Тема 6. Россия и мир в ХХ веке.

Б) СССР (Россия) и мир во второй половине XX в.

1. Международные отношения в послевоенном мире. Превращение США в сверхдержаву

Наиболее благоприятными итоги глобального военного противоборства были для США. В 1939-1945 гг. ни одна вражеская бомба не упала на их территорию. От ужасов войны американцы, как и в период Первой мировой войны, были надежно защищены Тихим и Атлантическим океанами. Если война задержала экономиче­ское развитие СССР более чем на 10 лет, то США за годы войны увеличили свой экономический и военный потенциал в 2,7 раза, окончательно утвердившись не только в качестве финансово-экономического, но и политического центра запад­ного мира, капиталистической системы.

Удельный вес США в мировом промышленном производстве составил к концу войны 60%. Общее число самолетов превысило 150 тыс. Под звездно-полосатым флагом ходило 30 ударных и 84 эскортных авианосца. США после Второй ми­ровой войны сосредоточили в своих руках 2/3 мирового запаса золота в капи­талистическом мире, контролировали 1/2 запасов важнейших видов промыш­ленного и военно-стратегического сырья. Правящие круги ставили перед собой задачу добиться того, чтобы послевоенное развитие, по крайней мере на 85%, как выражался сменивший Ф. Д. Рузвельта Г. Трумэн, шло в соответствии с амери­канскими представлениями о хорошем и должном. Европу, Ближний и Средний Восток США объявили своей сферой влияния. За Восточную Азию предстояло побороться. Центральная и Южная Америка постепенно превращались в «аме­риканский огород».

В 1945-1949 гг. США единственные в мире обладали атомным оружием.

6 августа 1945 г. бомбардировщик «Энола Гэй» сбросил бомбу «Малыш» на японский город Хиросиму. Атомный «гриб» поднялся на высоту 9000 м. Сильный жар (не менее 3000 °С) и ударная волна за несколько секунд уничтожили около 200 тыс. человек и около 60 тыс. строений.

США, обладая монополией на атомную бомбу, во внешнеполитических во­просах стали прибегать к ядерному шантажу. Советское же руководство в своей послевоенной политике рассчитывало на военную мощь Советской армии, войска которой находились в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе, в Китае и Корее.

Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции

Итоги Второй мировой войны на десятилетия предопределили ход мирового развития. В мире произошли огромные изменения. Разгром германского фашизма и японского милитаризма означал победу гуманизма, общечеловеческих ценностей, укрепление позиций демократических, миролюбивых сил в разных районах зем­ного шара. В ходе Нюрнбергского судебного процесса (1945-1946) над главными нацистскими военными преступниками были разоблачены сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, впервые в исто­рии агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. Результатом Токийского судебного процесса над главными японскими военными преступниками (1946-1948) стало разоблачение экспансионистских замыслов и агрессивных устремлений японских милитаристов. Военные преступники по­несли заслуженное наказание, что стало важным прецедентом в развитии между­народного права.

Страны-победительницы Англия, Франция и перебежавшая на сторону со­юзников Италия понесли тяжелые людские и материальные потери, столкнулись в послевоенный период с серьезным социально-политическим и экономическим кризисом. Колониальные и зависимые территории, внесшие свой вклад в победу над общим врагом, считали, что заслужили освобождение. Во второй половине 40-х гг. стали независимыми Индия, Пакистан, Бирма.

Поверженные Германия и Япония были оккупированы, потеряли значительную часть населения и материального богатства. Берлин, Дрезден, Хиросима, Нагаса­ки и другие города представляли собой руины. В 1946 г. объем промышленной продукции Италии составлял от уровня 1937 г. всего 40%, в Западной Германии и Австрии — 34%. Ощущалась острейшая нехватка продовольствия, сырья, топли­ва, было изношено оборудование. Огромных масштабов достигла безработица. Серьезную проблему представлял перевод военной промышленности на граждан­ские рельсы.

Изменения в послевоенном мире носили противоречивый характер. Анти­гитлеровская коалиция быстро распалась, и на смену общему антифашистскому фронту пришла холодная война. Антиколониальное, национально-освободительное движение столкнулось с мощным противоборством сил неоколониализма. Объек­тивно назревший процесс демократизации испытывал мощное давление советского тоталитаризма и американского гегемонизма.

Начало холодной войны

Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая дубина для русских парней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней решительно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на компромиссы... Я устал нянчиться с Советами», — говорил американский лидер.

9 мая 1945 г. советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон посольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют... Они думают, что война закончилась. Она еще только начинается».

Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую мировую державу и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 г. в меморандуме разведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть подвергнуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 г. американские генералы настаивали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до половины населения СССР и его капитуляции планиро­валось расчленить страну на зоны оккупации. Затем предполагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское руководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Великобритании (СИС), с 1949 г. был назначен на должность офицера связи с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Федеральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обшир­ные усилия западных разведок в период с 1944 по 1951 г. были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали», — признался позже один из американских разведчиков.

Подобная информация была явно не способна укрепить дружеские чувства советского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие выс­шие руководители страны понимали опасность ситуации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитическое положение СССР, восстановить разрушенное народное хозяйство и ликвидировать монополию США на обладание атомным оружием.

В марте 1946 г. в университете американского города Фултона в присутствии президента Г Трумэна с яркой речью выступил бывший премьер-министр Велико­британии Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «совет­ской угрозой». Выступление Черчилля длительное время считали фактическим началом холодной войны. На самом деле он лишь идеологически обосновывал и представлял общественности уже фактически проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф. Д. Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г. Трумэн занял жесткую позицию в отношении СССР. По одному из спорных во­просов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сентябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, который предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР.

Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы

Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию: создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содруже­ству; поддержка угодных США правительств; защита экономических интересов американских монополий.

Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри капиталистического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успеш­но использовались советской дипломатией. Во второй половине 40-х гг. США оказали колоссальную помощь многим странам в рамках плана Маршалла. Его осуществление способствовало быстрому восстановлению экономики Западной Европы с одновременным усилением политического и экономического влияния США. Общий объем помощи составил 13,1 млрд долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмездно в виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрений. В этих условиях США получали безогово­рочную поддержку своих начинаний. Образовался военно-политический союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Турция, ФРГ, Испания. В других регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

США были инициатором или активным участником множества военных кон­фликтов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 г. была образована Федера­тивная Республика Германия. В октябре 1949 г. на территории, занятой советскими

войсками, было провозглашено образование Германской Демократической Респу­блики.

За контроль над Берлином шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 г. Западный Берлин был об­несен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздействие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Европы возник постоянный очаг напряженности, породивший немало опасных конфликтных ситуаций. Берлинская стена просуще­ствовала до 1989 г. На территории ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

В последние годы правления Сталина (умер 5 марта 1953) социализм вышел за рамки одной страны, началось формирование мировой социалистической системы. В 1944-1945 гт. в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Югославии к власти пришли антифашистские правительства, представлявшие интересы абсолютного большинства населения. В эти несколько лет советская сторона исходила из концепции «мирного перехода к социализму», использовала тактику широкого демократического блока. Лидеры стран Восточной Европы говорили о «национальном пути к социализму», о борьбе за новую социальную и экономическую структуру, но без диктатуры пролетариата, без применения не­которых положений марксизма-ленинизма. В организации общественно-полити­ческой жизни приоритет отдавался парламентской демократии. В экономической сфере признавались сосуществование и соревнование кооперативного, частного и государственного секторов.

Ведущую роль в большинстве стран Восточной Европы играли местные комму­нисты, действовавшие под сильным влиянием Москвы. В обстановке начавшейся холодной войны Сталин и его сторонники перешли к жестким силовым мето­дам влияния на внутриполитические процессы в восточноевропейских странах. В 1948-1949 гг. коммунисты оттесняют от руководства представителей других политических сил, начинается проведение социалистических преобразований по примеру СССР. Попытка руководства Югославии во главе с сильным, волевым ли­дером Иосипом Броз Тито действовать самостоятельно вызвала гневную реакцию Сталина и привела к разрыву советско-югославских отношений. Победе сталиниз­ма в Восточной Европе способствовали обнищание, люмпенизация всех социаль­ных групп, обещания коммунистов, мифологизация советской действительности и надежды на помощь СССР. В патронируемых государствах прошли политические судебные процессы. Началось давление на церковь. С 1949 г. институт советников, действовавших в отдельных странах, стал превращаться во всеобъемлющую систе­му контроля. Проводником советской линии, носителем власти являлась местная партийно-государственная номенклатура.

В 1949 г. Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Впоследствии полно­правными членами СЭВ стали ГДР, МНР (Монгольская Народная Республика), Куба, СРВ (Социалистическая Республика Вьетнам). СЭВ рассматривался как

международная экономическая организация социалистических стран, основанная на новом типе экономических отношений, принципах братского сотрудничества и социалистического интернационализма, полного равноправия и товарищеской взаимопомощи. Целью создания СЭВ считалось стимулирование процесса со­трудничества и экономической интеграции социалистических стран. В рамках СЭВ осуществлялась организация, специализация и координация экономической деятельности стран-участников.

В СЭВ могла вступить любая страна, согласная с его Уставом. Кроме 10 вы­шеперечисленных членов в работе ряда органов СЭВ участвовали представители Социалистической Федеративной Республики Югославии, Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Ангола, Корейской На­родно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. СЭВ имела соглашения о сотрудничестве с Финляндией, Ираком и Мексикой, а также статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В СЭВ каждая страна имела право на равное представительство независимо от величины, уровня развития и взноса в бюджет СЭВ. В любом органе каждая страна имела только один голос. Совет не принимал решения без согласия всех заинтересованных стран. Высшим органом СЭВ являлась Сессия Совета, которая проводилась один раз в год поочередно в странах-членах. Главным исполнительным органом был Исполнительный комитет. Разработку мероприятий и подготовку предложений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве по раз­личным отраслям или определенным проблемам осуществляли Комитеты СЭВ (по сотрудничеству в области плановой деятельности; по научно-техническому со­трудничеству; по сотрудничеству в области материально-технического снабжения) и 22 постоянные комиссии. Экономическим и исполнительно-административным органом Совета был Секретариат СЭВ, находившийся в Москве.

В начале своей деятельности СЭВ сосредотачивал свои усилия на развитии торговли между социалистическими странами. Затем главным направлением все больше становилась координация народно-хозяйственных планов. Затем был опре­делен курс на всестороннее развитие экономической интеграции, в основе которой лежали потребности дальнейшей интернационализации материальной и духовной жизни стран членов СЭВ.

Внешняя торговля в рамках СЭВ была призвана удовлетворить потребности каждой страны за счет товаров, производимых в других странах на основе между­народного разделения труда. Преследовалась и важная идеологическая задача — «обойтись без Запада». Во всех социалистических странах была введена государ­ственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Она соответствовала системе общественного производства, при которой частная собственность в ее различных видах почти полностью уничтожалась и средства производства сосре­дотачивались в руках государства. В СССР и других странах социализма считали, что государственная монополия не только решала задачу защиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и обеспечивала максимально возможное использование потенциала внешней торговли для повышения эффек­тивности производства и ускорения темпов экономического развития.

Внешняя торговля велась но долгосрочным соглашениям, носила эквивалент­ный характер, осуществлялась на основе государственной монополии внешней

торговли и в соответствии с перспективными планами развития народного хо­зяйства. Считалось, что на мировом социалистическом рынке товары реализовывались по ценам, которые базировались на ценах всемирного рынка, но были очищены от спекулятивных наслоений и учитывали издержки производства и особенности реализации ряда товаров в мировой системе социализма. За 1950-1978 гг. взаимный товарооборот стран — членов СЭВ увеличился более чем в 22 раза и составил 103 млрд руб. Около 28% товарооборота стран — членов СЭВ приходилось на торговлю с промышленно развитыми капиталистическими странами и более 12% — на торговлю с развивающимися странами. Более вы­сокими темпами развивалась торговля машинами и оборудованием. На СССР приходилось 40% общего объема внешнеторгового оборота СЭВ. На втором месте была Польша — свыше 12%. На третьем — ГДР с 12%. СССР был крупнейшим поставщиком машин, оборудования, топлива и сырья. В то же время из общего объема экспорта европейскими странами — членами СЭВ машиностроительной продукции в среднем более 40% направлялось в СССР. Советский Союз покупал около 80% судов и судового оборудования, 60% железнодорожного подвижного состава, около 2/3 оборудования для химической и пищевой промышленности, более 50% подъемно-транспортного оборудования, которое экспортировалось этими странами. Заказы СССР обеспечивали промышленности стран — членов СЭВ стабильный и емкий рынок.

Экономическая социалистическая интеграция определялась как объединение и планомерная координация усилий стран содружества в целях решения важней­ших социально-экономических задач по дальнейшему подъему производительных сил, достижения наивысшего научно-технического уровня, повышения народного благосостояния, укрепления обороноспособности как каждой страны, так и всего социалистического содружества. Это сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран — членов СЭВ процесс международного разделения труда, сближения их экономик и фор­мирования современной, высокоэффективной структуры национальных хозяйств, постепенного выравнивания уровней экономического развития социалистических стран, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях экономи­ки, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран, совершенствования товарно-денежных отношений. Она демонстрирует самый высокий тип интернационализации хозяйственной жизни.

Создание социалистического лагеря и ОВД

В 1955 г. появилась Организация Варшавского договора (ОВД) — военно-поли­тический блок европейских социалистических стран. Договор о дружбе, сотруд­ничестве и взаимной помощи, подписанный в столице Польши Варшаве, оформил создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза. Заключение договора стало ответной мерой на присо­единение ФРГ к НАТО. Договор подписали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

Государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы применения силы, а в случае во­

оружейного нападения на кого-либо из них обязывались оказать подвергшимся на­падению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил.

Руководящими органами ОВД были Политический консультативный совет (ПКК) и Объединенное командование вооруженными силами (ОКВС). Главно­командующими ОКВС являлись крупные советские военачальники. В рамках ОВД проводились масштабные маневры. Координировалась разведывательная деятельность.

Победа революции в Китае и создание КНР

К концу Второй мировой войны в Китае шла ожесточенная гражданская война. Советская армия занимала Маньчжурию, где действовали разрозненные партизан­ские отряды. Сюда с сентября 1945 г. стали перебрасы­ваться вооруженные силы Коммунистической партии Китая. К весне 1946 г. советская сторона помогла ки­тайским коммунистам организовать, обучить и во­оружить новые китайские войска. В Китае появились и 100 тыс. американских военнослужащих, которые старались делать вид, что они не вмешиваются в от­ношения между КПК и Гоминьданом.

К осени 1948 г. войска под руководством Мао Цзэ-дуна достигли численности в 600 тыс. человек. В но­ябре 1948 г. 52 дивизии Чан Кайши были разбиты, а 26 дивизий перешли на сторону КПК. Через год На­родно-освободительная армия Китая (НОАК) достиг­ла 4 млн человек. В апреле 1949 г. гоминьдановское правительство бежало из своей столицы Нанкина, а затем из Кантона, перебравшись на остров Тайвань. К концу 1949 г. НОАК победила в гражданской войне. 1 октября 1949 г. образовалась Китайская Народная Республика. На следующий день Советский Союз первым признал КНР. В 1950 г. Мао Цзэдун, один из наиболее крупных полити­ков XX в., в течение месяца находился в СССР, был подписан Договор о дружбе и взаимопомощи между СССР и КНР.

Корейская война 1950-1953 гг.

В 1950-1953 гг. произошла война в Корее. Главным инициатором войны счита­ют Ким Ир Сена, руководителя Корейской Народно-Демократической Республи­ки (КНДР). Он рассчитывал добиться объединения с Южной Кореей под своим руководством и обещал Сталину всенародное восстание под социалистическими знаменами на всей территории Южной Кореи. Войска Северной Кореи вторглись на территорию Южной Кореи и даже заняли Сеул. ООН осудила действия КНДР, КНР и СССР. Войска, действовавшие по решению и под флагом ООН, но состояв­шие в основном из американцев, отбросили северян за 38 параллель, разделявшую два государства. Военное противоборство шло с переменным успехом. На стороне Северной Кореи воевали советские специалисты и большое число китайских «до­бровольцев». Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. военнослужащих из 15 стран, входивших в армию ООН. Потери КНДР и КНР оцениваются от 2 до 4 млн человек. СССР, по советским данным, потерял 299 человек, в том числе 120 летчиков, 335 самолетов и т. д.

Война закончилась прекращением огня, переговорами, принятием Женевской декларации 1954 г., которая фиксировала раскол Кореи на две части. Корейский конфликт, начавшись по форме как гражданская война, приобрел глобальный ха­рактер. Холодная война перешла в милитаризованную фазу развития. «Ограничен­ные», «локальные войны», в которых за спинами борющихся сторон стояли СССР и США, стали основной формой пробы сил главных участников холодной войны. Каждая сторона считала себя победительницей в Корейской войне. Размежевание Кореи на два государства — Корейскую Народно-Демократическую Республику и Южную Корею — сохраняется до сегодняшнего дня.

Благодаря советской помощи закончилась победой борьба народов Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) против французских колонизаторов (1945-1954).

2. СССР в послевоенные десятилетия. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США

Последствия более чем четырехлетней войны были тяжелыми. В СССР, по под­счетам специальной комиссии, было разрушено 1710 городов, свыше 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 84 тыс. школ, техникумов, вузов, НИИ, 98 тыс. колхозов и т. д. По итогам Первой мировой и Гражданской войн материальный ущерб оценивался в 1/4 национального богатства. За Великую Отечественную войну была потеряна 1/3 национального богатства. Еще в условиях продолжавшейся войны на освобождаемых территориях началось восстановление народного хозяйства, налаживание мирной жизни.

Восстановление народного хозяйства осложнялось большими потерями насе­ления, особенно мужского, огромными масштабами разрушений, необходимостью направлять огромные средства на создание атомного оружия и поддержание обо­роноспособности. В 1946-1950 гг. осуществлялся четвертый пятилетний план, быстро восстанавливались разрушенные города, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Из армии были демобилизованы 8,5 млн человек. В результате репатриации в СССР из концентрационных лагерей и с принудительных работ воз­вратилось свыше 5,2 млн человек. Многие из них ограничивались в правах и ока­зывались в специальных поселках, работали в самых тяжелых условиях. В ходе восстановительных работ использовался труд военнопленных, а также трофейное оборудование, полученное в порядке репараций.

После Великой Отечественной войны восстановление экономики происходило в несколько иных условиях, чем после окончания Гражданской войны. Районам в Европейской части СССР, пострадавшим во время войны, оказывали помощь Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, нарастившие свой потен­циал. Абсолютное преобладание социалистического уклада и наличие жесткой командно-административной системы позволяли перебрасывать имеющиеся люд­ские и материальные ресурсы на нужные участки. Руководство страны всячески поддерживаю движение скоростников, которое рассматривалось как новая форма стахановского движения. Была установлена система поощрений, прежде всего на­граждение правительственными наградами, за вполне конкретные, четко обозна­ченные производственные показатели. Была усилена ответственность директоров предприятий за положение дел в руководимых подразделениях. Колхозам вернули часть земель, различного имущества, для чего производилось изъятие у частных лиц и организаций. Но в послевоенный период никаких структурных изменений в экономике, как и в обществе в целом, не произошло.

Героическим трудом одного и того же поколения советских людей в годы чет­вертой пятилетки (1946-1950) народное хозяйство было восстановлено и, по официальным данным, были превзойдены многие показатели 1940 г. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, что имело огромное значение для укрепле­ния международного престижа и безопасности страны с учетом очевидных угроз со стороны руководства США.

Ужесточение политического режима и идеологического контроля

Разгром фашизма стал триумфом не только советского народа, но и его вождя — Сталина. Культ личности Сталина в последние годы его правления пронизал все сферы жизни общества. В СССР вышло 9 тыс. изданий произведений Сталина общим тиражом 672 млн экземпляров на 101 языке. Победный итог войны надолго заслонил для большинства населения все ошибки, просчеты, допущенные накануне и в ходе войны.

Люди, прошедшие войну, посмотревшие Европу, надеялись на перемены. Мно­гие ожидали ослабления диктата сверху, роспуска колхозов, свободного общения с населением стран-союзниц, улучшения материального положения. Но полити­ческое руководство считало, что советская система выдержала испытание на проч­ность и не нуждается в каких-то серьезных реформах. Похожая ситуация имела место после победы над Наполеоном в 1812-1815 гг.

В экономической сфере сохранилась жесткая централизация, административ­но-командный стиль руководства. Усилилась ответственность директорского кор­пуса за результаты производственной деятельности, а соответственно расширились и полномочия начальников всех рангов в отношении подчиненных.

Колхозная система восстанавливалась в прежнем виде, внедрялась в Прибал­тике, на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Продолжалась перекачка средств из сельского хозяйства в другие сектора экономики. Личные хозяйства колхозников облагались чрезмерными налогами. В 1946 г. засуха по­разила Украину, Молдавию, Правобережье Нижней и Средней Волги, Ростовскую область, Центрально-Черноземную зону.

В политической сфере также произошли изменения. Возобновил свою работу Верховный Совет СССР. Состоялись съезды профсоюзов, комсомола, ряда обще­ственных организаций. В конце 1952 г. прошел XIX Съезд ВКП(б), на котором она была переименована в КПСС (Коммунистическую партию Советского Союза). Народные комиссариаты в 1946 г. были переименованы в министерства. Принятие решений по-прежнему оставалось прерогативой Сталина, который подозревал даже своих ближайших соратников в стремлении отстранить его от власти и готовил «вторую кадровую революцию».

В 1949 г. было сфабриковано «Ленинградское дело». Большая группа партийных, советских и хозяйственных работников была обвинена в измене Родине, в намере­нии превратить ленинградскую партийную организацию в опору для борьбы с ЦК и т. д. Была восстановлена смертная казнь, отмененная после окончания войны. По «Ленинградскому делу» на различных процессах были осуждены 214 человек, из них 23 человека расстреляны, остальные приговорены к различным срокам за­ключения и ссылки. Свыше 2 тыс. человек исключены из ВКП(б) или переведены из Ленинграда в другие районы страны. Из ленинградских вузов были уволены 18 ректоров и 29 заведующих кафедрами социально-экономического профиля, из Ленинградского государственного университета уволили около 300 препода­вателей.

В Грузии было сфабриковано «Мингрельское дело». В отношении ряда руководя­щих лиц выдвигались обвинения в национализме, в сотрудничестве с иностранны­ми разведками и т. д. Судебным преследованиям, опале подверглись авторитетные военачальники, которых Сталин опасался: маршал Г. К. Жуков, маршал авиации А. А. Новиков, адмирал флота Н. Г. Кузнецов и многие другие. В 1949 г. было ре­прессировано почти все руководство Еврейского антифашистского комитета, ко­торое обвинили в связях с английской и израильской разведками. Была развернута антисемитская кампания, которая достигла своей кульминации в конце 1952 — начале 1953 гт. в связи с «делом врачей». Сталинский режим нуждался в создании непреходящего «образа врага». Происками «врагов» объяснялись проблемы внутри страны и необходимость изоляции от внешнего мира. Сталинская система власти была восстановлена в полном объеме. Апогеем сталинизма стало празднование 70-летия Сталина в 1949 г. (В последние годы документально установлено, что Иосиф Виссарионович Джугашвили в действительности родился 6 (18) декабря 1878 г., а не 9 (21) декабря 1879 г., как считали долгое время.)

В духовной жизни после 1945 г. началось очередное «укрощение интеллигенции», возрождение жесткого идеологического диктата, которое по имени секретаря ЦК ВКП(б) А. А. Жданова назвали «ждановщиной». В 1946-1952 гг. в ряде партийных директивных ре­шений давались разгромные оценки творчества поэта А. А. Ахматовой, писателя-сатирика М. М. Зощен­ко, кинорежиссера С. М. Эйзенштейна, композитора Д. Д. Шостаковича и других признанных мастеров оте­чественной художественной культуры. Среди обвине­ний были преклонение перед Западом («низкопоклон­ство», «космополитизм»), «очернение» исторического прошлого и неправильный показ настоящего, откло­нение от «социалистического реализма» в сторону «формализма» и т. д.

В ходе «дискуссий» по вопросам философии, естествознания, языкознания заглохли перспективные научные направления, подверглись репрессиям многие ученые и выдвинулись лжеученые (Т. Д. Лысенко). Генетика и кибернетика офи­циально считались «продажными девками американского империализма». Поли­тический режим стремился не допускать никакой «революции в умах», что было чревато опасными последствиями.

На XIX Съезде КПСС в декабре 1952 г. Г. М. Маленков заявил: «Нам нужны советские Гоголи и Щедрины». Что и было использовано остроумными людьми.

В социальном, материально-бытовом отношении жизнь большинства советских людей, особенно крестьян, оставалась тяжелой. Были восстановлены отпуска, обычные выходные, но трудовой режим оставался жестким. Отмена карточной си­стемы имела своим источником усиление налогового пресса на деревню. Снижение цен приводило ситуацию к довоенному уровню. С помощью денежной реформы у населения были изъяты значительные денежные средства. Жилье строилось медленно. Сохранялось привилегированное положение номенклатуры.

Смерть Сталина 5 марта 1953 г. значительная часть населения встретила с опа­сением: «как бы не было хуже».

Создание социалистического лагеря

Советское руководство не отказывалось от идеи мировой социалистической ре­волюции. По мере возрастания экономической и военно-политической мощи СССР возрастали и политические амбиции советских лидеров. Оказывалась возрастаю­щая финансовая и военная помощь странам, которые, как считало советское ру­ководство, вступили на путь социалистического строительства. Большие средства выделялись и странам, освободившимся от колониальной зависимости. Поддер­живалось коммунистическое, рабочее, антивоенное движение в западных странах.

В советской внешней политике приоритетным направлением была поддерж­ка, развитие взаимоотношений со странами «социалистического содружества». Присутствие регулярных частей Советской армии сыграло решающую роль в по­беде «социалистических революций» в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румы­нии, Болгарии, Югославии во второй половине 40-х гг. В этих странах к власти пришли местные коммунисты, которым помогали советники из СССР. Новым социалистическим странам в трудное послевоенное время была оказана большая экономическая помощь и предоставлены льготные кредиты. Но эти страны под давлением СССР отказались от еще большей помощи, которую европейским странам оказывали США в рамках «плана Маршалла». В 1949 г. был создан Со­вет экономической взаимопомощи (СЭВ), задачей которого было объединение всех восточноевропейских государств в единый экономический механизм. В 1955 г. по­явилась Организация Варшавского договора (ОВД) — военно-политический блок европейских социалистических стран.

У советского руководства возникла следующая концепция. Первая мировая война, виновником которой был капитализм, привела к революции в России и об­разованию СССР, первого в мире социалистического государства. Вторая мировая война, виновником которой был тот же капитализм, привела к образованию целой группы социалистических стран. До Второй мировой войны СССР находился в «ка­питалистическом окружении», был единственной социалистической страной. По­сле 1945 г., по определению советских лидеров, появился социалистический лагерь во главе с СССР1. Многим казалось, что до полной победы социализма во всем мире осталось совсем немного. А США возглавили капиталистический лагерь.

Военно-промышленный комплекс

Советское руководство, особенно после 9 мая 1945 г., не собиралось поддаваться американскому диктату. На случай атомного удара по территории СССР предпо­лагались различные ответные меры, в частности переброска в Северную Америку лучших советских воздушно-десантных дивизий.

20 августа 1945 г. Постановлением Государственного комитета обороны был создан специальный комитет № 1, который возглавил Л. П. Берия. Была создана мощная инфраструктура, включавшая в себя заводы, лаборатории, конструктор­ские бюро, НИИ, деятельность которых осуществлялась но линии различных министерств. В глухих отдаленных местах выросли Арзамас-16, Красноярск-25, Челябинск-70 и другие атомные города. Самоотверженно работали десятки и сотни тысяч ученых, инженеров, военных и заключенных. Легенда гласит, что после удач­ного испытания атомной бомбы Берия распределял награды следующим образом. Те, кто в случае неудачи испытания подлежали расстрелу, получали звание Героя Социалистического Труда; те, кто получили бы максимальные сроки заключения, были награждены орденами Ленина и т. д. Американская монополия на атомное оружие была ликвидирована в августе 1949 г., когда прошли успешные испытания советской атомной бомбы. Выдающуюся роль в ее создании сыграли трижды Герои Социалистического Труда академики И. В. Курчатов, А. П. Александров, А. Д. Са­харов, Ю. Б. Харитон, Л. Б. Зельдович. Выбору оптимальных путей решения слож­нейшей научно-технической и военно-политической проблемы способствовали сведения, добытые советской разведкой (Клаус Фукс и др.). В 1953 г., почти одно­временно с США, в СССР появилось водородное оружие. Американские эксперты рассчитывали на то, что разоренная Россия не сможет создать своего атомного оружия раньше, чем через 20 лет.

В 1946 г. был создан Комитет но реактивной технике при СМ СССР, позже пере­именованный в специальный комитет № 2. Главным конструктором стратегических ракет в 1946 г. был назначен С. П. Королев, отбывший 8 лет заключения. Первый комплекс с ракетой Р-1 (дальность полета 270 км) был принят на вооружение Со­ветской армией в ноябре 1950 г. В 1947 г. был создан специальный комитет № 3, который занимался проблемами радиолокации, противовоздушной и противо­ракетной обороны.

В результате значительных материальных затрат и усилий людей в СССР воз­ник мошный военно-промышленный комплекс, развитие которого стало главной заботой советского политического руководства.

Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы

5 марта 1953 г. большая часть населения искренне переживала смерть Сталина. Что и как будет дальше? Народу было хорошо известно: «баре дерутся, а у холопов чубы трещат».

В стране действительно началась ожесточенная борьба за власть, за наследие Сталина. Председателем Совета Министров СССР стал Георгий Максимилианович Маленков. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К. Е. Воро­шилов. Делами КПСС (это название вместо ВКП(б) появилось в 1952 г.) занимался секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев.

С первыми предложениями о назревших реформах выступил заместитель главы правительства и министр внутренних дел Л. П. Берия, известный «за­плечных дел мастер». В конце марта началась амнистия для большого числа за­ключенных лагерей. В исправительно-трудовых лагерях и колониях содержалось 2 526 402 человека. Из них были осуждены на срок до 5 лет — 590 тыс. человек, от 5 до 10 лет — 1216 тыс., от 10 до 20 лет — 573 тыс. и свыше 20 лет — 188 тыс. Под амнистию попадали: осужденные на срок до 5 лет; осужденные за должностные, хозяйственные и некоторые воинские преступления; женщины, имеющие детей до 10 лет, и беременные женщины; несовершеннолетние до 18 лет; пожилые мужчи­ны и женщины, а также больные. Освобождению подлежали 1 181 264 человека. Были сняты паспортные и режимные ограничения в 340 городах, за исключением Москвы, Ленинграда, Владивостока, Севастополя и Кронштадта. Сами лагеря стали передаваться хозяйственным министерствам. В апреле было прекращено «дело» кремлевских врачей, с которых сняли обвинение в неправильном лечении и смерти ряда известных деятелей (Жданов, Димитров и др.). Берия предложил ограничить права Особого совещания при МВД СССР. Берия одним из первых выступил с критикой культа личности Сталина. По инициативе Берия было пре­кращено финансирование и заморожено строительство ряда крупных сооружений, в которых не было особой надобности. Он впервые поставил вопрос о неэффек­тивности колхозного строя. Считал, что не следует советскую модель социализма насаждать в европейских странах.

Против первого «реформатора» и «перестройщика», человека, который слиш­ком много знал, объединились практически все. Уже 26 июня 1953 г. он лишился всех должностей и в декабре 1953 г. после закрытого судебного разбирательства был расстрелян. Народ на борьбу в Кремле отреагировал частушкой:

Берия, Берия, Вышел из доверия. А товарищ Маленков Надавал ему пинков.Некоторые улучшения в жизни народа произошли в короткое правление Г. М. Маленкова. Были сокращены налоги с приусадебных крестьянских хозяйств. Из-за этих удушающих налогов колхозники в сталинские времена вырубали ябло­ни, ягодники, избавлялись от крупного, мелкого рогатого скота и другой живности. Были снижены нормы обязательных поставок с личных хозяйств колхозников. В городах повысилась заработная плата. Началось освоение целинных и залежных земель (с весны 1954), за счет которого предполагалось решить зерновую про­блему, обеспечить потребности населения в хлебе. Маленков первым высказался принципиально против атомной войны в силу ее огромных разрушительных по­следствий. Он не считал возможным пойти на атомную войну даже для победы мировой революции. В феврале 1955 г. Маленкову пришлось уйти со своего по­ста. Среди аргументов критиков было активное участие Маленкова в фабрикации «ленинградского дела». (Сын бывшего премьера категорически выступил против подобных обвинений.)

Наши рекомендации