Различные способы классификации предприятий
Розничной торговли
Предлагаемый товарный ассортимент | Относительное внимание к ценам | Характер торгового обслуживания | Принадлежность магазина | Разновидность концентрации магазинов |
Специализированный магазин | Магазин сниженных цен | Торговля с заказом товара по почте или по телефону | Корпоративная сеть | Центральный деловой район |
Универмаг Универсам Магазин товаров повседневного спроса | Склад-магазин Магазин-демзал, торгующий по каталогу | Торговые автоматы Служба заказов со скидкой | Добровольная сеть розничных торговцев и кооператив розничных торговцев | Региональный торговый центр Районный торговый центр |
Комбинированный универсам, универсам широкого профиля, торговый комплекс | Торговля вразнос | Потребительский кооператив Объединение держателей привилегий | Торговый центр микрорайона | |
Розничное предприятие слуг | Розничный конгломерат |
ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ. Первым параметром классификации розничных торговых заведений является предлагаемый ими товарный ассортимент. Существуют бакалейные, гастрономические, винные, мебельные магазины и т. д. В более широком смысле мы можем говорить о широте и насыщенности ассортимента, выделяя по этим признакам основные типы магазинов. Наиболее важными являются специализированныемагазины,универмаги, универсамы, магазины товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля.
Специализированные магазины.Специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины можно дополнительно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. Магазины одежды ¾ это магазин обособленного полного ассортимента,магазин мужской одежды ¾ это магазин с ограниченным ассортиментом,а магазин, торгующий мужскими рубашками, которые сшиты на заказ, ¾ это узкоспециализированный магазин.По мнению ряда специалистов, быстрее всего в будущем будет расти число узкоспециализированных магазинов, использующих преимущества сегментирования рынка, выбора целевых сегментов и специализации товара. Уже есть магазины, которые торгуют только спортивной обувью, только одеждой для высоких мужчин (в основном джинсами) или только калькуляторами.
В последнее время распространение специализированных магазинов связано с бумом торговых центров, обычно состоящих из одного-двух универмагов и множества специализированных магазинчиков. На долю этих магазинчиков нередко приходится 60¾70% всей площади торгового центра. Большинство специализированных магазинов до сих пор принадлежит независимым торговцам, однако быстро растет и число специализированных магазинных сетей. Наиболее преуспевающие специализированные магазины концентрируют свои усилия на полном удовлетворении нужд конкретных целевых рынков.
Магазин «Лимитед» специализируется на торговле модной одеждой для женщин в возрасте от 18 до 35 лет, которые готовы заплатить чуть больше, лишь бы выглядеть как надо. Товар представляют покупательницам в виде тщательно подобранных комплектов. Сотрудницы магазина одеты по последней моде. Они того же возраста, что и представительницы целевого рынка, а сам магазин пронизан духом современности. Точно определив свой целевой рынок, «Лимитед» может изучать запросы модниц возрастной группы от 18 до 35 лет, проводить предварительные испытания новинок моды, придавать этим новинкам образ уникальности, точно нацеливать рекламу и распределять эти новинки по торговым центрам.
Однако специализированный магазин может оказаться в неприятном положении, если товары его ассортимента потеряют популярность. Об одном из подобных примеров рассказывается во врезке 31.