Семья, родственники и община 5 страница
Во время ненастной погоды мужчины носят леггины, которые закрывают ногу от вершины мокасина до бедра. Большинство из них имеют длинные края, или откидные створки на внешней стороне, ниже колена. Мужские рубахи скроены наподобие женского платья, за исключением того, что они не достигают колена, и имеют длинные рукава. Полностью одетый мужчина выглядит так, как если бы он носил брюки с туникой, хотя леггины, конечно, не похожи на настоящие штаны. Рубахи богато украшены вышивкой из игл, торгового бисера, или, в особых случаях, вдоль швов рукавов – скальпами врагов. Бизонья шкура заканчивает одежду обоих полов в холодное время года.
Украшение шкур – дополнительная, декоративная работа, выполненная как клятва. Это священное занятие, управляемое Обществом Вышивальщиц, в котором молодой член общества должен получить помощь и руководство от других членов. Вся процедура представляет священный ритуал. Новичок должен предоставить продовольствие и материалы. Прежде, чем начнётся работа, все женщины рассказывают о своих лучших изделиях, как воины считают удачный ход. Старый глашатай объявляет всему лагерю, что происходит и приглашает самого бедного человека увидеть девушку, которая собирается украсить свою первую шкуру. Посетитель получает в подарок лошадь, и если он мужчина, то объезжает вокруг лагеря, распевая похвалы дарителю. Двух или четырех храбрых воинов приглашают на женский "подсчет удачного хода", и когда женщины рассказывают о своих работах, то мужчины говорят о своих великих военных подвигах и посвящают котлы с мясом, которое предлагают духам и разделяют среди женщин.
Вышивка проходит позже. Если сделана ошибка, посылают за воином, который скальпировал врага. Он рассказывает о своём подвиге и говорит: "И когда я скальпировал его, то сделал это так", и срезает ненужную вышивку.
Когда Вышивальщицы украшают покрышку палатки, формально, воины могут "напасть" на них. Они выбирают скаута, который должен определить местонахождение врага. Он входит в палатку Вышивальщиц и смотрит, что у них есть из еды. Его сопровождают самые храбрые мужчины, которые считают удачный ход на горшках и имеют полное право унести продовольствие без возражения женщин.
Мужская деятельность
В то время как женщины занимались собирательством, содержанием дома и его оборудованием, мужчины добывали мясо, изготовляли оружие, воевали и исполняли основную часть необходимых ритуалов.
Мужчины шайенны – охотники исключительно на крупную дичь. Бизон был их основной целью, затем антилопа, олень, вапити и горный баран. На мелкую дичь, типа волков и лис, охотились ради меха. Из домашних животных – собака – любимый деликатес на банкетах. "У нас есть хороший, жирный варёный щенок – как у вас индейка в День Благодарения", обычно говорил мне Высокий Лоб. Конину ели, но не предпочитали. Как наследие жизни в лесах, шайенны (в отличие от большинства племен Равнин) также употребляли рыбу.
Поверхностный парадокс управлял охотой на бизонов. Когда бизонов было мало, каждый мог охотиться, когда и как ему нравилось. Когда бизонов было много, вступали в силу ограничения коммунальной охоты. Причины для этого ясны и просты: когда бизоны разбивались на маленькие стада, на них трудно эффективно охотиться большими отрядами. Большие летние стада лучше всего атаковать большими группами.
Коммунальная охота на бизонов произошла из старинной охоты на антилоп, которая была мистической процедурой. Антилопы, как известно, быстрейшие из животных, приспособленные выживать благодаря своей скорости. В то же самое время, они одарены странным чувством любопытства. Они наблюдают за любым необычным объектом и готовы идти за колышущемся флагом. Именно за эту черту ухватились шайенны. В девятнадцатом столетии волшебная охота на антилоп стала нечастой, но иногда какой-нибудь знахарь проводил её. Подобную охоту практиковали не только шайенны, но широко применяли многие индейцы Равнин, Большого Бассейна и юго-запада (Андерхилл).
Антилопий шаман получал свою силу от Maiyun в ряде видений. Когда он готов провести охоту, новости передавали не через глашатая. Факт, что шаман позволяет сообщить об этом, а также запрет на использование огнестрельного оружия, указывают, что принцип был установлен прежде, чем племя утвердилось на Равнинах. Глашатай и огнестрельное оружие – приобретенные черты культуры после того, как шайенны мигрировали на Равнины.
Сначала шаман устанавливает маленькую магическую палатку, внутри которой он проводит ночной ритуал. Детали ритуала неизвестны. В некоторых случаях, члены военного общества бьют по четырём основным шестам палатки, которые наделены магией. Если охота будет успешной, множество антилопьих волос осыпается с покрышки палатки.
Следующим утром шаман выводит людей к месту, где должны быть антилопы. Охотники выходят с самыми быстрыми лошадьми, но идут пешком. В назначенном месте он выбирает двух образцовых, девственных девушек. Они должны быть уравновешены, или антилопы будут капризны и трудно управляемы. Они также должны быть полными, иначе антилопы будут худыми и жилистыми. Каждой дают так называемую антилопью стрелу: палочку с магическим кольцом на конце. Шаман уже использовал их, чтобы заманивать антилоп. Каждая девушка должна бежать из этого места по расходящимся направлениям, чтобы их дороги представляли широкую V. Два молодых человека, предполагаемые их поклонники, следуют за ними на самых быстрых лошадях. Охотники на лошадях выступают следом двумя длинными колоннами.
Как только охотники уходят, оставшиеся женщины и дети формируют круг в основании V, с шаманом в центре. Когда два молодых человека догоняют пару девушек, каждый берет одну из палочек, которые несли девушки. Они продолжают быстро ехать нескольких миль. Вскоре они окружают стадо антилоп, которые, вместо того, чтобы убегать, поворачивают к шаману. Затем мужчины с палочками перекрещиваются позади стада, продолжая ехать назад за линией охотников, которые следуют за ними и полностью окружают стадо. Возвратившись к шаману, они возвращают палочки. Внутри V антилопы быстро бегут в круг стариков, женщин и детей, которые размахивают одеялами, сформировав человеческий загон. Используя две палочки, чтобы направлять антилоп, шаман заставляет их быстро бежать по кругу, пока они не устанут. Это драматическое событие, которое представлено в Танце Бешеного Животного. Затем люди нападают на уставших животных, и убивает их дубинками. За свои навыки шаман получает все языки (деликатес), и две антилопы на выбор. Две девушки и два молодых человека выбирают следом за ним. После чего, распределение происходит среди всех семейств.
Торговец Вильям Бент был с южными шайеннами в 1858г, когда такая охота была проведена под руководством Беломордого Быка. Охота была настолько успешной, что каждая из шестисот шайеннских палаток получила антилопу, а фургоны Бента использовались в охоте (Гриннелл).
Иногда антилоп заманивают в яму или к обрыву тем же самым способом. Иногда, V формируют из срезанных веток, позади которых скрываются люди, пока антилопы не окажутся между ними.
Подобная техника применяется в охоте на бизонов. Однажды несколько шошонов были обнаружены после того, как охота была закончена. Шайенны напали на них, но, впоследствии, посчитали это позором, так как шошоны не были сразу обнаружены. "Тогда мы послали вокруг них двух девушек и убили их всех также, как мы убиваем бизонов" (Хоебэль).
Для обычных целей подходит добыча бизонов. Они не так своенравны, как антилопы, и охраняемая солдатами коммунальная охота более подходит к ежедневному делу. Во время такой охоты охотник подъезжает к бегущему животному с правой стороны и посылает стрелу между ребер. Лошади обучены скакать рядом с животным, чтобы обе руки наездника были свободны. Сильные мужчины иногда посылают стрелу, пронзая одного бизона и поражая другого. Если используется копьё, то его вонзают обеими руками между рёбер, в сердце. Если человек не достаточно силён, чтобы сделать это, или условия не позволяют, он пронзает почки. Это не приводит к быстрой смерти, но это фатальная рана, от которой бизон не может далеко убежать. Копья и луки предпочитают даже те шайенны, которые имеют ружья, поскольку с таким оружием можно добыть много животных; ружьё также долго перезаряжать верхом.
Когда охота закончена, мужчины снимают шкуры и разделывают туши, загружая мясом вьючных лошадей для перевозки в лагерь, где передают женщинам для готовки или нарезки на тонкие пластины, которые вывешивают на стойки для просушки на солнце. Позже, высушенное мясо размалывают каменными молотками и готовят пеммикан.
Оленей и вапити может добыть каждый охотник, преследуя их с луком, или поджидая в засаде на их тропе.
Больших серых волков заманивают в ловушку – яму, основание которой шире отверстия наверху, чтобы волк не смог выскочить. Шест с приманкой укладывают в центре – поперек ямы, которая укрыта землей и травой. Когда волк пытается схватить приманку, крыша проваливается под ним. Там, в яме, его и убивают.
Так как лис очень легко добыть таким же способом, их заманивают в ловушки. Западня состоит из двух брёвен – одно на земле, другое поддерживает спусковой механизм. Небольшой домик из ивовых прутьев строят над спусковым механизмом приманки. Таким образом, лиса вынуждена просунуть голову под нависающее бревно, чтобы добраться до приманки. От рывка приманки бревно падает на шею или спину лисы, убивая или парализуя её.
Орлов не едят, но высоко ценят за перья. Их ловят руками и душат. Это хитрое, щекотливое дело, только для особых мужчин, которые получили силу ловца орлов и знание ритуалов. Орлы имеют размах крыльев до семи футов, и клюв размером с голову. Орлов ловят в яме, которую тщательно готовят. Яму роют только тогда, когда орлов нет в небе, а землю уносят подальше, поскольку орлы зоркие и осторожные. Перед тем, как рыть яму, ловец орлов должен всю ночь, в одиночестве, в своей палатке петь священные песни орла. Яма должна быть достаточно большой, чтобы ловец мог в ней сидеть. Сверху яму закрывают длинной травой, оставляя несколько отверстий для наблюдения. Ловец очищается в потельне и намазывает себя жиром и орлиной краской. Он забирается в яму до рассвета, когда орлы не могут увидеть его. Над головой он привязывает приманку. Когда орел садится рядом с приманкой, охотник медленно просовывает руки сквозь траву, хватает его ноги и тянет в яму. Он хватает орла и душит его петлей! Награда – престиж и хорошее вознаграждение в торговле: например, лошадь стоит двадцать или тридцать перьев. Орла можно поймать только за четыре дня (ритуальное требование). В конце, проводят церемониальные подношения и извинения перед мертвым орлом. Охотник четыре раза очищается в потельне, чтобы нейтрализовать священную силу, полученную для такого предприятия.
Черепах ловят в водоемах, жарят или варят.
Живя в стране озер, шайенны использовали неводы из ивы для ловли рыбы. Теперь, в реках, они строят плотины под наблюдением знахаря. Плотина – круг, сделанный из ивовых прутьев, воткнутых в дно и перевязанных сыромятной верёвкой. Плотину оставляют на ночь, чтобы рыбы могли войти внутрь, в то время как знахарь в своей палатке пытается заманить их в ловушку. На следующий день один человек приносит длинную, узкую корзину, и помещает напротив выхода, сделанного ниже по течению от плотины. Когда рыбы попадают в корзину, он вынимает их и бросает на берег ожидающим людям.
Подводя итоги, мы видим, что шайенны добывали разнообразное продовольствие, которое в хорошие времена предлагает разумно сбалансированную диету. Они много работали для общего блага. Однако, они жили в условиях сытости и голода, и никогда не забывали о голоде. Они всегда предусмотрительны, и сила солнца Высоких равнин постоянно используется, чтобы сохранить мясо и фрукты во время более скудных времен. Шайенны стремились сохранить продовольствие, несмотря на факт, что его всегда приходиться упаковывать всякий раз, когда они перемещались. Это показатель их усилий поддерживать свою кладовую.
Торговля
Было бы неправильно считать, что шайенны, или любые другие Североамериканские индейцы последних нескольких сотен лет, были только охотниками или земледельцами. Мы уже видели, как нетерпеливо шайенны пытались заманить в свои деревни Ла Саля с его товарами. Однако, большую часть своей известной истории шайенны не были так глубоко вовлечены в мехоторговлю, как племена Миссури или озер и водных маршрутов Канады. С одной стороны, они никогда не занимались ловлей бобров в коммерческих масштабах. Вместо этого, они ухватились за недавно появившуюся лошадь и двинулись на запад, чтобы избежать нападений сиу и ассинибойнов. Немного торговцев последовало за ними на равнины в конце 1800-ых. Это потому, что было слишком трудно определить местонахождение кочевых общин среди обширных прерий. Кроме того, арикара и сиу блокировали проход торговцев по Миссури, пытавшихся установить прямые отношения с такими племенами, как шайенны, арапахо и кроу. С изворотливым деловым подходом, они стремились эксплуатировать собственное положение, как хозяев торговцев, и как посредников с менее благоприятно расположенными племенами. Они также пытались ограничить западные племена в огнестрельном оружии, таким образом, управляя их способностью сопротивляться набегам сиу.
Однако, шайенны сохранили практику возвращаться к деревням на Миссури, которые оставались признанными центрами торговли. Шайенны приходили с вьючными лошадьми и травуа, загруженными сушеным мясом, пеммиканом и мукой из дикой прерийной репы (pomme blanche). Они также приносили свои известные украшенные шкуры, рубахи и кожаные мешки.
Все, что было получено от животных – продукт объединенных усилий мужчин и женщин. Мужчины охотились и убивали. Их жены и сёстры выделывали и украшали шкуры. Они также нарезали мясо на тонкие пластины. Они выкапывали, сушили и перетирали репу. Большинство рабочей силы шайеннов, которая производила товары для рынка – это женщины. Среди черноногих, как отметил Оскар Льюис, это привело к увеличению многоженства среди знатных мужчин, и это, возможно, также произошло среди шайеннов. И мужчины, и женщины шайеннов участвовали в торговле, которая проходила в деревнях арикара.
Однако, главным продуктом в торговле между шайеннами и племенами Миссури была лошадь. В этой торговле, шайенны были главными посредниками. Они приобрели некоторых лошадей, торгуя с арапахо и испанскими поселенцами в Таосе. Других они просто украли в испанских ранчо Нью-Мексико, а так же у кроу, команчей, кайова и ютов. Этих лошадей они пригоняли на рынки северо-восточных равнин. Это легкий и опасный путь к процветанию. Все эти действия, со стороны женщин и мужчин, очевидно, принесли множество изменений в ежедневную и сезонную жизнь шайеннов.
В обмен на свои товары, шайенны увеличили диету, приобретая маис, бобы, кабачки и табак, выращенные американцами или осёдлыми индейцами, а так же сахар, патоку, пшеничную муку, восточный табак и виски. Всё это, в некотором смысле, продукты роскоши, так как шайенны легко могли выжить без них. То же самое верно о ткани, бисере, меди, колокольчиках, серебряных украшениях, зеркальцах и других товарах, которые добавляли эстетическое удовольствие, но немногие, если таковые вообще имелись, эффективно повлияли на стиль жизни шайеннов.
Шайеннский прагматизм – важная, движущая сила торговли. На первом месте было огнестрельное оружие и порох. Лук и стрелы были предпочтительны на охоте, поскольку были более эффективны, чем однозарядный мушкет. Но на войне преимущество получает та сторона, которая лучше вооружена огнестрельным оружием. Топоры, железные наконечники стрел и ножи использовали все шайенны в мирных целях, а так же на охоте и в сражении. Степень доступности металлических изделий демонстрирует исчезновение каменных и костяных орудий до-контактного периода. Маленькие медные котелки также стали частью снаряжения большинства шайеннских домашних хозяйств.
К 1840г сиу и оспа почти полностью уничтожили племена манданов и хидатса. Сиу смогли утвердиться к западу от Миссури. С исчезновением деревень манданов, как центров торговли, шайенны приспособились к новым условиям. Цепь американских торговых постов, или фортов, протянулась по реке Платт. Они стали легкодоступны для шайеннов, и оказались несколько южнее от враждебных сиу. Что более важно, община Волосяной Веревки, под руководством своего вождя, Желтого Волка, пересекла Платт, оказавшись в богатой лошадьми области на юге. В 1828г Желтый Волк показал торговцам из Сент Луиса и Санта-Фе, Уильяму и Чарльзу Бент и их партнеру, Сирано Сент Врэйну, где построить форт на реке Арканзас в юго-восточном Колорадо. Большой форт был закончен в 1832г, а люди Волосяной Веревки и другие переместились в область Арканзас, менее чем в двухстах милях от границы Техаса. Северные и южные общины теперь растянулись более чем на несколько сотен миль по восточному краю Скалистых гор. Форт Ларами, построенный на реке Норт-Платт Американской Меховой Компанией, конкурент Бентов и Сент Врэйна, переманил северные общины шайеннов. Южане были привязаны к форту Бента. Племенное единство было подорвано.
Война
Шайенны сражались, чтобы получить новые охотничьи угодья, а так же удержать их, когда утвердились на Великих равнинах. Они также сражались, чтобы отомстить за ранние поражения и смерть родственников и друзей. Они сражались, чтобы утвердить своё положение в племени как воина и успешного конокрада. Подобно всем кочевым племенам Равнин, они недавно прибыли в обширный регион обитания бизонов, и оспаривали эти охотничьи угодья у кроу, арапахо, ютов, команчей, шошонов, пауни, омаха и дакотов. Каждое племя установило мирный союз с некоторыми другими племенами и неумолимо сражалось с другими. Дружественными союзниками шайеннов были три деревенских племени верхней Миссури (манданы, хидатса и арикара), сиу (прежде враги), родственные арапахо, и, как мы знаем, с 1840г, команчи и кайова. Их первейшими и презираемыми врагами на западе были кроу, а на юго-востоке – пауни. Шошоны и юты были следующими. Сауки, фоксы, делавары и другие перемещенные племена Вудлэнда, которые появились на восточных Равнинах около 1836г, так же считались врагами. Шайенны не часто сталкивались с ними, но в 1853г потерпели серьезные поражение от нескольких делаваров, союзников пауни, и снова в 1854г от сотни сауков и фоксов. Эти восточные племена были хорошо вооружены новыми дальнобойными винтовками, с которыми они обращались с выдающимся навыком и разрушительным эффектом против шайеннов, тактика которых совершенно не подходила для нового стиля войны.
Живя в атмосфере постоянной войны, шайенны, подобно другим племенам Равнин, подчеркивали свои военные качества. Существует, по крайней мере, сто различных случаев в ритуальной жизни людей, когда они церемониально демонстрировали подсчёт удачного хода. Общественная слава – вездесущая награда мужчине, который смело и умело сражался с врагом. Общественные насмешки и презрительные песни женщин – подстрекали молодых людей. По словам Стоит в Деревьях:
Мой дед и другие обычно советовали мне слушать песни женщин, так как это способ быть готовым к действию. Трудно было отправляться на войну, и они часто боялись, но хуже было возвращаться и оказаться перед женщинами. По этой причине они не показывали страха, и смело шли вперёд; они были вынуждены делать это (Стоит в Деревьях и Либерти).
Шайеннская система борьбы виртуозно украшена, и далека от потребности в победе. Иногда достаточно продемонстрировать храбрость. Чтобы добиться престижа – не обязательно поразить врага. Демонстрация храбрости иногда заменяет обязанности простого солдата. Война была преобразована в большую игру, в которой победа над врагом часто имеет приоритет над убийством.
Победа заключается в подсчете удачного хода – касании или нанесение удара врагу рукой или оружием. Удачный ход, подсчитанный в пределах вражеского лагеря, занимает самое высокое место. Вообще, любой героический поступок в сражении считается удачным ходом: спасение раненного товарища, определение местонахождение врага, захват лошади или тела врага, в то время как остальные шайенны наблюдают за результатом. Статус мужчины, как воина, зависит от двух факторов: полный "подсчет" его удачных ходов, и его способности вести успешные набеги, в которых собственные потери являются низкими. Фактическое убийство и скальпирование также оценивается, но не заслуживает такого уважения, как демонстрация храбрости. Угон лошадей также считается подвигом, так как любой набег за лошадьми может вызвать сражение.
Шайеннские военные отряды бывают трех видов: частные, братские и племенные. Из них, первый – самый обычный. Любой квалифицированный шайенн может собрать военный отряд; для этого он должен пригласить нескольких друзей. Большинство мужчин стремились добиться престижа в военном деле – это не трудно сделать, особенно среди молодых людей. Старшие мужчины, которые доказали свою репутацию и имеют обязанности мирных вождей или знахарей, обычно так не стремились к войне, как юноши. Военные лидеры – это те, кто доказал свои навыки на войне, но еще не достаточно стары, чтобы быть вождями племени или знахарями. Военные вожди – офицеры военных обществ, но каждый из них, должно быть, достиг той степени известности, чтобы возглавить собственный военный отряд.
Шайеннская традиция не требует одобрения от тайного помощника (видения), чтобы возглавить военный отряд. Тем не менее, как и в любом важном деле, новичок должен быть проинструктирован знахарем, и должен получить ритуальное право совершить миссию. Шайеннские мальчики обычно присоединяются к своему первому военному отряду в четырнадцать или пятнадцать лет. За ними заботливо наблюдают старшие мужчины и, как ожидается, они активно не участвуют в сражении, но получают вкус к опасности и накапливают опыт. К двадцати годам они становятся закаленными воинами. К тридцати, или ранее, они готовы вести свои собственные набеги, если обладают необходимыми качествами лидера.
Когда приходит время, желающий возглавить военный отряд обращается за помощью к опытному мужчине. Он предлагает ему трубку и объясняет своё желание. Обычно, ему советуют сделать подношение Священным Стрелам, или, возможно, подвеситься на шесте в холмах. Если это подношение Стрелам, то он набивает трубку, заворачивается в бизонью шкуру и с плачем идет к палатке Хранителя Стрел. У входа в палатку он останавливается и стенает, пока Хранитель Стрел не предложит ему войти. Хранитель курит трубку просителя, таким образом, признавая свою готовность помочь ему. Проситель ритуально посвящает подношение, которое, под руководством Хранителя, привязывает к Связке Стрел. Во время этого акта молодой человек молится Стрелам, прося об успехе в своём новом предприятии.
Теперь он готов возглавить военный отряд. Он собирает нескольких друзей и других мужчин, которые, как он считает, будут иметь успех и желанные компаньоны. Сначала, он угощает их. Затем он сообщает им свои мысли. Он предлагает им свою трубку, и все, кто согласны присоединиться к нему – курят. Другие – не курят. Через некоторое время, те, кто решили выступить в поход, собираются вместе в церемониальном типи святого человека или знахаря для ритуальной подготовки. Они предлагают ему трубку, объявляя своё желание отправиться на войну. Если он одобряет их план, то курит и поет священную военную песню. Он может указать им короткий путь и где они могут найти врагов. Теперь они имеют "официальную" санкцию для своего предприятия.
Позднее они могут принести какой-нибудь военный предмет – щит, головной убор или оружие – чтобы освятить его в потельне и сделать талисманом для удачи и защиты. Члены отряда могут срезать со своих рук полоски кожи, принося жертву духам.
Затем они готовят своё снаряжение. В ночь перед отъездом, раскрасившись и разодевшись, они шествуют вокруг лагеря, распевая песни волка – так как волк связан с войной – и получая небольшие подарки от людей, которые желают им удачи.
Военный отряд такого типа отделяется от общества на некоторое время. Следовательно, мужчины покидают лагерь не единым отрядом, и при этом они не рекламируют свой отъезд. Лидер выходит один в начале следующего дня. Члены отряда имеют назначенное место встречи, недалеко от лагеря. Отсюда они выступают вместе, с лидером во главе, несущим трубку. На привале они курят, молятся и поют священные военные песни. Наконец, когда все засыпают, лидер молится и просит послать ему храбрость и мудрость.
Так они идут, пока не достигают опасной территории. Оказавшись там, они совершают осторожные переходы, с двумя скаутами впереди. Они двигаются под прикрытием возвышенностей, откуда могут тщательно исследовать страну. Они не только ищут людей, лагеря и дым, но и следят за птицами и животными, которые могут показать присутствие людей. Если все спокойно, скауты сигнализируют своим товарищам продолжать движение, а сами идут дальше к следующему пункту наблюдения.
Маленькие, частные отряды такого вида выступают, чтобы захватить лошадей или добыть скальп из мести за смерть друга или родственника. Если их цель лошади, они стремятся избежать борьбы и ночью пробираются во вражеский лагерь, чтобы угнать стадо под покровом темноты. Если их цель скальпы, они предпочитают обнаружить одинокого путешественника, изолированный семейный лагерь или охотничий отряд. Если они находят лагерь, и не обнаружены, то готовят свои военные талисманы и раскрашиваются. Если они обнаружены, то нападают при первой возможности.
Большие военные отряды – почти всегда экспедиции ради мести. Когда уничтожен небольшой военный отряд, совершавший набег, или много людей было убито во время нападения на шайеннский лагерь, всегда кто-то может собрать сто или больше воинов ради карательной экспедиции. Он несёт свою трубку из лагеря в лагерь, собирая желающих. Или он может пойти к военным обществам, чтобы завербовать их членов. По существу, это частный военный отряд, потому что это дело человека, который начинает его.
Поскольку члены военных обществ (за исключением Солдат Собаки) рассеяны среди всех общин, военные отряды редко состоят из членов одного братства. Возможно, уничтожение Солдат Тетивы в 1837г препятствовало тому, что было распространенной практикой в прежние времена. По мнению шайеннов, этот случай доказывает власть Священных Стрел и разрушительный эффект непочтительного отношения к ним. Шайенны и арапахо разбили лагерь около форта Бента, в то время как арапахо проводили Танец Солнца. Ни один шайеннский военный отряд не выходил в течение долгого времени, потому что в племени произошло убийство. Возобновление Стрел было объявлено, но Серый Гром, Хранитель Стрел, откладывал обряд до окончания церемонии арапахо. Беспокойные шайеннские воины не интересовались событиями арапахо; они хотели возобновления Стрел, чтобы получить возможность отправиться на войну. Тетивы особенно стремились к этому. Наконец, Тетивы высокомерно потребовали возобновления Стрел, и когда Серый Гром отказался, фактически, избили его. Тогда он согласился, но предупредил, что они потерпят поражение. Военный отряд из сорока двух Тетив, после долгого и трудного похода пешком, в течение которого они израсходовали большинство своих стрел, наконец, нашёл большой лагерь кайова. Их скауты были замечены прежде, чем Тетивы были готовы напасть. Кайова превосходили их по численности. В результате, шайенны были окружены и были вынуждены обороняться. Не имея стрел, они не могли долго защищаться, и были перебиты все до одного.
Такие потери побудили всё племя выступить на войну ради мести. В этом случае, Медведь Дикобраз, главный вождь Солдат Собаки, обязался организовать военный отряд. Он намеревался посвятить этой задаче зиму, неся трубку и баррель виски, полученный от какого-то торговца. Виски были его бедой, поскольку в одном лагере произошла пьяная ссора, и Медведь Дикобраз и шесть из его родственников убили мужчину. Он был выслан из племени, и его семья пошла вместе с ним. После возобновления Стрел летом 1838г, Маленький Волк, вождь Тетив (позднее Вождь Сладкая Магия всего племени), взял на себя эту задачу. Так как много времени потребовалось для прихода северных общин, то к моменту их прибытия приближалась зима. Лагерный круг был собран, и большое дерево для военных обществ было установлено в центре. Здесь собрались все братства, чтобы увидеть родственников сорока двух мертвых мужчин, которые прибыли к ним с лошадьми и подарками. Их руки были в крови от глубоких ран, а проходившие женщины просили их сжалиться над ними. Солдаты согласились. Но тогда пошёл снег, и племя было вынуждено разделиться. Когда наступила весна, они повторно собрались.
Во время выступления всего племен, Стрелы и Бизонья Шапка играют важную роль. Их несут на спине жены Хранителей, и во время похода должны быть сделаны четыре ритуальные остановки. Перед нападением, после обнаружения врага, проходит ритуальная подготовка Стрел, достигающая кульминации в направлении Стрел на врага, которые, как предполагается, ослепят их яркостью и смутят своей мощью. Затем Стрелы привязывают к копью знаменитого воина и несут в гущу сражения. Бизонью Шапку надевает другой воин. Успех обеспечен, хотя, фактически, не всегда.
Часто говорят, что индейцы сражаются как воющая, неорганизованная толпа – каждый сам за себя. Это неверно вообще, и неверно в отношении шайеннов, в частности. Тактику нападения и само сражение тщательно планируют лидеры, и когда их планы точно исполнены, часто столкновение заканчивается успехом. Обычно шайенны не стремятся к полной победе, а лишь к славе, мести и нанесению оскорбления и наказания врага. Они избегают лобового столкновения, их тактика – хитрость, неожиданность и маневр. Если враг предупреждён и хорошо подготовился, создав вокруг лагеря защитные укрепления, обычно шайенны не пытаются атаковать. Так как их цель войны не заключается "в захвате" вражеской позиции, они отходят, чтобы попытаться атаковать в другое время. Численность племени невелика, и они не могут позволить себе слишком больших потерь в сражении. Все же, многие действительно клянутся умереть в сражении – совершить самоубийство. В масштабном нападении на кроу в 1820г, Два Вихря, который организовал дело, поклялся изгнать кроу из-за бруствера и умереть. В то время как все шайенны наблюдали, он поскакал в лагерь кроу, вооруженный только саблей. Он сражался как демон, и никто не мог сбить его (в значительной степени, потому что большинство воинов кроу отсутствовали). Воодушевлённые его примером, другие шайенны атаковали и ворвались в лагерь, убивая и захватывая пленников.