Период с начала XIX в. до настоящего времени.

1. Подумайте, почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции в Российской империи повсеместно?

2. Каково историческое место движения декабристов и в чем состоит его историческое значение?

3. Как вы думаете, в чем оказались правы славянофилы, а в чем западники в трактовке прошлого и будущего России?

4. Какие факторы определили условия крестьянской реформы 1861 г.? Могла ли эта реформа быть более радикальной?

5. В чем состоят особенности российского парламентаризма?

6. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершены?

7. Сравните революцию 1905 – 1907 гг. и Февральскую революцию 1917 г. В чем их сходство и различие?

8. От чего зависел выбор пути общественного развития России после Февральской революции?

9. Почему Временное правительство так и не сумело стать сильной властью?

10. Можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию? Если да, то когда и как?

11. Является ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?

12. В чем заключалась сила и слабость Белого движения?

13. Каковы основные черты «военного коммунизма» и являлось ли его введение следствием лишь утопических воззрений большевиков?

14. Какие противоречия порождала нэповская модель развития страны? В чем заключались причины свертывания НЭПа?

15. Какой принцип был положен в основу создания СССР? Какие этапы можно выделить в создании СССР? Мог ли Советский Союз быть действительно федеративным государством?

16. В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации?

17. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима? Какие субъективные факторы способствовали этому?

18. Под воздействием каких факторов и традиций она сформировалась?

19. Охарактеризуйте заключенный 23 августа 1939 г. так называемый «пакт Риббентропа ‑ Молотова». В чем вы видите плюсы и минусы советско-германских соглашений?

20. Каковы были основные причины Второй мировой войны? В чем их сходство и различие с причинами Первой мировой войны?

21. Какие тенденции проявлялись в массовом сознании после войны?

22. Как бы вы в целом могли охарактеризовать период «оттепели»? Определите его место в последующей истории страны.

23. Чем вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло?

24. Объясните, почему к середине 80-х гг. были исчерпаны возможности старой системы в СССР? Какие новации предложил М.С. Горбачев в политике и экономике?

25. В чем проявился кризис политики перестройки в начале 90-х гг.? Почему ее реализация привела к нарастанию социально-политической напряженности в обществе?

26. Можно ли было сохранить Советский Союз?

27. Как вы оцениваете перемены в политической системе России, произошедшие за последние годы?

28. Имеют ли шансы национальные проекты на удачное завершение?

29. Может ли Россия войти в пятерку индустриально развитых стран мира к 2020 г.

Тренировочные тестовые задания

Тема: ДРЕВНЯЯ РУСЬ

1. В каком году произошло легендарное призвание варягов на Русь?

1)862; 2)882; 3)912; 4)972.

2. Какая битва произошла в 1223 г. ?

1) новгородцев с суздальцами;

2) Романа Мстиславовича с поляками;

3) на реке Калке;

4) Невская битва.

3. С каким государством Древняя Русь заключила свой первый международный договор?

1) со Швецией;

2) с Византией;

3) с Польшей;

4. Как называется древнейшая известная христианская церковь, сооруженная в Киеве?

1) Софийский собор;

2) Спасо-Преображенский собор;

3) Десятинная церковь;

4) Церковь Покрова на Нерли.

5. Что из перечисленного произошло в княжение Ольги?

1) Русь приняла христианство;

2) Была достигнута окончательная победа над печенегами;

3) Была составлена "Повесть временных лет";

4) Полюдье было заменено повозом.

6. Как назывался смерд, попивший в зависимость от владельца земли за ссуду деньгами или зерном?

1) холоп; 2) закуп; 3) рядович; 4) челядин.

7. Что такое фреска?

1) изображение, сделанное масляными красками на

2) деревянной доске;

3) роспись по сырой штукатурке водяными красками;

4) книжная миниатюра;

5) изделие из кусочков смальты или цветного стекла.

8. Что из перечисленного относится к предпосылкам

образования Древнерусского государства?

1) великое переселение народов;

2) крещение Руси;

3) подсечно-огневое земледелие;

4) переход от родовой общины к соседской.

9. Назвать следствие политической раздробленности.

1) рост городов;

2) упадок ремесла;

3) сокращение внешней торговли;

4) укрепление обороноспособности страны.

10. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) съезд князей в Любече;

2) Ледовое побоище;

3) взятие Киева войском Батыя;

4) первое упоминание о Москве.

11. Соотнесите события и годы:

1)крещение Руси; А) 988-989;

2)договор Руси с Византией; Б) 882;

3)расправа древлян над князем Игорем; В) 945;

4)поход князя Олега на Киев. Г) 907.

12. Соотнесите имена и события:

1) Ярослав Мудрый; А) перенос столицы во Владимир;

2) Владимир Мономах; Б) начало составления "Русской правды";

3) Александр Ярославич; В) победа в Невской битве;

4) Андрей Боголюбский. Г) попытка восстановить единство Руси.

Вопросы, требующие краткого ответа, состоящего из одного слова, словосочетания, даты, года или аббревиатуры.

13. Назовите имя первого русского митрополита, автора "Слова о законе и благодати": ____________.

14. Назовите город, который монголы прозвали "злым", поскольку несмотря на население в тысячу человек, он выдерживал осаду войска Батыя 7 недель: _______________.

15. Вставьте в текст отрывка "Повести временных лет " пропущенное имя:

«Когда ____________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел... И посылал в иные земли со словами:

«Иду на вы!» И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам...». Пошел _____________ на хазар.»

Тестовое задание 2

Наши рекомендации