Методические указания и материалы. Семинар 1. История как наука
Семинар 1. История как наука
1. Предмет, формы и функции исторической науки.
2. Теория и методология исторической науки.
3. Мировая история: основные этапы развития.
Методические указания и материалы
1. При рассмотрении первого вопроса важно уяснить значение таких понятий, как объект и предмет изучения, выяснить функции исторической науки, ее общественную значимость. Объектом исследования для историка является история как процесс развития человечества или какая-либо часть этого процесса. Исторический процесс проявляется в огромном количестве событий, имеющих разное значение. Задача историка состоит в том, чтобы выявить самые существенные события и объяснить причины и механизмы их развития. Эти существенные события, связи и отношения, существующие в рамках объекта исследования, и составляют предмет исследования, который всегда у́же, чем объект. Объектомипредметомизучения может быть история отдельных стран и народов, отдельных личностей, чьи дела оказались важными для человечества, могут изучаться отдельные аспекты жизни общества. Историческое знание может иметь разные формы: политическая, социальная, экономическая история, история искусства, города, семьи и др. Однако в итоге историки стремятся к познанию мирового исторического процесса в целом.
История как наука выполняет следующие социальные функции: практически-политическую, познавательную, мировоззренческую, воспитательную, прогностическую.Раскройте каждую из этих функций.
2. В ходе обсуждения второго вопроса необходимо уяснить значение таких понятий, как теория, метод, методология истории, составить представление об основных теориях, объясняющих исторические процессы.
Теория истории – система положений, дающая целостное объяснение причин и механизмов развития мирового исторического процесса или его части. В эпоху Средневековья историю объясняли в рамках концепций библейского креационизмаипровиденциализма. Вся история рассматривалась как результат творения и осуществления Божьего замысла (Провидения). В XVIII в. видные ученые эпохи Просвещения, признавая Бога творцом природы и человека, отвергли его вмешательство в дальнейшее развитие природы и общества. Ж. Кондорсе рассматривал исторический процесс как результат развития человеческого разума. Он разделил историю человечества на 9 эпох, начало которых связывал с тем или иным крупным изобретением. Ш. Л. Монтескьеуказывал на то, что общественный строй, обычаи и сами народы формируются под воздействием окружающий среды (климат, реки, почва и др.). Этот подход получил название географического детерминизма.
Во второй половине XIX в. работы Ч. Дарвина, показавшего механизм биологической эволюции, заставили многих ученых отбросить идею Бога-творца. В общественных науках эволюционные идеи были положены в основу теории исторического материализма (истмат),которую создалинемецкие ученые К. МарксиФ. Энгельс.Важнейший тезис истмата гласит: общественное бытие, т. е. социальная среда, в которой живет человек, определяет его сознание. Составной частью истмата является формационнаятеория,описывающая мировой исторический процесс как закономерную смену стадий развития – общественно-экономических формаций. Переход от одной формации к другой происходит в результате развития производительных сил (человека и средств производства), которое влечет за собой изменения в производственных отношениях (отношениях людей по поводу производства и распределения произведенного продукта). Производственные отношения составляют «базис», который влияет на формирование «надстройки» – всех иных общественных отношений (политических, правовых, культурных). В свою очередь надстройка формирует механизмы (политические идеи и партии), которые производят смену базиса тогда, когда старые производственные отношения становятся тормозом в развитии производительных сил. Противники критиковали К. Маркса за «экономический детерминизм», игнорируя тот факт, что истмат прямо предполагает активную роль надстройки и отмечает роль личности в истории, от которой в критических ситуациях часто зависит выбор той или иной альтернативы развития общества.
В противовес формационной теории со второй половины XIX в. стали активно создаваться различные варианты цивилизационной теории(теория культурно-исторических типов, теория локальных цивилизаций и т. п.). Ее сторонникирассматривают мировую историю как историю сосуществования и взаимовлияния различных цивилизаций, каждая из которых имеет свои уникальные особенности и проходит определенные циклы: рождается, достигает стадии зрелости, а затем умирает. Важную роль в развитии цивилизационной теории сыграли Н. Я. Данилевский, М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев. Сторонники цивилизационной теории делают акцент на роли культурных факторов (например, религии) в развитии различных стран и народов. Сторонники истмата обычно критикуют цивилизационный подход за явную слабость в объяснении причин и механизмов развития, за недооценку социально-экономических факторов, под воздействием которых формируется та или иная политическая система и идеология.
Многие ученые полагают, что формационная и цивилизационная теории не исключают, а дополняют друг друга, и в таком единстве являются ведущими общими теориями истории. Важную роль в своеобразном синтезе формационного и цивилизационного подходов сыграла Школа «Анналов»– группа французских историков, объединившаяся вокруг исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.). Они поставили своей целью исследовать экономические, социальные и культурные связи в их единстве. Особое внимание уделялось изучению менталитета – устойчивых массовых представлений людей той или иной эпохи. При этом формирование и изменение менталитета представители Школы «Анналов» связывали с изменением условий социально-экономической жизни людей, что сближало их подход с истматом.
Теория всегда создается на базе результатов изучения истории, а изучение происходит при помощи методов исследования. Метод представляет собой принципили правило, выведенное из накопленного знания и используемое как инструмент для получения нового знания. Система используемых методов составляет методологиюистории. Основные научные методы: анализ, синтез, сравнительный, статистический, структурно-функциональный, системный и др. Важнейшим для историка является принцип историзма. Он предполагает изучение любого феномена в процессе его последовательного развития с учетом всех факторов, оказавших на него воздействие, с выявлением роли и значения каждого из этих факторов. Принцип историзма помогает получить конкретное знание о конкретном историческом процессе, свободное от влияния неких умозрительных моделей и т. п.
3. В ходе обсуждения третьего вопросаследуетсосредоточиться на общей характеристике основных этапов развития мировой истории: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте предмет и основные функции истории как науки.
2. Какие существуют основные теории исторического развития?
3. Перечислите основные методы изучения истории.