, после поражения в Великой Французской революции. Эта теория явилась реакцией на поражение идеи естественных прав человека.
Согласно этой теории единого для всех народов права на существует. Есть право отдельно взятой страны. Оно определяется народным духом его общих убеждений, передается с молоком матери, из поколения в поколение. Складывается подобно правилам игры.
Позитивное право существует но народ его не знает. Утверждение, что гос-во создает право – это «юридические суеверия».
Основной источник права – обычай – это фактически сложившейся распорядок жизни. Любой существующий правовой институт правомерен в силу своего наличия, пример: рабство.
Нормативистская теория права.
Конец 19 – начало 20
Начало этой теории заложил Эммануил Кант. Он предложил так называемый категорический императив. Под которой понимал «чистую волю», независимую от каких либо внешних явлений.
На его основании Ганс Кельзен разработал чистое учение о праве.
Право – мир должного, который противостоит миру сущему, т.е. реалии социальной жизни.
Право – пирамида норм, где каждая нижестоящая черпает свою юридическую силу из вышестоящей.
Наверху пирамиды суверенная главная норма. В основании- акты применения права.
Наличие права ставит людей в формально равное положение перед законом, создается правопорядок, необходимое для нормального существования гос-ва.
Кельзен утверждает, что право создается гос-ом и его сила проистекает из гос-го авторитета. Гос-во, Кельзен выводит из права. Понимая под ним организацию воплощения правопорядка.
Каучуковое определение права – право есть совокупность норм абстрактного долженствования.
Социологическая теория права.
Сложившееся в начале 20 века авторы Дьюди, Паунд, Френк. Авторы опирались на идеи Эрлиха и Мурамцева, которые утверждали, что существует живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. В наст.время сложилось течение называемое «Философия прогматизма» в США.
Право - судебные решения, приговоры, административные акты, обычаи, правосознание судей, правоотношения.
Право признается только в действии, в процессе его реальной реализации.
Дьюди говорил, «право есть деятельность по средством которой можно осуществлять вмешательство в др. деятельность.
Нормы права – это «клочок бумаги» глас вопиющего в пустыне, она наполняется содержанием по средствам издания соответствующего правоприменительного акта, право творят судьи - это права и обязанности сторон.
Право – это то, что судья психологически переживает как право.