Равовой статус муниципального служащего
Понятие правового статуса муниципального служащего
Правовое положение муниципального служащего определяется в федеральном законодательстве (Конституция РФ, Законы и др.), в законах и нормативно-правовых актах субъектов Федерации, а также в уставах и иных правовых актах муниципальных образований.
Возможность физического лица вступать в качестве муниципального служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по муниципальной службе связана с наличием у него правового качества, которое называется правосубъектность. Правосубъектность муниципального служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной муниципальной должности и составляет основу правового статуса муниципального служащего, который включает в себя три основных элемента: права, обязанности и ответственность и дополнительных - ограничения и гарантии.
Основной правового статуса муниципального служащего являются его права и обязанности. Согласно разграничению полномочий в сфере регулирования муниципальной службы федеральные законы не содержат их конкретного перечня, он устанавливается законодательством субъектов Федерации. При этом надо иметь в виду, что он не является исчерпывающим, а определяет только основные из них. Дополнительно к ним муниципальные образования в своих уставах могут отражать и другие права и обязанности исходя из местных условий и традиций, специфики муниципального образования (экономическое развитие, специализация экономики) и других факторов.
Административно-правовой статус муниципального служащего имеет свои особенности:
› права и обязанности муниципального служащего устанавливаются в пределах компетенции органа местного самоуправления;
› носит производный характер - деятельность муниципального служащего подчинена осуществлению задач и функций органа местного самоуправления, в котором он проходит службу;
› права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах населения муниципального образования и государства;
› предписания муниципальных служащих обязательны для исполнения на территории данного муниципального образования всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и их форм собственности;
› реализация прав и обязанностей гарантируется государством;
› ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности муниципальной службы.
Содержание правового статуса
Содержание правового положения муниципального служащего характеризуется общегражданскими (муниципальные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.
Должностные обязанности муниципального служащего являются производными от задач, функций и полномочий органа местного самоуправления, обеспечить исполнение которых и должна муниципальная служба.
Служебные права и обязанности подразделяются на:
● общие для всех муниципальных служащих:
= относящиеся к существу служебной деятельности по осуществлению местного самоуправления (обеспечивать соблюдение и защиту Конституции РФ, законом государства, прав и законных интересов граждан на территории данного муниципального образования и др.);
= сопутствующие статусу муниципального служащего (не совершать действий, подрывающих авторитет муниципального служащего, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.).
● специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности органа местного самоуправления.
Среди прав, предоставленных Законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. и Законом Московской области муниципальному служащему предоставлены следующие права:
≈ Знакомиться с документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
≈ Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения независимо от форм собственности для исполнения обязанностей по службе;
≈ Принимать решения в пределах своей компетенции;
≈ Продвигаться по службе и на повышение денежного содержания с учетом квалификации и профессиональных качеств;
≈ Повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств местного бюджета;
≈ выходить в отставку, получать пенсионное обеспечение и др.
Указанными выше законодательными актами установлены следующие обязанности муниципального служащего:
◆Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, федеральных законов и субъектов Федерации, нормативно-правовых актов муниципального образования;
◆ Добросовестно исполнять должностные обязанности и распоряжения вышестоящих руководителей (в пределах их компетенции);
◆ Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;
◆ Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;
◆ Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;
◆ Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.
Предоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 (ст.11) устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с муниципальной службой.
Для муниципального служащего не допускается:
● Занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
● Быть депутатом (законодательного) представительного органа, а также членом иных выборных органов местного самоуправления;
● Состоять членом органа управления коммерческой организации;
● Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в муниципальном органе;
● Получать от физических и юридических лиц вознаграждение (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) за исполнение служебных обязанностей в их интересах;
● Получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
● Принимать участие в забастовках
● Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. муниципальное имущество и служебную информацию;
● Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и с целью образования их структур в органе местного самоуправления и др.
К правовым нормам, закрепляющим правовой статус муниципального служащего, относятся также нормы устанавливающие основания, виды и порядок применения поощрений муниципального служащего.
За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей муниципальный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.
Под ответственностью муниципального служащего понимается обязанность муниципального служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении муниципальных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:
Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);
Административная – за совершение административных правонарушений;
Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;
Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.